• Балканы, Афон, Константинополь
  • Игумен Филофей о молитве, послушании и приметах

    Agionoros.ru публикует первую часть беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.

    Значение Иисусовой молитвы. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Именем Иисусовым всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле»1Особенно актуальна Иисусова молитва в наше время, когда у многих людей замутнён разум, рассеяны чувства и они не способны сосредоточится. Иисусова молитва по силам каждому. Это великий дар данный нам Богом для нашей пользы. Лукавый трепещет слыша Имя Всемогущего Бога.

    Иисусова молитва помогает человеку, выводит его из тумана помыслов, помогает одерживать победу над лукавым. Мы должны быть настойчивы в своём стремлении сконцентрироваться на молитве. Тогда постепенно, по мере её повторения, наш ум начнёт освобождаться из сети помыслов, в которых нас запутывает лукавый. Сознание будет постепенно проясняться, а человек приободрится, почувствует утешение, радость, мир, веру и надежду. Призывая Имя Господа мы начинаем чувствовать в своём сердце Божественное утешение.

    Чем больше человек молится – тем больше обретает внутреннюю свободу и начинает понимать своих ближних. Иисусова молитва – это действенное и спасительное лекарство. По мере его «приёма» человек духовно исцеляется.

    - А когда ум ещё не сконцентрирован на творении Иисусовой молитвы она полезна?

    - Да. Даже если ум молящегося не сосредоточен, эта краткая молитва придаёт человеку сил. Приведу один пример. Представим себе пограничника который несёт ночное дежурство. Внезапно он слышит как подкрадываются враги. Он не видит их и палит в сторону нарушителей наугад. И этот выстрел (хотя и проходит мимо) пугает их и вынуждает прервать нападение.

    Конечно, когда «снаряды» молитвы попадают в цель – результат значительно более внушительный.

    ***

    Молитва. У христианина нет иного пути кроме молитвы. Через неё мы устанавливаем связь с Богом.

    Кроме того, именно молитва вводит нас в более глубокое понимание литургической (таинственной) жизни Церкви.

    ***

    Ночная молитва. Я знаю, что есть немало мирян, которые несмотря на свои обязанности по дому и работу посвящают много времени ночной молитве. Некоторые начинают молиться в полночь и засыпают под утро! Совсем как монахи… Слава Богу, что в миру есть такие подвижники!

    Те, кто молятся по ночам, приносят своей душе большую пользу. Помогают они и своим ближним. Конечно, диавол не сидит сложа руки и атакует молящегося сонливостью, ленью, рассеянностью… Поэтому надо приложить большой труд и упорство.

    ***

    Старец Иосиф Ватопедский. Посмертная фотография
    Старец Иосиф Ватопедский. Посмертная фотография
    О чудесах. Монахи, подвизавшиеся на Святой Горе Афон, не окоченевают после смерти2. Здесь «побеждается естества чин»3.

    Окоченение тела и изменение цвета лица умершего естественный процесс, таковы законы природы. Но у монахов естественные телесные свойства изменяются. Я был на многих погребениях: тело монахов до последнего оставалось гибким, а на лице было светлое и умиротворённое выражение. Разве это не чудо?

    Наша жизнь полна чудес. Приведу пример Крещенской воды, которая не портится. Или цветы на Крестопоклонной неделе4. Сколько исцелений происходит у Святых мощей! Но рационалиста, ничем не убедишь. Он любому чуду найдёт тысячу объяснений.

    ***

    Суеверия и приметы.

    - Кто-то стучит по дереву, кто-то плюёт через плечо, кто-то боится чёрных кошек. Что скажете о суевериях?

    - Лукавый водит людей за нос. Он стремится заставить человека боятся собственной тени, чтобы он перестал чувствоваться себя свободным. Вместо того, чтобы пойти в церковь, он начинает метаться по колдунам, экстрасенсам, гадалкам и медиумам, тем самым губя свою душу.

    Сатана делает людей посмешищем. Зачем нам зависеть от каких-то смехотворных «примет»? Мы должны оставаться такими как нас сотворил Бог – свободными. Господь наш Иисус Христос освободил нас от тирании диавола и смерти. Когда мы наконец это поймём? Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, образованные и учёные мужи) имеют такие фобии и психологические зависимости.

