• Балканы, Афон, Константинополь
  • Русский подвижник в болгарской обители

    В статье Анатолия Холодюка впервые рассказывается об архимандрите Рильского монастыря Клименте Рильском, уроженце Одессы, и представлена хроника его жизни и деятельности.

    Памяти архимандрита Климента Рильского (Кучеров; 1900- 1985) -
    церковного писателя и летописца Рильского монастыря в Болгарии.

    В Рильском монастыре. Фото автора
    В Рильском монастыре. Фото автора
    На юго-западе Болгарии, в живописном уголке горного массива Рила расположен крупнейший в стране Рильский ставропигиальный мужской монастырь, основанный в Х-ом веке преподобным Иоанном Рильским, чудотворцем (ок. 876—946). В залах его большого Церковно-исторического музея хранятся древние документы, рассказывающие о русско–болгарских церковных связях, а в монастырской библиотеке имеются архивные материалы ХХ столетия, повествующие о русском присутствии в этой обители.

    Одним из известных подвижников Рильского монастыря является выходец из России - архимандрит Климент Рильский (в миру - Константин Серафимович Кучеров), писатель и летописец, секретарь и библиотекарь, владевший помимо русского и болгарского - немецким и французским языками.

    Архимандрит Климент Рильский. Фото монастыря
    Архимандрит Климент Рильский. Фото монастыря
    Ныне в Рильской обители имеется мемориальная келлия номер 91, где до 1961 года жил монах Климент. В ней хорошо сохранились не только его маленький иконостас, церковные книги, печатная машинка на письменном столе,   настенные фотографии в рамках , но и многие документы . Кроме того, на одном из этажей монастырской галереи в келлии номер 85 имеется и большая личная библиотека отца Климента, где можно обнаружить оригиналы и копии многих его трудов. Ключи от 91-й келлии имеет архимандрит Леонид (Генчев), принявший монашеский постриг в 1980 году и называющий себя духовным чадом архимандрита Климента Рильского.

    Архимандрит Климент Рильский с духовным чадом – новопостриженником Виталием в 1980 году. Фото монастыря
    Архимандрит Климент Рильский с духовным чадом – новопостриженником Виталием в 1980 году. Фото монастыря
    Архимандрит Климент Рильский родился в 23 декабря 1900 года в Одессе. О себе он писал, что по материнской и отцовской линии происходит из тех древних болгар, кто «во времена турецкого рабства покинули Болгарию и поселились на юге Росиии» (1, с.49). Девичья фамилия его матери – Сомлева, а бабушка по материнской линии носила фамилию Жекова. Отец закончил в Москве Петровскую сельскохозяйственную академию (ныне — Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, или «Тимирязевская академия») и получил специальность агронома. Константин еще в возрасте 13 -14 лет имел «сильное желание стать священником». Однако родители категорично выступали против его выбора. В 1915 году Константин успешно завершил учебу в реальной гимназии и уже через год был принят в 5-й класс основанной в в 1838 году Одесской духовной семинарии, но окончить учебу не успел, так как после начала в России гражданской войны  приказом Губернского отдела народного образования в 1920 году семинария была закрыта. В январе 1920 года Константин Кучеров вступил в Добровольческую армию — оперативно-стратегическое объединение белогвардейских войск на Юге России в 1917—1920 гг.

    Новобранца Константина определили на учебу организованных кратких курсов по изучению артиллерийской картечи. 25 января того же года он был эвакуирован с курсантами из Одессы в Севастополь. Далее курсы проходили в Феодосии. 23 февраля Константин Кучеров завершил учебу и получил звание «инструктора по картечи» (1,c.50). По желанию начинающего военного инструктора его перевели на работу в канцелярию при администрации курсов. 17 марта Константин Кучеров получил звание младшего офицера и назначен писарем.

    В ноябре 1920 года белые войска начали наступление на Крымский полуостров и 13 числа того же месяца молодой офицер Константин Кучеров вынужден с руководством курсов эвакуироваться из России.5 декабря 1920 года он оказался в городе Гелиболу (Каллиполис) на полуострове Галлиполи, который вместе с городом cогласно Севрскому миру 1920 года, отошел к Греции. Здесь произошло   расформирование управления курсов и   Константин был командирован как санитар в 4-ю хирургическую больницу Красного Креста. 1 ноября 1921 года он был назначен писарем при канцелярии больницы, которая в конце того же месяца была переведена в Болгарию. С 21 декабря 1921 года эта больница находиась в Варне и через четыре дня была переведа в Плевен. 11 апреля 1922 года больница Красного Креста переехала на новый адрес – в село Банкя под Софией (ныне – бальнеологический город - курорт Банкя).

