• Балканы, Афон, Константинополь
  • Румынская Православная Церковь в XX в.

    В настоящий момент Румынская Православная Церковь состоит из 22 епархий, сгруппированных в пять митрополий, в которых служат 41 архиерей, 123 протопресвитера, 9400 священников и диаконов), и по разным оценкам от восьми до двенадцати тысяч приходов. Общее число верующих по официальным данным превышает 20.000.000 человек.

    Блаженнейший Патриарх всея Румынии Мирон (Кристя)
    Блаженнейший Патриарх всея Румынии Мирон (Кристя)
    После I Мировой Войны произошла консолидация румын в едином государстве. Естественно это привело и к церковному объединению всех «румынских» епархий в рамках одного национального патриархата. Первым шагом к этому стало вхождение в Румынскую Церковь нескольких существовавших до того времени самостоятельно митрополий:

    а) Трансильванской (иначе Сибиуской, или Германштадской), до 1918 года находившейся на территории Венгрии. Общее число православных, проживавших на территории Трансильвании составляло два с половиной миллиона человек.

    б) Буковинской, также находившейся на территории Австро-Венгрии. К началу XX века в Буковине проживало 500.000 православного населения, из которых 270.000 украинцев и 230.000 румын. При этом все митрополиты избирались из румын, а богослужение совершалось преимущественно на румынском языке.

    в) Бесарабской, находившейся в подчинении Русской Православной Церкви, насчитывавшей две епархии с общим числом более двух миллионов верующих. С 1940 года вернулась в каноническое подчинение Русской Церкви.

    Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 года Румынская Православная Церковь была провозглашена Патриархатом, объединившим все епархии, оказавшиеся на территории румынского государства. Вселенский Патриарх своим Томосом от 30 июля 1925 года признал каноничность этого решения. 1 ноября 1925 года состоялась торжественная интронизация тогдашнего румынского Митрополита-Примаса Мирона (Кристи) в сан Блаженнейшего Патриарха всея Румынии, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского. До своей смерти (1939) владыка Мирон успел возглавить и румынское государство, став на короткий срок регентом страны.

    Иеромонах Гликерий Тэнасе
    Иеромонах Гликерий Тэнасе
    В 1924 по инициативе предстоятеля Румынской Церкви состоялся переход на новый богослужебный календарь. Главным противником реформы стал иеромонах Покровского скита в Молдавии Гликерий Тэнасе1, впоследствии основавший Преображенский монастырь, ставший главным оплотом старостильников. В 1955 году румынских противников нового богослужебного календаря возглавил епископ Галактион Кордун (1956). Он рукоположил несколько епископов, основав тем самым иерархию Румынской Церкви Старого стиля, в настоящий момент возглавляемой митрополитом Власием (Могризаном). Общие число старостильников (по их собственным оценкам) составляет 1.000.000 человек.

    Еще одна старостильная церковь Румынии была основана диссидентом и борцом с коммунизмом епископом Виктором (Леу) в 1960 году. В настоящий момент священноначалие этой старостильной группы состоит из двух епископов, а общее число верующих едва ли превышает десять тысяч человек (в основном они проживают на территории Молдавии).

    Антонеску
    Антонеску
    Накануне Второй Мировой Войны в Румынии утвердился режим Антонеску, выступивший на стороне Гитлера и его союзников. После окончания Второй Мировой войны Румыния была преобразована в «народную республику» и вошла в состав восточного блока. Церковь вынуждена была пойти на сотрудничество с государством, но несмотря на это верующие все равно оказались под жёстким идеологическим давлением.

    В октябре 1948 года после соглашения достигнутого правительством Румынии и Ватиканом, к Румынской Православной Церкви было присоединено 1.500.000 униатов (организованных в одну митрополию и две епископии). Большая часть этих верующих сохранила свои православные обычаи и с радостью вернулась в лоно Матери-Церкви. Впрочем были среди них и недовольные, так что после падения коммунистического режима (в 1990 году) Униатская Церковь в Румынии была воссоздана.

    Патриарх Иустиниан (Марина)
    Патриарх Иустиниан (Марина)
    В 1948 году патриархом стал Иустиниан (Марина). Будучи талантливым переговорщиком, он смог добиться достаточно лояльного отношения государства к румынской православной общине, которая пусть и под контролем государства, но все же сохранила свою управленческую автономию. В 1949 году совместными усилиями патриарха и Синода был разработан Устав Румынской Православной Церкви, во многом сохранивший свою силу вплоть до настоящего времени. Интересно, что несмотря на светский характер государства полного разделения Церкви и государства в этой стране не произошло: епископы приносили присягу на верность Румынии и правительству и фактически являлись государственными служащими, перед которыми была поставлена задача борьбы с «религиозными предрассудками».

    В 1958 было отмечено достаточно масштабное гонение против румынского клира, впоследствии репрессии, как правило, были не столь масштабными и носили «точечный» характер. Хотя всего за период комунистического правления тем или иным насильственным действиям подверглись тысячи иереев, монахов и простых верующих. Церковь находилась под пристальным вниманием тайной полиции (секуритате), а на правительственном уровне реализовывалась масштабная программа по пропаганде атеистической идеологии.

