• Балканы, Афон, Константинополь
  • Подвижники в миру: иерей Димитрий Пападимитриу

    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).

    Отец Димитрий родился в селении Арадиппу на острове Кипр в 1890 году. Его родителей звали Николай и Анна. Кроме Димитрия у них было ещё две дочери.

    Когда Димитрий был совсем маленьким – у него умер отец. Его мать была очень благочестивой и трудолюбивой женщиной. Она смогла в одиночку воспитать детей и дать им образование. Ходил в школу и маленький Димитрий.

    Мальчику исполнилось десять лет, когда произошёл случай, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. В тот день Димитрий пас коров. Внезапно одно из животных словно взбесилось и понеслось не разбирая дороги. Маленький пастух схватил верёвку к которой была привязана корова и попытался её удержать. Но все его усилия были тщетны: животное продолжало нестись и волочить за собой мальчика, пока он не свалился в заброшенный колодец. Димитрий чувствовал, что скоро силы оставят его, и он утонет, и громко звал на помощь. Но кто мог услышать его в этой малолюдной местности? Внезапно Димитрий увидел перед собой святителя Николая, который благословил его. В тот же миг он почувствовал, как вода в колодце стала быстро прибывать. Вскоре поток достиг поверхности и мальчик смог легко выбраться из колодца. Тотчас вода опустилась на свой прежний уровень. Святитель Николай вновь благословил Димитрия и сказал: «Будь осторожен. Не подвергай свою жизнь опасности. Ты будешь священником». После этого Святой исчез.

    Димитрий серьёзно отнёсся к чудесному избавлению от смерти и прислушался к словам Святого Николая. Он стремился вести духовную жизнь, часто ходил в церковь и возделывал в себе склонность к пастырскому служения. С 12 лет Димитрий посещал монастырь святого Георгия и в течение трёх лет помогал служившему там иеромонаху Лаврентию. Научившись в монастыре византийскому пению, Димитрий стал петь в своём приходском храме. Вскоре его пригласили певчим и в соседнюю деревню Авделлеро. По большим праздникам он ходил туда пешком на вечернюю службу и Литургию. Путь был неблизким (10 километров пешком по пересечённой местности) но мальчик не роптал. Он преодолевал трудный путь с радостью и даже шутил, что по дороге считает шаги.

    Димитрий помогал матери в сельскохозяйственных работах. Нравилось ему и чтение. У него была отличная память.

    Односельчане, видя что Димитрий всегда спокоен и никогда не раздражается, решили испытать его. Они как раз были заняты на строительстве новой дороги, и когда Димитрий по своему обыкновению шёл пахать поле, ведя на привязи волов, преградили ему путь. Он не только не стал кричать или раздражаться, но вообще ничего не сказал односельчанам, развернулся и вернулся домой. Потом, когда его спросили, как ему удалось сдержаться и не разгневаться, Димитрий сказал: «Я подумал, что не стоит человеку терять мир в душе из-за тщетных земных вещей. Также я представил себе, что мне преградили путь не люди, а заросли колючек».

    Достигнув совершеннолетия Димитрий женился на девушке по имени Параскева. В браке у него родилось двое сыновей, один из которых (по имени Николай) впоследствии стал священником.

    Принимая во внимание способности и добродетели Димитрия односельчане обратились к епископу с просьбой рукоположить его во иереи и назначить на их сельский приход. Владыка спросил: «Не возражает ли кто-нибудь против этого?». «Нет никого более достойного чем Димитрий», - отвечали ему жители Арадиппу. Епископ согласился при условии, что Димитрий окончит Семинарию, но селяне настаивали, чтобы Владыка сам поговорил с Димитрием и испытал его. Епископа потрясли глубокие знания и смирение батюшки. «У Димитрия лучшая богословская подготовка чем у нас!», - воскликнул архиерей. Он рукоположил юношу во диаконы, затем во пресвитеры и назначил на приход селения Арадиппу – в церковь апостола Луки.

    Батюшка добросовестно исполнял свои пастырские обязанности. Он помнил даты крещения и венчания каждого из своих прихожан. Отцу Димитрию не нужны были книги, так как хорошая память сочеталась у него с заботливым отношением к пастве.