    ***

    Афон. Святая Гора– это сокровищница Православия. Здесь сберегается и передаётся из поколения в поколение Предание. Афон – это отрада и предмет гордости для каждого православного человека.

    ***

    Послушание – это таинство. Человек, который по настоящему понял, в чём состоит эта добродетель, оказывает послушание с радостью и от всего сердца. Он всё время ищет поводов для послушания, зная, какая в нём заложена духовная польза.

    Послушание – это отнюдь не проявление несвободы. Это добровольное согласование своей воли с Божественной Волей. «Весь живот наш Христу Богу предадим». Это добровольное послушание ради любви Христовой.

    В нашем монастыре и в других обителях Святой Горы всё построено на свободе. Каждый из иноков добровольно принимает решение стать монахом. Добровольно выбирает путь послушания своему старцу и братиям. Все слушаются друг друга ради любви Христовой. Ведь Сам Господь первым дал пример послушания «Послушлив быв даже до смерти»5. Оказывая послушание, монах подражает Самому Спасителю.

    Послушание – это украшение души. Послушание ведёт ко смирению, которое соединяет нас с Богом! Послушание – это магнит, который притягивает Божественную благодать!

    В миру послушание также имеет огромное значение. Послушливый человек благодатен, прост, добр и любочестив. Нам хочется самим оказывать ему послушание. В семейной жизни послушание и внимание друг к другу имеют огромное значение. Если бы люди искали послушания, прекратились бы многие несчастья: ссоры, вражда, разводы… По «каналу» послушания в душу человека нисходит Божественная благодать. Послушание – это начало многих добродетелей.

    Архимандрит Филофей,
    игумен монастыря Каракал на Святой Горе Афон

    В следующей части беседы архимандрит Филофей расскажет об афонских старцах Ефреме Филофейском, Паисии Святогорце и Ефреме Катунакском.


    1 Иоанн Синайский. Лествица 21, 7.

    2 Об этом же свидетельствует старец Ефрем Филофейский: «Монахи и монахини не окоченевают после смерти. Как гибко тело человека, когда он спит, таково и тело монаха после смерти. Он не окоченевает, как мирской человек, тело которого делается как деревянное. Сколько бы часов, сколько бы дней ни прошло до погребения — монах словно спит. Как если бы кто-нибудь спал и его переодевали, переносили и тому подобное, так бывает и с телом умершего монаха. От одного только пострига человек сразу приобретает это свойство, этот характерный и сверхъестественный признак.
    Почему?
    - Потому что Бог, во-первых, хочет показать, как угодно Ему монашество, посвящение своей жизни Господу, а во-вторых, чтобы удостоверить, что смерть христианина — это сон. Поэтому и места погребения называются усыпальницами. Человек уснул и однажды проснётся.
    Даже если умрёт грешный монах, он делается словно уснувшим. Как только человек примет постриг, изменяются естественные телесные свойства. Сколь прекрасно, что Бог показывает нам, как Он любит монашество — девственный, подвижнический образ жизни!» Ефрем Филофейский «Моя жизнь со старцем Иосифом»

    3 Догматик 7 гласа.

    4 В Греции Крест на Крестопоклонной неделе и на Воздвиженье выносят на поклонение на подносе, украшенном цветами и базиликом. Если веточку одного из этих растений с молитвой добавить в тесто, оно подходит без закваски и дрожжей. На Святой Горе таким образом часто пекут просфоры.

    5 Флп. 2:8.

    Смотри также:

    Издательский Дом «Святая Гора» выпустил книгу «Искусство спасения» старца Ефрема Филофейского
    Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.

    Ефрем Филофейский. Брань со страстями
    Agionoros.ru продолжает публикацию бесед старца Ефрема Филофейского из книги «Искусство спасения», выпущенной Издательским Домом «Святая Гора».

    Афонские старцы о молитве
    AgionOros.ru публикует отрывки из поучений афонских старцев, посвящённых молитве. Некоторые из них публикуются на русском языке впервые.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.