• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Карея

    Карея расположена на северо-восточном склоне Святой Горы, в срединной части монашеской республики. Местность эта восхитительна. Множество пустыннических келий и несколько общинных обителей разбросаны по живописным окрестностям Кареи.

    Общий вид Кареи
    Общий вид Кареи
    По-гречески слово «кариа́» означает «ореховое дерево», и на самом деле, в здешних окрестностях растёт много орешника. Карея расположена на северо-восточном склоне Святой Горы, в срединной части монашеской республики. Местность эта восхитительна. К югу встаёт во всём своём царственном величии сама гора Афон, а запад оттеснён почти отвесными выступами хребта, опускающегося к Карее уступами гранитных скал и утёсов, будто перевитых гирляндою мелкого кустарника и каштанового леса. Множество пустыннических келий и несколько общинных обителей разбросаны по живописным окрестностям Кареи.

    В древности Карея составляла скит, но со времени падения Греции, когда от 180 обителей, которыми красовалась Святая Гора в X веке, осталось только 20, и когда Карейский скит не имел собственных средств и силы к самостоятельной жизни, советом всей Святой Горы положено было образовать из него род городка, где бы могли производиться по-прежнему торжки и иметь оседлость правительства: как афонское, так и турецкое. Таким образом, из скитских келий возникли монастырские подворья, и навсегда утвердился Протат.

    Иеромонах Сергий (Веснин)

    Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 664 px. Размер файла 121961 b.
 Протат
    Протат
    Итак, кроме Протата (Кинота), здесь находятся кона́ки (представительства) всех святогорских обителей (большей частью постройки XIX–XX веков), резиденция губернатора Афона, полицейский и таможенный участки, почта-телеграф, медицинский пункт, несколько магазинов, небольшая гостиница, пекарня и харчевня. Раз в день, приблизительно в десять часов утра, отсюда идёт автобус до пристани Дафни, отстоящей от столицы на восемь километров.

    В канцелярии Священного Кинота вы сможете продлить свой диамонитирион – разрешение на посещение Святой Горы. Лучше всего это сделать в утренние часы, сразу после переезда в Карею. В понедельник и четверг в Протате проходит Синаксис – собрание представителей афонских монастырей, а в воскресение там выходной день. Таким образом, лучшие дни для продления диамонитириона – вторник, среда, пятница и суббота.

    Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 664 px. Размер файла 103110 b.
 Прот в окружении сердарей
    Прот в окружении сердарей
    Паломники часто встречают на улицах Карее сердарей – гражданских служащих, носящих шапочки с инициалами А.О. («Агион Орос» – Святая Гора). Они исполняют функции своего рода муниципальной полиции. А один из них сопровождает афонского прота во время каждого его передвижения по улице. Слово «сердарь» имеет персидское происхождение и переводится как «предводитель войска». В былые времена сердари действительно участвовали в обороне монастырей от пиратских набегов.

    В Карее много монахов-келиотов. Их послушания очень разнообразны: иконопись, резьба по дереву, пошив монашеской одежды, производство ладана, плотничество, строительство. При каждой келии обязательно имеется небольшой храм, но на большие праздники отцы часто собираются в протатском соборе.

    Из известных карейских келий стоит выделить Буразери, посвящённую Свт. Николаю. Она располагается на дороге, ведущей из Кареи в Ставроникитский и Иверский монастыри. Несколько лет назад усилиями братии из знаменитого монастыря Параклиту (неподалёку от Афин) началось возрождение этой обители. Имя келии связано с русским монахом Неофитом Белозерским, купившим её в XIX веке. Братия Буразери известна своим иконописным мастерством.

    Стоит также упомянуть келию Равдуху. Она подчиняется монастырю Пантократор и находится рядом с карейским монастырём Кутлумуш. Престольный праздник келии – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В средние века здесь был монастырь, занимавший двенадцатое место в афонской иерархии. Само здание келии считается некоторыми учёными древнейшим из сохранившихся на Афоне (IX). Паломникам стоит увидеть уникальные фрески XII века, находящиеся в храме этой обители.

