• Балканы, Афон, Константинополь
  • Русский подвижник в болгарской обители. Продолжение

    Памяти архимандрита Климента Рильского (Кучеров; 1900- 1985) - церковного писателя и летописца Рильского монастыря в Болгарии.

    Келлия, где жил до 1961 года монах Климент. Фото автора
    Келлия, где жил до 1961 года монах Климент. Фото автора
    В 1961 году власти Болгарии неожиданно для братии решили закрыть Рильский монастырь и превратить его в культурно-исторический заповедник. 9 ноября года того же братия обители по решению Святого Синода начала переезжать в Бачковский монастырь. Это — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится он в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии.

    В своих дневниках архимандрит Климент записал, что 25 декабря 1961 года ему была назначена пенсия в размере 63 левов 30 стотинок и что в мае-июне 1962 года он работал в библиотеке Рильского монастыря и одновременно занимался оформлением своей 61 келлии, которая получила наименование «образцово-показательной келлии», а опись всех находившихся в ней предметов мебели и документов  была передана директору Национального музя Анчо Анчеву (1,с. 57).

    После первой зимы 1961-62 года, проведенной в Бачковском монастыре, отец Климент написал прошение   Патриарху Болгарии Кириллу, где просил разрешения переселиться в церковный дом при храме Пресвятой Богородицы в Благоевграде, oднако ему было   отказано в этом. Причины обращения в Патриарху с такой просьбой неизвестны, и в мае 2013 года их не могли   прокомментировать монахи Рильского монастыря. В августе 1962 года Святой Синод принял решение зачислить архимандрита Климента в число братии Бачковской обители.

    В ночь с 8 на 9 февраля 1964 года у отца Климента резко повысилось кровяное давление и достигло 230 единиц. После этого случая он стал внимательно следить за своим здоровьем и в своем дневнике записал, что это могло произойти из-за нервного состояния   или перемены климата после 40 лет жизни в Рильских горах, где   на высоте 1 147 м расположена Рильская обитель, в то время как Бачковский монастырь находится на морской равнине высотою не более 400 метров.

    В октябре 1965 года отец Климент принимает участие в работе комиссии по составлению списка экспонатов в монастырский музей. В январе 1968 года ему поручено написать брошюру об истории Бачковского монастыря, которая и была опубликована Синодальным издательством 56 стр.

    24 марта 1966 года он был удостоен научной степени кандидата богословия и ему вручен специальный диплом.

    26 марта 1969 года Святой Синод принял решение о возвращении отца Климента в Рильский монастырь. Несмотря на то, что он приложил в письме на имя Патриарха Болгарии Кирилла медицинский документ об атеросклерозе и гипертонии и рекомендацию врачей o желательном проживании ему не в горах, а на высоте не более 900 метров, его просьба о дальнейшем проживании в Бачковском монастыре не была удовлетворена. Своеобразным утешением монаху послужило благословение Cвятого Синода - совершить с 20 по 25 июня 1969 года на пароходе короткое путешествие из Пловдива в город своего детства и юности - Одессу.В августе того же года он был назначен на должность библиотекаря Рилького монастыря с месячным пособием в 30 левов.

    Работа в библиотеке располагала к творчеству и архимандрит Климент, используя свои долголетние дневниковые записи, начинает писать свои воспоминания. В 1969 году он завершил работу над двумя томами «Воспоминания из моей жизни. Рильский монастырь (1922 -1961)» („Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 -1961)».

    Свой дневник он писал аккуратным почерком в зеленых и голубых тетрадках, каждую из которых он нумеровал и указывал на обложке даты. Далее тексты дневников перепечатывались в нескольких экземплярах на пишущей машинке и составляли   толстые рукописи в синем переплете. В них представлены не только хроника жизни и деятельности Рильского монастыря на протяжении нескольких десятилетий, но и личные рассуждения относительно крупных общественно–политических событиях в Болгарии и СССР. Некоторые записи представляют сводку событий Второй мировой войны или сообщения об актуальных событиях в правительственных кругах Софии, комментарии газетных или радионовостей. Так, 7 мая 1945 года архимандрит Климент Рильский сообщает о «радостной Победе в Великой Отественной войне» и о том, как монахи совершили благодарственный молебен о капитуляции Германии.

