• Балканы, Афон, Константинополь
  • Панигир преподобномученника Гедеона Каракальского на Святой Горе Афон


    По благословению Константинопольского патриарха Варфоломея торжественное богослужение в монастыре Каракал возглавил митрополит Иериссоский Феоклит. Также гостями обители в этот день стали игумены монастырей Ватопед и Филофей. Особое великолепие ночному богослужению придавали песнопения в исполнении лучших певчих Афона – монахов Ватопеда и Каракала.

    На праздник прмч. Гедеона Каракальского в его родную обитель прибыли сотни паломников из разных стран православного мира. В этот день почетными гостями Каракала стали власти города Тирнаво (Ларисская и Тирнавская митрополия, Греция) – места, где святой принял свою мученическую кончину.

    Источник: http://www.agiooros.net

    Страдание святого преподобномученика Гедеона

    Святого преподобномученика Гедеона место родины было селение Капурна Димитриатской епархии. Отец его Авгиринос и мать Кираца были благочестивые христиане, он же во святом крещении назван Никоном. Родители Никона так были бедны, что, будучи не в состоянии содержать большое семейство, ибо кроме Никона у Авгириноса было три сына и четыре дочери, отдали их на воспитание двоюродному своему брату, занимавшемуся торговлей в Велестине, где в то время уже и они жили. Отличаясь расторопностью и смышленостью, Никон весьма понравился одному влиятельному и богатому турку, по имени Али, который насильственным образом похитил его и, приведя в свой дом, заставил служить на женской половине своим женам, а впоследствии ласками и разными подарками совратил отрока в мусульманскую веру, переименовав и имя его христианское в мусульманское. По прошествии двух месяцев Божественная благодать коснулась сердца несчастного отрока и он теперь только узнал, что по детскому неразумению отрекся от Христа, Источника жизни. Раскаяние, овладевшее сердцем, изменило и образ его жизни, так что, доселе будучи веселым и услужливым, он сделался скучным и с неохотою стал исполнять свое дело; при этом втайне, подобно апостолу Петру, горько плакал и положил намерение бежать из этого ненавистного ему дома.

    Выбрав удобное время, Никон убежал от своего похитителя и пришел к своему отцу, который к несчастью по свой бедности не мог укрыть его у себя; зная, что похититель его настолько силен и богат, что ему никоим образом невозможно вести борьбу с неравным противником, он отправил Никона в селение Керамиди, а оттуда посоветовал ему немедленно ехать на святую Афонскую Гору, боясь, как бы злобный его похититель не погнался в погоню за несчастным отроком. Но, однако, Авгиринос не избежал неприятностей, постигших его от бывшего похитителя его сына за сокрытие Никона. Между тем, и несчастный Никон, при гнетущей его сердечной скорби, лишен был и нужных средств к своему пропитанию и, таким образом, три года скитался из одного места в другое, пока наконец прибыл на святую Афонскую Гору, где также странствовал по всем обителям и кельям, расположенным по Святой Горе, в намерении найти опытного духовника, которому желал открыть свое падение и получить от него уврачевание больной его души. Наконец искомое найдено было в обители Каракалл, и здесь усталый путник приютился и открыл духовнику свое падение, который огласил его церковными молитвами и потом приобщил опять к Православной Церкви. А спустя некоторое время он за свою подвижническую жизнь удостоен был пострижения в монашество с именем Гедеона. Старцы, видя его добродетельную жизнь и безпрекословное во всем послушание, избрали его екклесиархом. Проходя сие новое послушание, Гедеон начал прилагать труды к трудам, усугубив при этом пост, бдение, молитву и коленопреклонения, и в течение 35 лет сердце его очистилось и согрелось любовью к Иисусу Христу, так что однажды при чтении книги о страданиях святых мучеников, которые за свои подвиги получили от Бога мученические венцы и Царство Небесное, и у него родилось пламенное желание самому пострадать за любовь Иисуса Христа, омыть себя своей кровью за бывшее отречение от христианской веры. Запавшая в его сердце мысль о мучении начала его преследовать и изо дня в день все более и более распаляла его, так что он уже, будучи не в состоянии долее переносить Божественной теплоты, решился последовать влечению своего сердца. Но предварительно он открыл свое намерение старцам святой обители, прося их благословения и молитв на укрепление себя в столь великом подвиге.