    Не многие паломники знают, что когда-то в Карее существовала лавра – «Лавра Кареи» или «Срединная Лавра». Уже с IX века появляется термин прот – так называли игумена карейской Лавры, имевшего первенство среди игуменов других афонских монастырей. Ежегодно в Карее проводились собрания святогорских монахов, участвовавших в принятии важных решений и совместной молитве. Со временем карейская Лавра прекратила своё существование, но Карея своё значение как столица Афона не утратила.

    Загрузить увеличенное изображение. 600 x 903 px. Размер файла 77526 b.
 Прот
    Прот
    В настоящее время монашеская республика Афона управляется Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати афонских монастырей. Кинот и выбранный из него совет – Священная Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном. Все афонские монастыри поделены на пять четвёрок, ежегодно поочерёдно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой.

    Первое лицо из четырёх эпистатов – Прот или Протоэпистат – может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четвёрки: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и Хилендара.

    Два раза в год (через пятнадцать дней после Пасхи и 20 августа) проходит собрание игуменов всех афонских монастырей. Здесь принимаются самые важные решения, касающиеся жизни Святого Афона.

    Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. В XIII собор разрушили униаты (или, по другим данным, каталонцы), на этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II. Здесь сохранились фрески XIΙΙ века, автор которых – один из величайших иконописцев в истории Церкви, представитель так называемой македонской школы Эммануил Панселинос. Мраморный иконостас собора – древнейший, из сохранившихся на Афоне. Позднейший иконостас 1611 года – произведение иеромонаха Неофита Рутиса (он считается прототипом афонских резных иконостасов) – в 1955 году был перенесён в здание Священного Кинота и помещён рядом с залом собраний.

    Загрузить увеличенное изображение. 600 x 903 px. Размер файла 112638 b.
 Кресло Прота в зале, где проходит заседание синаксиса
    Кресло Прота в зале, где проходит заседание синаксиса
    На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть» (греч. «Аксион Эсти́н»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.

    Невдалеке от Кареи существует и доныне келья с небольшою церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В келье этой жил один старец со своим послушником. Случилось так, что старец, пожелав однажды выслушать Всенощное бдение под воскресенье в Карейском Протатском соборе, отлучился туда, а ученик, получив от него указание исполнить службу дома, остался в келье. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Открыл её и видит пред собою незнакомого монаха. Послушник ввёл его в храм; с благоговением совершали они свои молитвенные песнопения. Когда же пришло время славить Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, они, ставши пред иконою Богородицы, стали воспевать Её. Послушник пел обычную древнюю песнь святого Космы Маюмского. Но гость его, делая к гимну сему иное начало, запел так: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, – а к этому уже прибавлял и: «Честнейшую» до конца. «Чудно! – воскликнул растроганный новою песнью послушник и обратился к незнакомцу: «Но мы поём только: “Честнейшую”, а такой песни – “Достойно есть” – до сей поры никогда ещё не слыхали... Прошу тебя, напиши мне сию песнь, чтобы и я мог таким же образом величать и славить Богородицу». – «Хорошо, – отвечал незнакомец, – дай мне бумаги и чернил, я запишу тебе эту песнь». – «Прости, брате, – кланяясь и с прискорбием ответил послушник гостю, – мы, занимаясь молитвою и рукоделием, редко в них нуждаемся, и потому в настоящее время нет ни того, ни другого». – «Так принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту», – продолжал гость. Инок сейчас же принёс плиту и подал незнакомцу, который, взявши оную, перстом своим начал писать на ней Богородичную песнь. И – о чудо! Как воск умягчился камень под чудодейственною рукою удивительного посетителя, и слова чётко и ясно отпечатывались на камне. Дописав, он вернул доску и сказал: «Отныне всегда пойте так: и вы, и все православные христиане!» – и исчез. Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам небесный, ангелосложенный гимн Присноблаженной и Пренепорочной Богородице.

