• Балканы, Афон, Константинополь
  • Кипрская Церковь в период английского господства

    Окончание русско-турецкой войны (1877-1878) ознаменовало начало нового этапа в жизни кипрского народа.

    Архиепископ Софроний III
    Архиепископ Софроний III
    3 июля 1878 года остров официально был передан в управление Англии. Эта новость была встречена с восторгом и надеждой как клириками, так и мирянами. Казалось, что христианская держава не допустит репрессий и притеснений, а, напротив, поможет воплотиться заветной мечте киприотов – объединению с народом Эллады. На встрече с верховным английским комиссаром архиепископ Софроний заявил: «Мы соглашаемся на перемену правления лишь постольку, поскольку мы верим, что Англия поможет Кипру, как она уже помогла в том Ионическим островам, объединиться с его матерью — Грецией, с которой его связывают общие национальные узы».

    Но надеждам Церкви и народа не суждено было сбыться. С одной стороны англичане восстановили на Кипре порядок и безопасность и разрешили свободное строительство церквей и школ. С другой, с первых дней стали проводить жесткую колонизаторскую политику. Они вмешивались во внутренние дела Православной Церкви, издавали ограничивавшие права киприотов законы и активно покровительствовали протестантским миссионерам. Неуспех политики духовного давления и ассимиляции был обусловлен тем, что Кипрскую Церковь весь этот период возглавлял замечательный пастырь и выдающийся организатор Софроний III (1868-1900).

    После его кончины англичане сделали попытку лишить Кипрскую Церковь предстоятеля. Девять лет им удавалось, поддерживая противоборствующие партии, сохранять внутри Церкви раздор и смуту. Наконец, в 1909 году консенсус был найден и новым архиепископом Кипра стал Кирилл II.

    В 1914 году последовала аннексия Кипра англичанами, а в 1925 остров официально был провозглашен одной из британских колоний, управляемой назначаемым из Лондона губернатором. Осознав истинные цели иноземных господ, киприоты, ведомые Православной Церковью, начали последовательную и бескомпромиссную борьбу за освобождение острова.

    Митрополиты Киттийский Никодим и Киринейский Макарий
    Митрополиты Киттийский Никодим и Киринейский Макарий
    В октябре 1931 года на Кипре вспыхнуло вооруженное восстание, которое в короткий срок было жестоко подавлено английскими войсками. Власти посчитали организаторами мятежа митрополитов Киттийского Никодима и Киринейского Макария и депортировали их с острова вместе с рядом представителей духовенства и общественности. Также значительные ограничения были наложены на действия и передвижения предстоятеля Кипрской Церкви Кирилла III и митрополита Пафского Леонтия.

    В 1933 году после смерти архиепископа Кирилла англичане воспрепятствовали избранию нового предстоятеля. Долгие годы Кипрская Церковь оставалась лишь с одним иерархом – митрополитом Пафским Леонтием, остальные кафедры в это время вдовствовали, а Синод прекратил свое существование. В ноябре 1937 года правительство Кипра попыталось рядом антиканоничных законов утвердить сложившееся в Церкви положение вещей.

    В 1946 году ограничения на Кипрскую Церковь были сняты. В страну из изгнания вернулся митрополит Макарий (другой депортированный митрополит Киттийский Никодим не дожил до этого события и умер вдали от родины).

    Архиепископ Макарий II
    Архиепископ Макарий II
    Кипрское духовенство при участии присланного Константинопольским патриархом мирополита Иоакима, основываясь на положениях устава Кипрской Православной Церкви избрало новым архиепископом митрополита Пафского Леонтия. Однако владыка скоропостижно скончался спустя 36 дней после своей интронизации. По приглашению Кипрской Церкви на остров для формирования выборного Синода прибыло два митрополита Вселенского патриархата (Пергамский Адамантий и Сардский Максим). Архиепископом Кипра был избран Макарий ΙΙ, одновременно были хиротонисаны митрополиты в остальные епархии. Митрополитом Пафским стал Клеопа, Киттийским – Макарий и Киринейским – Киприан.

    Полнота иерархии и возможность работы Синода положительно сказались на жизни Кипрской Церкви. В 1949 году начала функционировать Духовная Академия «Апостол Варнава», открыты были семинарии и воскресные школы. Активно участвовали в поддержке Церкви члены христианских обществ и внецерковных организаций. По инициативе архиепископа Макария был создан, состоявший из мирян и духовенства, Совет этнархии. Он развернул активную деятельность за осуществление энозиса (от греч. ένωσις — объединение) Кипра и Греции. В 1950 году Совет провел общенациональный референдум, по вопросу о воссоединении Кипра и Греции. В поддержку энозиса и изгнания англичан высказалось 96% населения острова.

