• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Зограф

    Монастырь святого Георгия Зограф расположен на западном побережье Афона. Обитель окружена густым живописным лесом. Особое впечатление на паломников производит богатство и разнообразие архитектурных форм, которое можно встретить в Зографе.

    Общий вид монастыря Зограф
    Общий вид монастыря Зограф
    Монастырь святого Георгия Зограф расположен на западном побережье Афона. Обитель окружена густым живописным лесом. Особое впечатление на паломников производит богатство и разнообразие архитектурных форм, которое можно встретить в Зографе, вызванное тем, что строения сохранившиеся в обители относятся к разным периодам её развития. На территории Зографа находится восемь параклисов. Рядом с одним из них, посвящённом святым Кириллу и Мефодию, расположен архондарик, украшенный портретами болгарских королей.

    Зограф занимает девятое место в святогорской иерархии. С середины XIX века его населяют практически исключительно монахи болгарского происхождения. Интересно, что они не принимали участия в болгарской схизме – одностороннем отделении от Вселенской Патриархии. В средние века монастырь был двуязычным: в нём помимо болгар были насельники – греки, а службы совершались на обоих языках.

    Согласно древнему преданию, обитель была основана в 919 году тремя братьями, Моисеем, Аароном и Иоанном – выходцами из города Охриды. Первое письменное упоминание о монастыре под именем «Георгий Зограф» встречается в 972 году в Типиконе Иоанна Цимисхия.

    Предание гласит, что, соорудив на Святой Горе небольшую церковь, братья не знали, кому посвятить её и какую икону писать для храма. Они усердно молились Богу, и их молитва была услышана. Когда они вошли в храм, то изумились, увидев на приготовленной доске лик великомученика Георгия Победоносца. Так от чудотворного образа и обитель стала называться Зограф (т. е. «Живописец»). В момент совершения этого чуда в Сирии, в древнем Фануилевом монастыре, что возле Лидды – родины вмч. Георгия, – произошло следующее событие: прежде чем православной Сирии было суждено пасть под натиском варваров, на глазах у всей Фануилевой братии лик Георгия Победоносца, чудесным образом отделившись от доски, исчез. Игумену же было видение вмч. Георгия, который предупредил иноков о грядущей опасности и указал на новое место пребывания своего образа. Братия обители перешла на Святую Гору в Зограф.

    В новый монастырь прибывало множество паломников, среди них даже византийский император Лев Мудрый и болгарский царь Иоанн. Но не все посетители были благочестивы: некий маловерный епископ, усомнившийся в том, что икона действительно нерукотворная, дерзнул пальцем коснуться лика великомученика. Дерзость была наказана – палец прирос к образу, так что часть его пришлось отрезать (и сегодня эту часть перста можно увидеть на чудотворном образе). Сия святая икона находится при колонне правого клироса. Она помещена в серебряный киот, изготовленный в 1837 году в Санкт-Петербурге.

    В начале XVI века после пиратских разбоев и нашествия латинян монастырь был обновлён молдавским господарем Стефаном IV, который много сражался с турками. На одну из битв против Стефана собрались огромные полчища басурман, и христианский воевода устрашился. Но ему явился сам вмч. Георгий Победоносец, обещавший свою помощь и просивший обновить его обитель на Святой Горе. Турки потерпели сокрушительное поражение, а благодарный Стефан не только восстановил Зограф, но и послал туда образ, который почитается и поныне; он находится на северо-западной колонне храма.

    Есть в Зографе и третий чудотворный образ вмч. Георгия, сам прибывший к Святой Горе из Аравии по морю (он укреплён на колонне близ левого клироса). В обители пребывает часть Животворящего Креста Господня, части мощей апп. Евангелиста Матфея и Андрея Первозванного, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца (а также капли его крови) и Прокопия, равноап. Марии Магдалины, свтт. Иакова Персянина и Поликарпа Смирнского, сщмчч. Игнатия Богоносца, Ферапонта, Климента, Антипы и Харалампия, мчч. Никиты, Нестора и Кирика, мцц. Матроны, Анастасии, Марины, прп. Феодосия, свт. Евтихия, патриарха Цареградского и других святых.

    10 октября 1276 году монастырь был разорён еретиками-папистами и единомышленными с ними униатами. Этому предшествовало знаменательное событие. На расстоянии получаса ходьбы от Зографа подвизался в уединении старец. Однажды, стоя перед иконой, он читал акафист Божией Матери. Вдруг подвижник услышал голос, исходивший от образа:

    Иди скорее, возвести братии, чтобы заперлись, потому что скоро на обитель нападут богопротивные латиняне, икону же Мою оставь здесь.

    Старец поспешил в монастырь и вдруг увидел, что образ, оставленный им в келии, стоит над вратами обители. Когда он поведал о случившемся братии, игумен Фома посоветовал убоявшимся мучений удалиться из Зографа вместе со священными сосудами, сам же с оставшимися верными заперся в монастырской башне, взяв туда и икону Божией Матери.

    Вскоре и в самом деле явились латиняне, сопровождаемые вооружёнными униатами.

    И начался необычный богословский спор между монахами и латинскими священниками, сопровождавшими войско. Пришельцы добивались унии: единого богослужения и принятия латинских догматов. Последним аргументом католиков был костёр, разложенный под башней. А последним доводом афонских монахов стала готовность сгореть, но не отступить ни на йоту от истины.

    Так приняли мученические венцы 22 зографских насельника и четверо мирян-послушников. Униаты также разграбили обитель и сожгли некоторые постройки и посевы. Замечательно и то, что среди обгоревших руин пирга была обретена та самая чудотворная Богородичная икона, нимало не пострадавшая от огня. Теперь она стоит в иконостасе одного из параклисов обители. Сожжённая башня стояла в монастырском дворе до 1873 года, пока не обветшала; на её месте установлен памятник. День памяти мучеников совершается 22 сентября.

    В XIX веке Зограф пережил бурный расцвет, обитель в экономическом отношении на какое-то время стала одной из ведущих на Афоне. В 1801 году был построен соборный храм, а в 1850 году монастырь стал общежительным, каковым и остаётся до настоящего времени.

    Пещера, где подвизался прп. Косма Зографский
    Пещера, где подвизался прп. Косма Зографский
    Особо почитается насельниками обители преподобный Косма Зографский. Своей подвижнической жизнью он стяжал дар прозорливости и чудотворения. Святой дружил с животными, во множестве приходившими в его келью. Вот и 22 сентября 1323 года, в день его блаженной кончины, проститься с преподобным пришло множество диких зверей.

    После посещения Зографа вам следует направиться в Костамонит, он удалён удобной дорогой всего на 3–4 км.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.