    Старцы, видя Гедеона мужем совершенным и процветшим в добродетелях, дали ему свое отеческое благословение и обещались молить подвигоположника Иисуса Христа укрепить его в страданиях. И таким образом, простившись с блаженными старцами, с которыми прожил неисходно в обители Каракалл тридцать пять лет, отправился он в Велестину, где в свое время отвергся Христа, и как только прибыл в сей город, тотчас пошел в суд и, представ пред судьями, исповедал пред ними христианскую веру, а Магомета, ложного их пророка, проклял; но судьи, ограничившись несколькими побоями, выгнали святого Гедеона из судилища, что повторялось не один раз. Тогда Гедеон пошел в другие места для совершения мученического подвига, но и здесь то же самое случилось, что и в Велестине, то есть били и выгоняли его из судилища, как юродивого. Видя в этом несоизволение Божие, он возвратился на святую Афонскую Гору, но, прожив один год, сердце его не успокоилось и он опять, взяв благословение у старцев, отправился в Велестину, где предстал в судилище и исповедал Иисуса Христа, а мусульманскую веру проклял, но и теперь, как и прежде, получив побои, он выгнан был из судилища. Тогда святой пошел в другое место и, представ пред правителем, исповедал себя христианином, а мусульманскую веру укорил и проклял.

    Правитель, слыша хулу на свою веру, убоялся и тотчас же написал главному начальнику той местности Вели-паше, жившему в Фессалии, в селении Турнове, что некто христианин дерзко поносит и хулит их веру. Тогда паша послал двух воинов и приказал привести к нему дерзкого хулителя. Когда приведен был святой мученик, то Вели-паша повелел собрать из окрестных селений именитых граждан и духовных, и пред это нечестивое скопище представлен был на суд святой Гедеон. Но и теперь мученик Христов дерзновенно исповедал христианскую веру, мусульманскую же проклиная, оставался твердым в своем исповедании. Тогда, видя твердость и мужество святого Гедеона и что все их ласки, обещания и почести святой отвергнул с презрением, судьи, эти изуверы, сперва захотели посрамить его пред всем населением. Для этого обрили ему голову и возложили на нее внутренности убитой овцы и, посадив верхом на осла задом наперед, в руки дали держать хвост животного и таким образом возили его по всем улицам селения. Но святой преподобномученик, вменяя безчестие в славу за Христа Бога, благодушно переносил посрамление, а святые уста еще более обличали их веру и хулили их ложного пророка.

    После этого посрамления святого мученика стали истязать самым жестоким образом. У него, как у Иакова Персянина (см. 27 ноября), были постепенно отсечены, кроме головы, все члены святого его тела топором. Но святой, имея ум устремленным к укрепляющему его Иисусу Христу, терпеливо переносил лютые муки от ожесточенных мучителей. Потом его, еще живого, бросили в нечистое место, где святой преподобномученик Гедеон предал свою душу в руце Божии, 30 декабря 1818 года.

    Святые мощи преподобномученика, как тело с главою, так равно и все отсеченные члены, благочестивые христиане выкупили у мусульман и с честью погребли в церкви Двунадесяти апостолов в Турнове.

    Спустя несколько времени часть святых мощей мученика была пренесена в обитель Каракалл, где преподобномученик от юности подвизался в иноческих трудах. – Всемогущий Бог, за подвиги и страдания Своего угодника, восхотел и его прославить чудесами, которые изобильно подавались от цельбоносного его гроба и от прикосновения к святым его мощам всем, с верою к нему приходящим. Святой еще при жизни предсказал падение мучителю своему Вели-паше, что вскоре и сбылось после его мученической кончины. Молитвами святого преподобного Гедеона, Христе Боже, помилуй и спаси нас. Аминь.

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.