    Из Бянки Константин Кучеров написал прошение в управление Рильского монастыря о своем желании быть его послушником. Прошение было положительно рассмотрено на монастырском соборе 7 сентября 1922 года. Константин оставляет служение в больнице и 21 октября того же года прибыл в монастырь. На первых порах он последовательно выполнял послушания в ключарне, на кухне, в трапезной. Одновременно послушник Константин станосится чтецом в монастырском храме «Рождества Богородицы».

    Решением монастырского собора (протокол №12 от 26 марта 1923 года) его члены единодушно рекомендуют послушника Константина к совершению монашеского пострига.   Это же решение одобрено в письме № 3918 Святого Синода Болгарской Православной Церкви.

    Послушник Константин с 30 октября 1923 года начинает продолжать духовное   образование в Софийской духовной семинарии и получает стипендию Святого Синода. Однако уже 4 июля 1924 года по болезни он прерывает обучение и возвращается в монастырь.

    Иеродиакон Климент в 1929 г.
    Иеродиакон Климент в 1929 г.
    11 августа 1924 года послушник Константин принимает монашеский постриг с именем Климент. Постриг совершил игумен Аверкий при участии старца иеромонаха Софрония. С 12 августа по ноябрь 1924 года монах Климент выполнял послушание смотрителя мощей святого Иоанна Рильского и продавца у свечного ящика (1, с. 50). Но уже 24 ноября того же года он является ответственным за выпуск монастырского журнала и становится чтецом. В конце июля 1925 года монастырь назначает стипендию и командирует монаха Климента в столицу для учебы на богословском факультете Софийского университета.

    В год окончания учебы 9 мая 1929 года Софийский митрополит Стефан и игумен архимандрит Кирилл рукополагают монаха Климента в иеродиаконы. В июле того же года иеродиакон Климент получает диплом с отличием (номер 7160 от 4 июля 1929 года) и монастырский собор назначает иеродиакона Климента на должность секретаря Рильской обители. Кроме того, он занимается сбором записок о поминании и пожертвованиями монастырю. В конце ноября он становится членом ревизионной комиссии монастыря. 20 февраля 1930 года монах Климент, как свидетельствует текст письма Святого Синода (номер 1699), состоит членом монастырского собора и в марте того же года ему назначена зарплата из казны монастыря в размере 4.500 левов. Среди других его послушаний – работа в монастырской библиотеке. Совет монастыря в своем решении от 11 ноября 1931 года возлагает на отца Климента заведование монастырским музеем.

    Через два года иеромонах Климент решил предпринять путешествие по Европе. В 1933 году обратился к руководству монастыря с просьбой разрешить ему провести длительный отпуск за границей.   Просьба была удовлетворена и 29 августа 1933 года он отправляется в первое большое путешествие. Пароходом он прибыл в Будапешт, а оттуда в Вену, где провел несколько дней. В Австрии он посетил Зальцбург, и оттуда, преодолев на поезде более 150 километров,   приехал в столицу Баварии - Мюнхен, где пребывал некоторое время. Далее он покинул Германию и далее его путешествие продолжилось уже во Франции. В Париже он встретился со своими родственниками и провел там целый месяц (1, c. 52). Во французской столице он изучал исторические памятники и посещал церкви и музеи. Здесь cостоялось его знакомство с католическим епископом, доктором Адольфом Кюри (Adolf Küry;1870-1956), возглавлявшем в те годы Старокатолическую церковь (Христианско-католическая церковь) Швейцарии и поддерживавшем хорошие отношения с Православной Церковью. Cтарокатолики свидетельствовали о своей приверженности догматам и канонам Древней Неразделенной Церкви. По всей вероятности, отец Климент решил более глубоко познакомиться со старокатолицизмом, чтобы написать в Болгарии книгу об особенностях этой Церкви.   Старокатолицизм как группа национальных церквей возникла в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Помимо этого старокатолики отвергали также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Иеромонах Климент выразил желание послушать в Швейцарии цикл лекций и епископ Адольф Кюри предоставил ему жилье в пансионате Берна и помог ему записаться для слушания лекций во время зимнего семестра при богословском факультете местного университета. После завершения учебы в феврале 1934 года отец Климент решил отправиться в обратный путь из Швейцарии в Болгарию через Италию.С целью знакомства и изучения историко-культурных памятников отец Климент по нескольку дней останавливался в Милане, Флоренции, Болонье и Риме. Из Вечного Города   его путь лежал в Геную, Венецию и Триест. Далее он направился в Белград и оттуда приехал в Софию. В Рильский монастырь он возвратился 21 марта 1934 года.

    Итогом путешествия монаха Климента по Европе стали следующие опубликованные им работы:

    1. Литургията на старо-католиците.- Пловдив, 1935. -13 стр.

    2. Старокатолицизм, негова история и вероучение.- Пловдив, 1936. -157 с.

       3. Ново-езическо движение в Германии.- Пловдив. 1936.- 68 с.

