• Балканы, Афон, Константинополь
  • Зачем нужен пост?

    Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Agionoros.ru публикует статью старца в газете «Македония», посвящённую значению поста.

    Пост – древняя добродетель. Вместе с молитвой он готовит христианина распятию и воскресению. Пост это пища для души.

    Пост учит нас воздержанию, которое необходимо любому человеку. Учит отказу от излишеств, роскоши и изобилия. Пожалуй, пост едва ли не единственное, что человек способен преподнести «в дар» Богу.

    Конечно, Господь ни в чём не нуждается, и пост, прежде всего, необходим нам самим. Польза воздержания многообразна: постясь, мы пребываем в трезвении и сосредоточенности, а наша молитва становится более внимательной, сердечной и глубокой. Пост – это наш призыв к Богу, свидетельство того, что мы желаем, чтобы Он вошёл в нашу жизнь.

    Пост неразрывно связан с покаянием. Это данный нам Богом шанс, который не следует упускать.

    Поститься следует охотно, любочестно и радостно, а не формально, скрепя сердце, воспринимая воздержание как повинность. Пост мы должны принести Богу от всего сердца.

    Адам и Ева потеряли Рай из-за своей невоздержанности. Пост открывает нам Райские врата вновь.

    Пост не должен остаться лишь на уровне отказа от некоторых видов пищи, мы должны сделать следующий шаг – воздерживаться от своих греховных страстей и зла. Тогда период поста станет для нас существенным и поворотным моментом на нашем пути к Богу.

    Пост дарит нам нравственную чистоту, рождает покаяние и презрение ко греху. Пост – это не самоцель, а средство в достижении цели – встречи с Богом. Согласно святителю Василию Великому, пост – это отчуждение от зла, обуздание языка, уход от гнева и отказ от злых привычек.

    У того, кто серьёзно болен, нет необходимости в посте. Ведь воздержание от пищи необходимо для того, чтобы смирить тело. Когда тело болеет, оно и так смиряется и нет необходимости его истязать. В любом случае, это вопрос, который необходимо решать, посоветовавшись со своим духовником.

    Некоторые люди живут для того, чтобы есть. Они «путешествуют» от стола к столу, ходят по банкетам и ресторанам. В конце концов заболевают от многоядения. Неумеренность в еде становится причиной лишнего веса и многих заболеваний.

    Но постимся мы не ради телесного здоровья (хотя пост и помогает нам в этом), а ради здоровья духовного. Пост не имеет ничего общего с диетой, на которую люди «садятся» ради красоты и стройности фигуры. Пост – это брат добродетели воздержания. Не будем забывать слова Иоанна Златоуста, который призывал сэкономленные на еде в период поста деньги использовать для того, чтобы накормить голодных и нуждающихся.

    Пусть пост сопровождается молитвой и любовью. Тогда он обретёт ценность, смысл и значение.

    Источник: http://www.makthes.gr

    Смотри также:

    Афонские святые и старцы о посте и воздержании
    Agionoros.ru публикует отрывки из поучений афонских подвижников, посвящённых посту, молитве и воздержанию.

    Старец Моисей Святогорец. Великий Пост
    Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Agionoros.ru публикует слово старца, посвященное Великому посту.

    Старец Моисей Святогорец. Неделя Торжества Православия
    Православие – это живая встреча человека с Богом. Это не экстремизм, не фанатизм, не черная зависть, не враждебность или упрямство. Это средний путь, непосредственность, мера, равновесие, свобода и благодать.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.