    Архиепископ Макарий III
    Архиепископ Макарий III
    В июне 1950 г. после кончины Архиепископа Макария II предстоятелем Кипрской Церкви стал глава Совета этнархии митрополит Киттийский Макарий.

    Макарий (Макариос) III родился в 1913 году в деревне Ано Панайя на Кипре в семье благочестивых крестьян. В 1943 году он закончил Богословский факультет Афинского университета, затем изучал в Бостонском университете (США) социологию религии.

    Более четверти века возглавлявший Кипрскую Церковь владыка (1950 – 1977) много сделал для ее развития и благоденствия: заботился о духовном образовании, улучшил материальное положение пастырей, открыл несколько благотворительных учреждений. Но главной заботой архиепископа Макария стала системная организация борьбы за освобождение Кипра от иноземного господства. Вместе с генералом Георгием Гривасом-Дигенисом он стал душой национально-освободительного движения.

    В сентябре 1952 г. Архиепископ Макарий направил в Организацию Объединенных Наций телеграмму, в которой напомнил, что греческий народ, составляющий подавляющее большинство населения Кипра, желает свободы и не прекратит борьбы за нее, пока не осуществит этого своего желания. Также Архиепископ передал британскому военному министру Энтони Хенту, посетившему Кипр с визитом, решительный протест против продолжения английской оккупации и размещения на Кипре натовских военных баз: «С большим беспокойством и огорчением кипрский народ следит за основанием этих баз якобы для защиты свободы его отечества, в то время как сам он находится в порабощении. Звучит насмешкой, когда Великобритания декларирует и будто бы защищает свободолюбивые принципы».

    Как национальный вождь народа Кипра архиепископ Макарий обращался с петициями, специальными письмами к британским властям, дважды посетил ООН (в 1952 и 1953 гг.) с целью ознакомления международной общественности с положением дел на Кипре, совершил турне по целому ряду стран.

    1 апреля 1955 г. на острове вспыхнуло очередное восстание за освобождение Кипра от английского колониального режима. Английский губернатор Хардинг начал переговоры с Архиепископом Макарием III. Несмотря на свою продолжительность и напряженность, они так и не увенчались успехом. Предстоятель Кипрской Церкви выдвинул программу, предусматривавшую передачу руководства вопросами внутренней безопасности и политики в руки кипрского правительства и признание англичанами права народа Кипра на самоопределение. Англичане отвергли эти требования, выдвинув встречные неприемлемые условия и обвинили Макария в провале переговоров.

    По приказу губернатора Хардинга 9 марта 1956 г. владыка вместе с митрополитом Киренейским Киприаном был тайно взят под стражу и сослан на Сейшельские острова1. Киттийский митрополит Анфим за свои антианглийские выступления в сентябре 1956 г. был ограничен пределами своей митрополии. Ему были запрещены любые контакты с внешним миром.

    Вопиющие действия англичан вызвали на Кипре волну негодования. Архиепископ Макарий стал символом борьбы за свободу острова и национальным героем киприотов. В этот период произошла консолидация народа вокруг Церкви. В храмах возносились молитвы о здравии сущих в изгнании митрополитов и распространялась патриотическая литература.

    Решение «кипрского вопроса» осложнялось смешанным населением Кипра. Англичане активно поддерживали турецкую общину острова, провоцируя ее конфронтацию с греческим большинством. В судьбе Кипра были заинтересованы и Греция с Турцией, стремившиеся поддержать своих соотечественников, гарантировать их права и приоритетное влияние на судьбу Кипра.

    В 1959 г. на переговорах в Цюрихе был достигнут компромисс между греческой и турецкой общинами Кипра, Англией, Грецией, Турцией: Кипр провозглашался независимым государством, в котором президентом станет грек, а вице-президентом – турок. В этом же году на Лондонское совещании были подписаны соглашения, подтвердившие раннее достигнутые договоренности.


    1 Во время своей ссылки архиепископ на собственные средства построил школу для обучения коренного населения Сейшельских островов.

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис. История Кипрской Православной Церкви в I – X вв.
    Судьба Кипрской Православной Церкви неразрывно связана с политической историей этого средиземноморского острова. Именно поэтому в современной науке общепринятой практикой является выделение в развитии христианской общины Кипра тех же периодов, что и в общественной истории острова.

    Афанасий Зоитакис. История Кипрской Православной Церкви в период Латинского господства и Османского владычества
    За периодом наивысшего расцвета Кипрской Церкви наступило время увядания и упадка, связанного с иноземным порабощением и духовным диктатом латинских завоевателей.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».