    Чудотворная икона Божией Матери «Осеновица» - святыня Рильского монастыря
    Чудотворная икона Божией Матери «Осеновица» - святыня Рильского монастыря
    По решению Святого Синода в 1933-1934 гг. в Рильском монастыре вводится штатная должность секретаря с месячным вознаграждением (1, с. 52) и эту работу выполняет отец Климент. 30 марта 1934 года Святой Синод назначил отца Климента ефимерием ( старшее по административной власти духовное лицо в монастыре.- Примечание А.Х.).С середины 30-х годов начинается активная издательская деятельность монаха Климента. С 1935 года он сотрудничает с церковной прессой Болгарии. Его богословские статьи и заметки появляются в изданиях «Църковен вестник», «Духовна кyлтура», «Православен миссионер» и др. В эти годы монах Климент подготовил и две книги, посвященные житию святого Иоанна Рильского и его чудесам, истории Рильской обители и чудесам высокочтимой в Болгарии иконы «Божия Матерь Осеновица»:

    1.Животът на св. Ивана Рилски. Историята на Рилския монастир. Пътеводител из Рилския монастир.- Дупница, София, 1937 -1947 ( 10 изданий);

    2.Чудесата на св. Ивана Рилски и чудотворната икона на Пресвятая Богородица «Осеновица» в Рилския монастир.- Дупница, София, 1937 -1946 (7 изданий).

    Эти книги имели успех у читателей и в разные годы переиздавались   до 10 раз.   Монах собирает материалы к другим своим книгам: в 1938 году в Пловдиве выходит его книга о могаметанстве (религия Мухаммеда). В 1940-1941 годах вышли в свет его книги на богословские темы: «По въпроса за различията в служебниците.-Пловдив, 1940 и „Наръчна книга за духовен живот». Том 1.- София, 1941. В 1941 году он выпускает на немецком языке небольшую книгу на немецком языке о Рильском монастыре («Das Rila Kloster».

    Архимандрит Климент Рильский в 1939 году
    Архимандрит Климент Рильский в 1939 году
    В конце января 1938 года решением cобора монастыря монах Климент назначается на должность библиотекаря. Знаменательным событием в его жизни явилось решение Святого Синода от 31 декабря 1939 года о возведении иеромонаха Климента в сан архимандрита.

    Отец Климент решил приобрести профессиональные знания по библиотековедению, поэтому летом 1940 года в городе Левеч он посещал библиотечные курсы и 28 августа успешно их завершил, получив специальное свидетельство. Кроме того, с 1939 по 1940 год он заочно учился в Кооперативной школе Софии и с отличием завершил учебу, получив диплом, где указана его специальность «кооперативный счетовод» (1, с. 54). В эти же годы он он продолжает заниматься издательской и переводческой деятельностью. На русском языке выходит в 1950 году его книга «Рильский монастырь». На болгарском языке в 1958 году он выпускает в сокращенном переводе книгу Никодима Святогорца «Невидимая брань».

    Среди других послушаний, которые до 1961 года выполнял в Рильском монастыре архимандрит Климент, была работа в качестве советника по оценке старинной   церковной утвари и председателя «музейного совета по старине», ведение в 1951 -1952 гг. книги «кондиката», где   записывались имена братии для их вечнаго поминовения, книги протоколов монастырского собора (1, с. 55) и книги отчетности монастырского хозяйства. Кроме тогo, по просьбе игумена он проводил по вечерам для братии духовные беседы и произносил в храме проповеди. Так, начиная с 1952 по 1961 год им проведено 259 бесед и произнесено 186 проповедей (1, с. 56).

    С 20 мая по 5 июня 1958 года архимандрит Климент с благословения   монастырского правления и лично Болгарского Патриарха Кирилла в составе экскурсионной группы «Балкантурист» совершил поездку в Совeтcкий Союз, где посетил Киев, Ленинград и Москву.

    В январе 1959 года настоятель епископ Стобийский Варлаам, управлявший Рильской обителью с апреля 1949 по ноябрь 1961 года, назначил архимандрита Климента «референтом, докладчиком, экскурсоводом и библиотекарем» с месячной зарплатой 668 левов (с. 56).

    Продолжение следует

    Литература:

    1. Климент Рилец, aрхимандрит. Биографии на Рилските братя.

    2. Cпомени из живота ми. Рилски монастир (1922 -1961).Часть II.-1969.

    3. Cерафим (Алексиев), архимандрит. Схимонах Павел Рилски.-София: Прав. изд. «Св. ап. И евангелист Лука».-2011.

    4. Климент Рилец, aрхимандрит. Организация библиотеки-читальни (машинопись, 38 стр.)

    5. Климент Рилец, архимандрит. Дневник. Т.I. Рильский монастырь (11.04.1944 -04.11.1961).-311 cтр.

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк. Русский подвижник в болгарской обители. Продолжение
    Памяти архимандрита Климента Рильского (Кучеров; 1900- 1985) - церковного писателя и летописца Рильского монастыря в Болгарии.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.