    Иногда в дневниковых записях пересказываются услышанные монахом анекдоты на политические темы или записи повествуют о капризной погоде в Рильских горах и времени выпадения первого снега на монастырском дворе (1, c.26). Отец Климент откликается и своими   рецензиями на статьи в газете «Отечествен фронт» и других СМИ, если они посвящены Рильской   обители. Так, в дневниках середины 40-х годов отец Климент рассказывает о смерти и захоронении на территории Рильской обители болгарского царя Бориса III (18941943): «28 августа 1943 поступило сообщение о смерти царя Бориса III». За 13 дней до этого известия болгарский монарх в удрученном состоянии вернулся после двухдневного визита в Германию в Софию, а 17 августа отправился в загородную резиденцию в Рильских горах, где пробыл до 23 августа. Возвратившись в столицу, он сразу же пожаловался на плохое самочувствие и через некоторое потерял сознание в своем рабочем кабинете. Отец Климент рассказывает в своих документах, что «1 cентября принято решение хоронить его в монастыре»; «5 сентября состоялось погребение царя». Прослеживая далее тему царя Бориса в дневниках отца Климента, находим у него, что «24 апреля 1946 годa в монастыре по приказу властей из Софии в монастырской церкви извлекли останки царя Бориса» и 6 мая они были перенесены во Вранья - неофициальную резиденцию болгарских монархов на окраине Софии. (Далее - в парке или в другом, до сих не известном месте, тело Бориса III было тайно перезахоронено, а после падения коммунистического режима забальзамированное в особом растворе его сердце было перенесено в Рильский монастырь и похоронено в здании церкви «Рождества Богородицы».- Примечание автора).

    Он сделал фотоснимки всех братьев монастыря и после оформления альбома передал его в библиотеку В 1949 году он сделал опись всех документов имеющихся в монастрыском архиве и передал этот материал в архивный фонд Государственного архива Болгарии.

    Подробно рассказывает о жизни иеромонаха Павла Рильского (1874-1949), о котором в 2011 году болгарский архимандрит Серафим (Алексиев) выпустил в Софии книгу ( см.: 3 ). Он сообщил о внешних обликах и жизни монахов Нифонте, Анфиме, Иоасафе, Кирилле, Самуиле, Синесии, иеродиаконе Дионисии,   иеромонахах: Милетии, Викентии, Гаврииле, Пахомии, Сергии, Арсении и др.

    Митрополит Алексий и архимандрит Климент Рильский. Фото Рильского монастыря
    Митрополит Алексий и архимандрит Климент Рильский. Фото Рильского монастыря
    Короткие дневниковые записи отца Климента дают представление и о том, как в Рильской обители развивались русско-болгарские церковные отношения. В его архиве содержится информация о том, что 15 мая 1953 года монастырь посетила делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (1870-1955) и митрополитом Минским и Белорусским Питиримом ( 1887 —1963).

    В 1957 году 17 сентября монастырь посетили митрополит Минский и Белорусский Питирим и епископом Берлинским и Германским и управляющим Смоленской епархией Михаилом (19121985).

    В альбоме отца Климента сохранились фотографии о встрече в 1985 году в Рильском монастыре митрополита Таллинского и Эстонскиго Алексия- будущего Патриарха Московского и всея Руси), пребывавшего в Болгарии в составе делегации Русской Православной Церкви. Подробности этой встречи отсутствуют в тех архивных документах, которые изучал автор этого материала.

    Дневники отца Климента в краткой форме фиксируют пребывание в обители не только представителей Церкви но и деятелей российской культуры и делегаций из бывших советских республик с которыми встречался архимандрит и вел на русском языке рассказ об истории Рильского монастыря и подвижнической жизни его монахов.Так, 1 марта 1959 года монастырь посетил директор Русского музея советский и российский искусствовед, собиратель произведений искусства Пушкарёв Василий Алексеевич (19152002).

    Архимандрит Климент Рильский среди гостей из Донбасса. Фото монастыря
    Архимандрит Климент Рильский среди гостей из Донбасса. Фото монастыря
    В 1980 году отец Климент встретился с делегацией общественности из Донецка и Донецкой области, что запечатлено   на одной из фотографий и кратким комментарием к ней.

    Дневники и воспоминания архимандрита Климента Рильского дают представление о русском присутствии в болгарском монастыре в середине ХХ века. В обители подвизались, жили или работали представители русской эмиграции, выехавшие за рубеж после событий 1917 года в России и волею судеб оказавшиеся на Балканах. Записи на эту тему достаточно краткие, но из них можно узнать, что в Рильском монастыре подвизался архимандрит Сергий (Марчевский), уроженец города Тулы, родившийся в 1878 году и скончавшийся 15 июня 1958 года. Какие-либо детали из биографических данных отсутствуют, но даже упоминания о русских людях тоже важны.