    Отличительными чертами батюшки Димитрия были смирение, мирный дух и милосердие. Однажды вечером он сидел во дворе своего дома. Мимо проходил один из его односельчан, который занимался продажей мелко порубленных дров, которыми тогда топили печи. Он выглядел расстроенным: за целый день не продал ничего и возвращался домой с пустыми руками (а это означало, что он не сможет купить еду своей многодетной семье). Батюшка не испытывал никакой нужды в дровах, так как его дровница была забита до отказа, но пожалел бедняка и купил у него полную повозку дров. Попадья начала роптать и ругать отца Димитрия: «Зачем ты покупаешь ненужные нам вещи и бросаешь деньги на ветер, в то время как мы сами нуждаемся». Отец Димитрий невозмутимо и без раздражения отвечал своей супруге: «Мы помогли нуждающемуся человеку и Бог нас не оставит. Он воздаст нам вчетверо». Вскоре пришёл один из прихожан и пригласил отца Димитрия совершить какое-то Таинство. По его окончании он дал батюшке достойное денежное вознаграждение (сумма ровно в четыре раза превышала ту, на которую он купил дрова у бедняка). Вернувшись домой отец Димитрий сказал супруге: «Видишь, что значит доверять свою жизнь Богу. Никогда впредь не уподобляйся жене Иова».

    Все односельчане уважали отца Димитрия за его добродетели и ревностное исполнение пастырских обязанностей. Завидев батюшку дети бежали к нему взять благословение. Некоторые люди ругали их и советовали не утомлять священника. Тот отвечал на это словами Евангелия: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»1.

    Однажды в доме отца Димитрия вследствие какого-то недоразумения возник конфликт. Чтобы не обострять его, миролюбивый батюшка укрылся пластиковым пакетом и вышел на улицу, где в это время лил дождь. Спустя длительное время он убедился, что «гроза прошла» и вернулся домой. С помощью этого нехитрого приёма отец Димитрий сохранил мир в сердце.

    Батюшка был последовательным и обязательным человеком. Он стремился к тому чтобы его совесть всегда была чиста. Однажды у батюшки произошёл разлад с одним из местных начальников. Чиновник решил отомстить отцу Димитрию и пожаловался на него епископу. Владыка толком не разобравшись встал на сторону начальника. Он вызвал к себе батюшку и запретил ему служить Литургию до тех пор пока он не попросит у чиновника прощения. Отец Димитрий беспрекословно послушался архиерея и пошёл просить прощения у начальника, но тот специально спрятался от батюшки, желая отомстить ему. Он знал, что запрещение в служении станет для него самым страшным наказанием. В воскресение отец Димитрий пришёл в храм, отслужил Утреню и остановил службу. Он попросил у прихожан прощения и рассказал им, по каким причинам не может служить Литургию. Верующие нашли начальника и заставили его примириться со священником.

    Отец Димитрий очень любил богослужение. Он всем сердцем отдавался служению. Во время Литургии (особенно на словах «Горе имеем сердца») многим казалось что он парит над землёй и непосредственно общается с горним миром.

    Батюшка во всём жертвовал собой. Он не брал в расчёт себя и с готовностью в любое время дня приходил на помощь страждущим и утешал скорбящих. Как добрый пастырь, он готов был пожертвовать собственной жизнью ради своих прихожан. Во время турецкого мятежа на Кипре пастырское служение в деревнях со смешанным2 населением было затруднено. Турки в первую очередь убивали учителей и священников, считая их главным препятствием в «отуречивании» острова.

    Отец Димитрий продолжал своё служение невзирая на трудности и не принимая в расчёт опасности. Его уважали и любили даже турки. Батюшка дружил с ходжой3 и однажды посетил турецкую школу – ученицы подарили ему букет цветов, а ходжа – апельсины.

    Из-за наветов злых людей отцу Димитрию запретили служить Божественную Литургию. Он очень расстроился. Невозможность служить стоила батюшке нескольких лет жизни.

