• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Эсфигмен

    После пребывания в Ватопеде можно посетить монастырь Эсфигмен, удалённый на 12–13 километров. Согласно древнему преданию Эсфигмен был основан в V веке императрицей Пульхерией.

    Монастырь Эсфигмен. Вид от пещеры прп. Антония Печерского
    Монастырь Эсфигмен. Вид от пещеры прп. Антония Печерского
    После пребывания в Ватопеде можно посетить монастырь Эсфигмен, удалённый на 12–13 километров. Если вы воспользуетесь катером, это сэкономит ваши силы.

    Согласно древнему преданию Эсфигмен был основан в V веке императрицей Пульхерией. Рукопись, хранящаяся в монастырской библиотеке, называет нам и точную дату этого события – 418 год. Другое предание гласит, что основали монастырь император Феодосий и его супруга Евдокия. В пользу раннего основания Эсфигмена свидетельствует и столь близкое соседство этого монастыря с морем – ведь в те времена ещё не было угрозы пиратских набегов. Первое достоверное упоминание об обители встречается в кодексе 1016 года, подписанного игуменом обители Феоктистом. Некоторые учёные полагают, что Эсфигмен был основан другой Пульхерией – сестрой императора Романа III, царствовавшего с 1028 по 1034 год.

    Обитель много пострадала от набегов сарацин, латинян и пиратов. Особенный урон ей нанесло вторжение 1534 года: многие здания были сожжены, а монахи уведены в плен. В непростой период турецкого владычества Эсфигмену много помогали молдавские игемоны и русские цари. В сохранившейся грамоте Алексея Михайловича указывается на то, что иноки Эсфигмена могли каждые пять лет приезжать в Россию за экономической поддержкой. При этом они удостаивались приёма на государственном уровне. Возобновившаяся монашеская жизнь к 1634 году замерла опять, а в 1705 году обитель начала возрождаться. К сожалению, из-за больших долгов монастырь снова пришёл в упадок и был преобразован в особножительный. Ключевую роль в возрождении обители сыграл бывший салоникский митрополит Даниил, прибывший в Эсфигмен по настоятельной просьбе братии. Он был выпускником Афонской академии, несколько лет подвизался на Святой Горе и хорошо знал жизнь Афона. Первым шагом нового игумена стало возвращение общежительного устава. Благодаря помощи Кассандрского архиепископа Игнатия в 1805 году началось строительство соборного храма Вознесения Господня. Освятил его патриарх Григорий V, вскоре после этого принявший мученическую кончину и прославленный в лике Святых. Деревянный позолоченный иконостас кафоликона (1813) считается одним из самых красивых на Афоне. В нём сохранились две иконы (великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского) из иконостаса старого собора. На образах Спасителя, Богородицы, Вознесения, Иоанна Крестителя серебряные оклады русской работы 1850 года. На двух мраморных колонах, поддерживающих купол в западной части собора, помещены иконы Христа и Богородицы (1673). Литийный притвор кафоликона в отличие от других афонских храмов отделён от главной части собора не стеной, а рядом колон. Главный вход на праздник Вознесения Господня завешивается куском ткани из палатки Наполеона, подаренного Эсфигмену патриархом-новомучеником Григорием V. Этот гобелен работы XVII века до Бонапарта принадлежал целому ряду французских императоров.

    На Святом Престоле стоит великолепная мозаичная икона Спасителя XIV века. Ещё одной святыней обители считается «Крест Пульхерии» с мощами Святых, украшенный драгоценными камнями.

    Пещера прп.Антония
    Пещера прп.Антония
    В 1335 году игуменом обители по настоятельной просьбе её насельников стал будущий святитель Григорий Палама. Монастырь вступил в пору расцвета. До двух сотен насельников возросло число братии. Игумен Григорий совершил в Эсфигмене много чудес. Когда в обители кончилось масло, он благословил пустой сосуд, который тотчас наполнился. Когда не было урожая маслин, Палама благословил деревья, которые вскоре принесли богатый плод. На территории обители есть колодец, носящий имя Григория Паламы, с замечательно вкусной водой, которая также забила по молитвам Святого. В Эсфигмене в конце X века принял иноческий сан родоначальник русского монашества преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской Лавры. До сих пор недалеко от монастыря сохранилась пещера, в которой он подвизался; над ней стоит небольшой храм в его память. Всего в Эсфигмене пятнадцать параклисов: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Архангелов, свт. Григория Паламы, прп. Нила Мироточивого, равноапп. Константина и Елены, св. Анфима (здесь по монастырской традиции совершаются монашеские постриги), свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмч. Георгия, св. Иоанна Милостивого и др.

    Знаменитый пирг с веницианскими часами, над которым развевается флаг «Православие или смерть», построен в 1854 году. В это же время был построен и другой оборонительный пирг, выходящий на северную сторону Эсфигмена.

    Пирг Эсфигмена
    Пирг Эсфигмена
    В монастыре хранятся: частицы Животворящего Креста Господня, часть губки, с помощью которой поили Спасителя на Кресте, часть одежды Пресвятой Богородицы, кровь Иоанна Предтечи, честные главы ап. Иакова Брата Господня, сщмчч. Агафангела и Парфения Лампсакийского (имеющего благодать исцелять болезнь рака), и частицы мощей равноап. Марии Магдалины, вмчч. Георгия Победоносца и Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, мц. Варвары, свтт. Григория Паламы, Григория Нисского и Афанасия Великого, прп. Антония Нового из Верии, новомч. Димитрия Пелопонесского, прмч. Анастасия Персянина и других святых.

    Летом у входа в кафоликон Эсфигмена висят полдюжины рубашек с длинными рукавами: паломника в рубашке с короткими рукавами в храм не пустят (а в жару 30–400С почти все миряне именно так и одеваются).

    Эсфигмен принял наиболее активное участие среди всех афонских обителей в греческом анти-османском восстании 1821 года. Расплата была особенно жестокой: многие постройки (особенно трапезная, превращённая в казарму) сильно пострадали, гонения обрушились и на насельников монастыря.

    «Православие или смерть». Знаменитый флаг, ставший символом современного Эсфигмена
    «Православие или смерть». Знаменитый флаг, ставший символом современного Эсфигмена
    С 1972 года монахи Эсфигмена под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. Стоит подчеркнуть, что к этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь резки и радикальны.

    В 2005 была создана новая братия Эсфигмена, обосновавшаяся в представительстве этого монастыря в Карее. Конфликт от этого, к сожалению, только обострился и в настоящее время Эсфигмен не имеет контактов с монахами большинства афонских монастырей, поставив себя вне афонского братства. По мнению многих старцев действия братии Эсфигмена – образец «ревности не по разуму». Ведь активной пропагандой своих идей в светском мире, отложением обетов послушания и отсутствием мирного духа монахи подрывают глубинные основы афонского жития.

    Эсфигмен находится на северо-востоке Афона. Продолжая паломничество, вам следует направиться вглубь полуострова к сербскому Хилендару, крупной обители, некогда считавшейся Лаврой и бывшей третьей по чести на Святой Горе (ныне Хилендар стоит на четвёртом месте). От Эсфигмена к нему ведёт прекрасная дорога, частью проходящая по тенистой кипарисовой роще; путешествие займёт у вас не больше часа и доставит памятное удовольствие.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.