    Несколько подробно повествуется о русских врачах. Так, в 1932 году монастырь остался без врача. В этот же год обитель посетил русский эмигрант Павел Антонович Гарньер, врач по профессии, которому насместник обители, архимандрит Кирилл предложил поселиться в монастыре и обслуживать братию. Врачу обещали бесплатное жилье с освещением и отоплением, а также денежную помощь ( с.80). Из общения с ним отец Климент узнал, что доктор фон Гарньер, будучи студентом медицинского института, участвововал в спасении пострадавших 17 (29) октября 1888 года во время крушения императорского поезда на 295-м километре линии КурскХарьковАзов, южнее Харькова, у станции Борки.

    Катастрофа под Харьковом в 1888 году.Фото из интернета
    Катастрофа под Харьковом в 1888 году.Фото из интернета
    Как известно, cпасение императорской семьи в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное, поэтому на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

    Отец Климент рассказывает в своих записях и о другом русском эмигранте-пенсионере, тоже выполнявшем в монастыре функции монастырского доктора – Александре Алексеевиче Рязанове (2,с. 81) родом из села Юрьево Тамбовской губернии. Рязанов скончался в монастыре 6 марта 1958 года в возрасте 78 лет.

    В воспоминаниях, датированных 1957 годом, архимандрит Климент Рильский   рассказывает и об известном об иконописце Николае (урожд. Георгий) Николаевиче Шелехове (1912 -1981), уроженцe Варшавы, переехавшем в 1932 году в Софию и обучавшемся там до 1936 года в Духовной академии. В ноябре 1932 года Георгий Шелехов был   рукоположен архиепископом Серафимом (Соболевым) в иерейский сан и в монашестве принял имя Николай. В 1953 – 1961 гг. он жил в Рильском монастыре и организовал там большую иконописную мастерскую и выполнял заказы для многих храмов, монастырей и епископов Болгарской Церкви. Он написал иконы для зала гостей Рильского монастыря и впервые расписал храм новой церкви св. Феодосия. Еще будучи в монастыре, у иеромонаха Николая в 1960 году в Софии родился сын Александр и ему пришлось оставить сан и снять с себя монашеское одеяние.

    Отец Климент в 1980 г. Фото монастыря
    Отец Климент в 1980 г. Фото монастыря
    … В 70-годы и до конца жизни архимандрит Климент безвыездно находился в монастыре и выполнял свои основные послушания – секретаря и библиотекаря.

    В конце сентября 1971 года в составе группы от «Балкантуриста» отец Климент совершил поездку в Румынию c посещением Бухареста, Плоешти и других городов.

    Он работал над вторым томом своей книги о духовной жизни («Наръчна книга за духовен живот»), которая вышла в свет в 1977 году.

    Архимандрит Климент Рильский в 1985 году

    Первую часть его машинописного издания «Воспоминания из моей жизни. Рильский монастырь (1922 -1961)» прочитало монастырское начальство, которое осталось недовольно тем, что в рукописи подробно рассказывается о братии. Отцу Клименту предложили изъять эти страницы, но он отказался. В одном из своих писем он беспокоится о том, чтобы не уничтожили и вернули   ему назад первый экземпляр рукописи. Как сообщил автору этих строк нынешний секретарь Рильского монастыря архимандрит Леонид (Генчев), первая часть воспоминаний архимандрита Климента Рильского в целости и сохранности находится в монастырской библиотеке.

    Могила архимандрита Климента Рильского на монастырском кладбище. Фото автора.
    Могила архимандрита Климента Рильского на монастырском кладбище. Фото автора.
    В конце ноября 1985 года архимандрит Климент неожиданно почувствовал резкие боли в области желудка и его отправили на лечение в городскую больницу Дупницы. После исследования врачи установили заболевание язвы, но, учитывая возраст больного, его решили не оперировать. В ночь на 2 декабря архимандрит скончался. Когда утром в больницу прибыл монах Виталий, дежурный врач сообщил ему скорбную весть, которая мгновенно стала известна братии Рильского монастыря и всем монашествующим Болгарии.

    …Похоронили архимандрита Климента при большом стечении верующих на монастырском кладбище.

        

        

        

    Литература:

    1. Климент Рилец, aрхимандрит. Биографии на Рилските братя.

    2. Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 -1961).Часть II.-1969.

    3. Cерафим (Алексиев), архимандрит. Схимонах Павел Рилски.-София: Прав. изд. «Св. ап. И евангелист Лука».-2011.

    4. Климент Рилец, aрхимандрит. Организация библиотеки-читальни (машинопись, 38 стр.)

    5. Климент Рилец, архимандрит. Дневник. Т.I. Рильский монастырь (11.04.1944 -04.11.1961).-311 cтр.

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк. Русский подвижник в болгарской обители
    В статье Анатолия Холодюка впервые рассказывается об архимандрите Рильского монастыря Клименте Рильском, уроженце Одессы, и представлена хроника его жизни и деятельности.

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.