• Балканы, Афон, Константинополь
  • Кипрская Православная Церковь с 1960 г. до наших дней

    После провозглашения независимости народ Кипра обратился к предстоятелю Кипрской Православной Церкви с настойчивой просьбой согласиться взять на себя не только церковную, но и светскую власть.

    Архиепископ Макарий III Архиепископ Макарий III
    13 декабря 1959 г. Архиепископ Макарий III был избран Президентом, и 15 августа 1960 г., когда была провозглашена Республика Кипр, официально приступил к исполнению своих обязанностей.

    Благодаря своей активности, организаторскому и управленческому таланту, дипломатическому дару и высочайшему международному авторитету владыка Макарий за короткие сроки вывел Кипр в число наиболее динамично развивающихся мировых государств.

    Независимая международная политика Кипра и последовательная критика агрессивной политики НАТО в Средиземноморском регионе способствовали активизации противников кипрской самостоятельности.

    На протяжении 1960-х гг. Великобритания и США способствовали нагнетанию напряженности в отношениях между греками и турками, населяющими Кипр. Ссылаясь на Цюрихско-Лондонские соглашения, Англия, Турция и Греция фактически осуществили военную оккупацию Кипра. На остров были введены миротворческие силы ООН.

    Киприоты продолжали борьбу за полную независимость острова от Англии, вывод с его территории всех иностранных военных баз и права жителей Кипра на самоопределение.

    «Нам самим надлежит вершить дела в своем государстве. Мы отвергаем любое вмешательство в наши дела со стороны НАТО. Мы против баз иностранных войск на Кипре», - обратился к своим соотечественникам президент Макарий.

    Ситуация на Кипре осложнилась после прихода к власти в Греции диктатуры «черных полковников» (1967 г.). Греческое правительство отозвало греческие войска с территории Кипра и начало активную пропагандистскую кампанию по дискредитации архиепископа Макария. Этим дело не ограничилось и на предстоятеля Кипрской Церкви последовал целый ряд покушений.

    8 марта 1973 г. в городе Лимасол состоялось заседание Синода, составленного из трех кипрских митрополитов. Под предлогом несовместимости мирского служения со священным саном они приняли решение отстранить Макария с поста предстоятеля Кипрской Церкви, выдвинув новую кандидатуру Архиепископа Кипрского - митрополита Пафского Геннадия.

    В действительности движущим мотивом митрополитов была отнюдь не забота о благостоянии Церкви. Большинство современных историков полагает, что они действовали по указке из Афин, выполняя поручение «черных полковников». Об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что после осуждения их антиканонических действий и отлучения трех митрополитов от Церкви, все они отправились в Афины, где были торжественно приняты на государственном уровне и как ни в чем не бывало продолжили свое служение.

    Архиепископ Макарий немедленно прореагировал на решение собора трех митрополитов, заявив, что оно недействительно, так как Синод собрался без участия и против воли архиепископа. Вскоре в Никозии состоялось церковное собрание игуменов и архимандритов монастырей, на котором определение Синода было признано антиканоничным. В поддержку Архиепископа Макария высказались представители большинства Поместных Церквей.

    В июле 1973 г. в Никозии под председательством Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Николая VI при участии Патриарха Антиохийского и всего Востока Илии IV и других одиннадцати архиереев из Патриархатов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского состоялся Великий и Верховный Синод, единодушно признавший постановления трех кипрских епископов о низложении Блаженнейшего Архиепископа Макария антиканоничными и недействительными. Митрополиты-смутьяны были отстранены от своих обязанностей.

    В течение того же 1973 года были образованы две новые митрополии: Морфская (выделившаяся из Киринейской) и Лимасольская (отделившаяся от Киттийской), кроме того на все вдовствующие кафедры были избраны и хиротонисаны новые архиереи.

    Стабилизации церковной жизни вновь помешали внешние факторы. 15 июля 1974 «черные полковники» предприняли попытку вооруженного мятежа и ликвидации президента Макария. Однако архиепископу удалось избежать гибели, он покинул остров и выступил на Совете Безопасности ООН с осуждением переворота. Использовав мятеж как предлог, турецкие войска незаконно вторглись на Кипр и, практически не встретив сопротивления, аннексировали 37 % его территории (наиболее пригодной для ведения сельского хозяйства). Были убиты тысячи мирных жителей, а свыше 200.000 греков-киприотов были изгнаны из своих домов. Лишь вмешательство международных организаций помешало туркам «сбросить всех греков в море». На оккупированной территории было создано самоправозглашенное непризнанное «Федеративное турецкое государство Республики Кипр». Доступ к территории, где остались главные исторические святыни кипрских христиан (например, мощи и монастырь апостола Варнавы) был для православной Церкви закрыт. Турецкими властями были изгнаны православные епископы и священники и запрещены общественные богослужения. Храмы и монастыри были сожжены, а уцелевшие – закрыты: некоторые были обращены в мечети, а остальные – склады, клубы, конюшни и даже туалеты.