    Патриарх Феоктист
    Патриарх Феоктист
    На фоне негативного отношения к коммунистической идеологии у румынского народа формировалось позитивное отношение к Западной цивилизации. В надежде ослабить гнёт атеистического режима иерархия румынской Церкви также обратила свой взор в сторону Европы, приняв активное участие в экуменистических контактах. Участие во Всемирном Совете Церквей стало рассматриваться как путь к признанию и поддержке гонимых православных ценностей. На деле (по утверждению многих современных ученных) это привело Румынскую Церковь к некоторому отходу от линии православной традиции и определённой духовной зависимости от Запада.

    В настоящий момент Румынская Православная Церковь2 состоит из 22 епархий, сгруппированных в пять митрополий, в которых служат 41 архиерей, 123 протопресвитера3, 9400 священников и диаконов), и по разным оценкам от восьми до двенадцати тысяч приходов.

    Общее число верующих по официальным данным превышает 20.000.000 человек. Каноническая юрисдикция Румынской Православной Церкви распространяется на территорию Республики Румыния, а также на православных румын Австралии, Новой Зеландии, Америки (США и Канада), Англии, Венгрии, Великобритании, Швеции, Франции, Германии, Австрии и Болгарии.

    Румынской Патриархией и епархиями издается ряд периодических церковных и научных журналов. Центральными изданиями Румынской Церкви являются «Biserica Ortodoxa Romana» («Румынская Православная Церковь», издается с 1883 года), «Ortodoxia» («Православие», издается с 1949 года), «Studii Teologice» («Богословские исследования», издается с 1949 года), «Romanian Orthodox Church News» («Новости Румынской Православной Церкви», издается с 1971 года на Румынском и английском языке).

    В разное время Румынскую Православную Церковь последовательно возглавляли патриархи Мирон (1925 — 1939), Никодим (1939 — 1948), Иустиниан (1948 — 1977), Иустин (1977 — 1986), Феоктист (1986 – 2007)и Даниил (2007 – по н.вр.).

    Центральными органами управления Румынской Православной Церкви являются Священный Синод, Национальное Церковное Собрание (Церковный Собор), Постоянный Синод и Национальный Церковный Совет.

    Высшая управленческая власть сосредоточена в руках Постоянного Синода, в состав которого входят патриарх (председатель) и четыре митрополита. Он созывается по мере необходимости и принимает решения по текущим церковным делам.

    Патриарх Даниил
    Патриарх Даниил
    Состоящий из всего епископата Румынской Церкви, Священный Синод созывается один раз в год. В его компетенцию входят важнейшие догматические, канонические и богослужебные вопросы.

    Центральным органом по решению вопросов хозяйственного и административного характера является Национальное Церковное Собрание. В его заседаниях, проходящих под председательством патрирха, участвуют по три представителя от каждой епархии (один клирик и два мирянина).

    Монашество в Румынской Православной Церкви как в прошлом (исключая вторую половину XIX века и начало XX века), так и в настоящем находится на исключительно высоком уровне.

    Сейчас на канонической территории Румынской Церкви находится 324 монастыря и скита, в которых подвизаются 4.100 (по другим данным 5 - 6.000) монахов и монахинь. Согласно Уставу и определениям Синода во всех монастырях Румынии введена общежительная система. Игумены монастырей управляют обителями совместно с собором иноков. Для принятия монашества требуется иметь начальное образование. В Румынии обители традиционно имеют не только большое духовное, но и хозяйственное значение: многие иноки несут послушания на производстве, в реставрационных и художественных мастерских. Как и в большинстве других Балканских Церквей на территории Румынии во второй половине XX века отмечен расцвет старчества и наметилось оживление древней исихастской традиции.


    1 В 1995 году был канонизирован синодом старостильников.

    2 По данным «Диптихов Элладской Православной Церкви».

    3 Возглвляют большие благочиния (протопресвириатства, протопопии). Назначаются местным архиереем.

    Смотри также:

    Румынская Церковь под юрисдикцией Константинопольского Патриархата
    После упразднения Тырновского патриархата православные жители Румынии оказались в церковной зависимости от Константинополя. Именно в этот период (XIV в.) после создания Дунайских княжеств – господарств Валахии и Молдавии при поддержке Вселенского патриархата Румынская Церковь организовалась в особые митрополии.

    Афанасий Зоитакис. Румынская Православная Церковь в XIX в.
    Вопрос о независимости Румынской Церкви от Константинопольской Патриархии был поднят уже в начале XIX в. молдавским митрополитом Вениамином Костаки (1803-1808). В этот период Турция руками господарей-фанариотов, используя зависмость румынских христиан от Вселенской патриархии, пыталась контролировать политические процессы на территории Валашских господарств и воспрепятствовать начавшемуся там национальному пробуждению.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

    Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.