    Когда батюшка совершал последнюю Божественную Литургию перед запретом – он сказал прихожанам: «я служу в последний раз». Все расстроились и недоумевали, по каким причинам ему запрещено служение. Та, последняя Литургия, была самой величественной, красивой и проникновенной. Даже голос батюшки звучал в этот день как-то по-особенному. В конце богослужения все прихожане плакали.

    Когда запрет был снят, отец Димитрий вернулся к служению. Некоторое время спустя он вышел на пенсию, но не мог жить без Литургии и служил в селении Трулос в течение ещё девяти лет. В возрасте 81 года он тяжело заболел и оказался прикован к постели. Многочисленные недуги причиняли священнику боль, но он руководствовался словами Апостола «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»4.

    Сын отца Димитрия, видя приближение кончины батюшки, сообщил об этом своему брату, который в то время находился в Англии. Отцу Димитрию об этом никто не сказал. Прошло несколько дней. Вдруг батюшка обратился к своей супруге со словами: «Открой дверь. Приехал наш сын из Англии». Попадья сперва подумала, что отец Димитрий из-за своей болезни стал бредить. Но видя его настойчивость – отворила дверь. На пороге стоял их сын. Он как раз собирался постучать, чтобы ему открыли.

    Отец Димитрий Пападимитриу мирно скончался 14 марта 1971 года в возрасте 81 года.

    Да пребудут с нами его молитвы. Аминь.

    1 Мф. 19:14.

    2 Речь идёт о сёлах населённых греками и турками (Прим. пер.).

    3 Ходжа (от перс. хадже - господин) - почетный титул мусульманина в странах Ближнего и Среднего Востока. Возник в средние века. Давался придворным сановникам, высшему духовенству, купцам.

    4 Флп. 4:13.

    Смотри также:

    По вере и чудеса. Любовь ко всем. Благословенный Симеон
    Сегодня мы публикуем несколько отрывков из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый
    Мы продолжаем публиковать главы из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    В Греции вышел второй том книги «Подвижники-миряне»
    Издательский Дом «Святая Гора» планирует её публикацию на русском языке (ориентировочно в конце 2013 года). Отдельные главы из книги будут регулярно выкладываться на нашем сайте начиная с завтрашнего дня. Таким образом, Вы сможете стать первыми читателями книги, которая ещё только готовится к публикации.
    Подвижники в миру
    Agionoros.ru начинает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).  По просьбе автора мы изменили название книги с «Подвижники-миряне» на «Подвижники в миру».
    Подвижники в миру. Димитрий Аргиропулос
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Георгий Иланидис
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Апостолос Цалапатас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Димитрий и Ева Саулиди
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005)
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 2. За тридцать лет своего пастырского служения он сорок раз посетил все населённые пункты своей епархии
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 3. Монахолюбивый епископ и аскет
    Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 4. На заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе
    Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».
    Митрополит Антоний (1920-2005). Окончание. Чудеса и наставления.
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 2
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Окончание
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 2
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 3
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию окончание рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский сказал: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 1
    Agionoros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим Димопулос известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 6
    AgionOros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим (Димопулос) известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 7. Проявление благодатных даров старца
    Рассказывает духовное чадо отца Тимофея: «Во время первой нашей встречи старец подарил мне «Лавсаик». Книга о подвигах монахов египетской пустыни меня не заинтересовала, так как в то время все мои мысли были неразрывно связаны с идеей о будущей женитьбе. С трудом я оказал послушание старцу и прочитал всю книгу.
    Подвижники в миру: Монах Димитрий
    Блаженный памяти Соломос (в иночестве Димитрий) был родом из деревни Крито Маротто на острове Кипр. Он родился в 1859 году. Женился на Параскеве Христодулу и поселился в селении Фити Пафского района. У благочестивых супругов родилось пять детей. Во время родов младшего сына по имени Христодул Параскева умерла. Соломос овдовел в возрасте 43 лет. С верой в Бога он превозмогал трудности, оставался верен своей супруге, вырастил и помог встать на ноги детям.
    Подвижники в миру: Священник Иоанн Сгурас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру».

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».