    Архиепископ Кипрский Хризостом I (Киккотис) Архиепископ Кипрский Хризостом I (Киккотис)
    Архиепископ Макарий смог вернуться на Кипр лишь в декабре 1974 г. Его возвращение вернуло народу надежду на лучшее и вдохновило его на борьбу за воссоздание лежавшего в руинах многострадального острова. Но раздел Кипра, ради освобождения и блага которого столько потрудился Макарий, боль и растерянность его народа, осквернение святынь и потеря родных домов, равнодушие, если не соучастие в расчленении Кипра, «сильных мира сего» нанесли серъезный удар по здоровью предстоятеля Кипрской Церкви. После нескольких сердечных приступов 3 августа 1977 года Макарий скончался.

    После его смерти церковная и светская власти были разграничены: президентом стал Спирос Киприану, а Архиепископом Кипрским был избран Хризостом I (Киккотис). Главной заслугой нового предстоятеля Церкви стало утверждение в 1979 году нового Устава Кипрской православной Церкви. Также владыка основал фонд архиепископа Макария III, открыл теле-радиокомпанию «Слово» и книжный магазин «Свет», учредил христианские общества, построил новые и восстановил старые монастыри и храмы.

    Из-за резкого ухудшения здоровья архиепископа Хризостома 17 мая 2006 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) под председательством Вселенского патриарха Варфоломея началось заседание расширенного Синода (с участием представителей Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Поместных Церквей). Большинством голосов предстоятель Кипрской Архиепископии из-за невозможности исполнять свои архипастырские обязанности был отправлен в почетную отставку. Скончался владыка 22 декабря 2007 года.

    Архиепископ Хризостом II Архиепископ Хризостом II
    5 ноября 2006 года был избран новый глава Кипрской Православной Церкви Хризостом II. Спустя неделю состоялась его торжественная интронизация. Сразу после своего поставления архиепископ приступил к серьезным церковно-управленческим преобразованиям. На возглавляемых им заседаниях Священного Синода (12/2/2007 и 24/5/2007) было принято историческое решение о расширении епископата Кипрской Православной Церкви. Так были восстановлены древние митрополии и епископии и созданы новые архиерейскии кафедры. К числу появившихся митрополий относились: Константская, Киккская, Тамасская и Тримифунтская; а титулярных хорепископий (викариатств): Карпасийская, Арсинойская, Амафунтская. Также викарными архиереями стали игумены двух ставропигиальных монастырей: Махерского – епископом Лидрским, а Пафской обители святого Неофита – Хитрским.

    Благодаря этим управленческим мерам было решено сразу несколько задач: а) новый состав Священного Синода обрел каноническую полноту, а его решения легитимность, что в свою очередь позволило Кипрской Церкви получить реальную самоуправлямость1; б) разделение на более мелкие кафедры облегчило окормление паствы, миссионерскую работу и позволило вести более прагматичную и экономную финансовую политику.


    1 Из-за малочисленности Священного Синода Кипрская Церковь прежде не могла самостоятельно принимать решения по важнейшим вопросам церковной жизни и вынуждена была приглашать на свои соборы епископов из других Поместных Церквей (прежде всего Константинопольского патриархата).

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис. История Кипрской Православной Церкви в I – X вв.
    Судьба Кипрской Православной Церкви неразрывно связана с политической историей этого средиземноморского острова. Именно поэтому в современной науке общепринятой практикой является выделение в развитии христианской общины Кипра тех же периодов, что и в общественной истории острова.

    Афанасий Зоитакис. История Кипрской Православной Церкви в период Латинского господства и Османского владычества
    За периодом наивысшего расцвета Кипрской Церкви наступило время увядания и упадка, связанного с иноземным порабощением и духовным диктатом латинских завоевателей.

    Кипрская Церковь в период английского господства
    Окончание русско-турецкой войны (1877-1878) ознаменовало начало нового этапа в жизни кипрского народа.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.