• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Неспокойный XIV век

    XIV век можно охарактеризовать как золотой век афонского монашества. Святая Гора духовно созрела и начала приносить богатые духовные плоды, в результате слава её распространилась по всему христианскому миру.

    XIV век можно охарактеризовать как золотой век афонского монашества. Святая Гора духовно созрела и начала приносить богатые духовные плоды, в результате слава её распространилась по всему христианскому миру.

    Исихазм, который вот уже многие годы находил практическое воплощение на Афоне, нашёл и своих теоретических выразителей в лице выдающихся иноков, благодаря которым эта традиция духовного делания была принята Церковью и обрела вселенский общеправославный масштаб. Произошло духовное пробуждение, затронувшее все стороны христианской жизни – от внутреннего самосовершенствования до общественной жизни и искусства.

    На Афоне подвизались монахи всех православных народов. Собирались драгоценные святыни, основывались новые обители, приобретались участки и подворья, украшались соборы, писались иконы, составлялись рукописи. Но не иссякал поток бедствий и неисчислимых скорбей: разбойничья банда латинян, вошедшая в историю под названием италийской шайки, сотрясала Афон жесточайшими расправами и убийствами, не прекращались турецкие набеги. Морские пираты в ситуации безвластия и смятения не упускали своего шанса и действовали нагло и безнаказанно.

    С Афоном связана целая плеяда выдающихся богословов этого периода. И, прежде всего, великий отец Церкви Григорий Палама (1296–1359). В его трудах выражена и обоснована самостоятельная православная богословская традиция. Черпая своё богословие из личного опыта, Святитель своим учением о божественных энергиях заложил в основу православного вероучения незыблемое основание, утверждающее реальность присутствия Бога в мире, богообщения и обожения.

    Победа Паламы в споре с Варлаамом Калабрийцем стала победой Афона и всего православного мира над новыми течениями гуманизма, позитивизма и схоластики, умалявшими значение молитвы и аскезы.

    Фигура Паламы была не последней в ряду подвижников-исихастов. За ним последовала плеяда сотен выдающихся иерархов, богословов, церковных писателей, иконописцев и политических деятелей. О небывалом авторитете Афона свидетельствует то обстоятельство, что с середины XIV века святогорские монахи возглавляли Вселенскую патриархию на протяжении практически целого столетия.

    Первым патриархом-святогорцем, прославленным в лике святых, стал выдающийся деятель исихастского движения Афанасий I. Он гармонично сочетал патриаршее служение с настоящим бескомпромиссным подвижничеством и творением непрестанной тайной молитвы. Он много сделал для очищения Церкви и её избавления от таких печальных явлений как обмирщение и теплохладность высшего духовенства.

    Исихазм развивался на Афоне сразу в двух руслах: в общежительном монашестве и отшельничестве.

    В этот период основываются скит Святой Анны и Иоанна Предтечи. Десятки известных старцев заселяют отшельнические районы Афона: Карулья, Кавсокаливья, Керасья. Характерным примером афонского пустынника может служить прп. Максим Кавсокаливит (+1365). Его биографы прп. Нифон и свт. Феофан с изумлением рассказывают о великих подвигах этого святого, его встрече с Пресвятой Богородицей на вершине Афона и о том, что он словно птица мог перемещаться по воздуху.

    Мануил Панселин. Фрески Протата, 1310 год.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.