    Старец, возвратясь с бдения и застав своего послушника поющим чудную песнь, поражён был новизною сей песни: «Где ты выучился так петь?» – спросил он своего послушника. Тот рассказал старцу всё случившееся, показав и саму доску с чудесным на ней начертанием Божественной песни. Тогда же оба они, взявши камень, представили его в Протат и обстоятельно рассказали на общем соборе подробности чудесного события. Там все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Господа и воспели Его Матери новую песнь, принесённую архангелом Гавриилом. Вслед за этим донесли патриарху и царю о чудесном явлении и в подтверждение случившегося каменную доску с начертанными на ней словами песни Пресвятой Богородице отослали к ним в Константинополь, где она хранилась в храме Софии Премудрости Божией. А та икона, пред которою была воспета сия радостная песнь, взята из кельи отцами Горы и перенесена в Соборный Протатский храм, где она и доселе видима в алтаре на горнем месте, и всем приходящим и поклоняющимся ей с верою и любовью струит благодатные дары исцелений душевных и телесных. И носит она название: «Достойно Есть». Равным образом, и келья со времени этого чудесного события известна на Святой Горе под именем «Достойно Есть»... Дивное это событие празднуется ежегодно 11 июня. Чудо сие совершилось в царствование братьев – царей Василия и Константина, называемых Порфирородными, сыновей Романа Младшего, в патриаршествование Николая Хрисоверга.

    Иеромонах Сергий (Веснин)

    Всякий паломник может помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к ней, но чтобы это сделать, необходимо попасть в протатский собор, который открывается дважды в день для утреннего и вечернего богослужений; обычно это бывает в 5 утра и в 6 вечера.

    В пирге Протата находится библиотека, в которой помимо 117 древних рукописей хранится и уникальная историческая реликвия – тр́агос, т. е. цельная козлиная шкура, на которой записан первоначальный афонский устав, данный святогорским монахам императором Иоанном Цимисхием в 972 году.

    В Карее, в древней келье Типикарница, пребывает чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» (греч. «Галактотрофу́са»). Эту келью основал сербский святитель Савва, принесший на Святую Гору из Палестины, из Лавры прп. Саввы Освященного, две иконы Богородицы: «Млекопитательницу» и «Троеручицу» и жезл преподобного Саввы. Святитель Савва сам некоторое время в келье Типикарница подвизался в посте и молитве; здесь по его завету до сих пор не прерывается молитва за православный сербский народ.

    Карейские святые

    Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 664 px. Размер файла 184174 b.
 Мощи преподобного Никодима Святогорца
    Мощи преподобного Никодима Святогорца
    В Карейской келье Святой Троицы некоторое время жил преподобный Афанасий Афонский. Также со столицей Афона связаны имена его современников: преподобных Дионисия и Митрофана, Нектария и Филофея (1470), Феолипта Филадельфийского, Дионисия Олимпийского. Во время латинских гонений мученическую смерть принял прот Косма, много мирян и монахов. В карейской келье святого Георгия братьев Скуртеев подвизался величайший богослов Православной Церкви Нового времени преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Паломники могут посетить место, где прошли последние дни земной жизни Святого и поклониться его мощам.

    Отец Антипа, карейская келья святой Анны
    СкачатьMP3
    (MP3 файл. Продолжительность 9:55 мин. Размер 9.6 Mb)

    140 псалом. Иеродиакон Дионисий Фирфирис (певчий Протатского храма в Карее)
    СкачатьMP3
    (MP3 файл. Продолжительность 5:54 мин. Размер 8.7 Mb)

    Поет диакон Иосаф Карейский (1910-1993), братство Иосафеев
    СкачатьMP3
    (MP3 файл. Продолжительность 3:51 мин. Размер 3.7 Mb)

    Фрески собора Протата в Карее, Афон XIII в., Мануил Панселин

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.