• Балканы, Афон, Константинополь
  • "Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается"

    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.

    Старцы Ефрем Катунакский и Ефрем Филофейский
    Старцы Ефрем Катунакский и Ефрем Филофейский
    В то время известному афонскому подвижнику Ефрему Катунакскому предлагали стать игуменом в монастыре Великая Лавра. Старец Паисий узнал об этом и высказал своё мнение по этому поводу в разговоре с одним из своих посетителей: «Отец Ефрем – великое духовное сокровище. Это огромная величина для афонского монашества. Каждую минуту он посвящает Богу и помогает многим людям. Боюсь, что если он станет игуменом, старец многое потеряет в постоянных заботах и попечениях. Но я никому об этом не говорю, так как люди подумают, что я не хочу, чтобы отец Ефрем стал игуменом».

    Некоторое время спустя отца Паисия посетил близкий к Ефрему Катунакскому человек, и он попросил его передать отцу Ефрему «что на то, чтобы он стал игуменом нет воли Божией». Когда старцу Ефрему передали эти слова, он ответил: «Спасибо старцу Паисию. Я сам чувствую, что на моё игуменство нет Божиего благословения».

    ***

    Старец Порфирий
    Старец Порфирий
    «Старца Порфирия1 я видел два или три раза. Многим он в деталях описывал их дома и деревни, хотя сам там никогда не был. Другим рассказал, где надо бурить скважину, и они в засушливой местности наконец нашли воду. Одному человеку с тремя высшими образованиями старец дал советы как решить все его проблемы и принёс ему огромную пользу, хотя до этого ему не смогли помочь многие духовные отцы. Однажды он проходил мимо места, где велись строительные работы и предупредил бульдозеристов, чтобы они копали осторожно. Он сказал им, что в земле лежит крест и они не должны повредить его. Его слова в точности подтвердились».

    ***

    «Есть люди, желающие стать монахами, но не решающиеся на принятие пострига из-за привязанности к своим родственникам.Они пребывают в сомнениях. То весы любви склоняются в одну сторону, то в другую. То побеждает любовь к подвижнической жизни, то привязанность к родным. Если таким людям удастся превозмочь узы своей земной любви – в духовной жизни они добьются многого, так как их сердце преисполнено любви».

    ***

    «Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы».

    ***

    Старец Паисий
    Старец Паисий
    «Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу».

    ***

    «Духовно преуспевший человек заранее понимает намерения других. Он видит, что его хотят обмануть или обокрасть – но не препятствует злоумышленникам, так как относится к происходящему с добрым помыслом (например, что грабителям деньги нужнее). У святых есть дар предвидеть намерения других».

    ***

    «Мы должны знать, что человек становится бесноватым по попущению Божию. Тем самым Господь даёт грешнику возможность покаяться, смириться и спастись. Когда у человека чёрствое сердце и полная нераскаянность – он не испытывает бесовского воздействия, так как и так уже находится в гибельном состоянии полного духовного равнодушия».

    ***

    «Если не брать в расчет наши грехи – в остальном у нас всё в порядке», - пошутил как-то старец.

    ***

    «Нам надо не говорить, что мы хотим полюбить Христа. Надо стремиться Его не огорчать. Ничего самому не делать и просить в молитве, чтобы Бог дал нам любви к нему – это дерзость».

    ***

    Старцы Иаков Эвбейский, Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит
    Старцы Иаков Эвбейский, Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит
    «Это настоящие отшельники», – сказал однажды старец Паисий о двух пожилых монахах. Они не жили в какой-то особой строгости, но не имели общения с мирянами и отказались от всех мирских удовольствий.

    ***

    «Духовное сокрушение отличается от бесовского тем, что в первом случае человек чувствует утешение, во втором испытывает внутреннее беспокойство».

    ***

    «Церковь – это корабль. Кто то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры.

    Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме».

    ***

    «Монахини должны избегать идиоритмии2. Для женских монастырей идиоритмия в 100 процентах случаев ведёт к демоноритмии3».

    ***

    «Новоначальному монаху полезнее следить за богослужением, чем во время службы творить Иисусову молитву. Пусть сначала выучит Устав, молитвы, Праздники – а потом уже сосредоточиться на умном делании».

    ***

    «В молодости, читая духовную литературу, я многого не понимал. Я записывал свои вопросы, спрашивал у более опытных, и они объясняли мне что значит прочитанное. Затем я записывал важные духовные советы в тетрадь и старался следовать им в своей жизни. Потом я находил что-то, что было созвучно уже сделанным мной записям, и тоже вносил его в тетрадь рядом с предыдущими наставлениями. После этого я разбил тетрадь на тематические разделы – чтобы всегда легко находить нужный духовный совет. Появлялись всё новые записи и очередные наставления уже не помещались в тетради. Тогда я начинал вести новые тетради куда скрупулезно переписывал советы из старых записей».


    1 Старец Порфирий (Баирактарис) (1906–1991) – современный афонский подвижник. Один из самых почитаемых старцев нашего времени. Его книги пользуются огромной популярностью в Греции и переведены на многие языки.

    2 Идиоритм или особножи́тие, особножи́тельный монастырь (греч. μόναστήριον ιδιόρυθμον, букв. — особый, своеобразный) особый вид православных монастырей в противоположность общежительным монастырям. В идиоритмах монахи могут владеть личной собственностью, общее здесь только жилище и богослужение, во всём остальном каждый монах живёт по своему личному усмотрению. Такая организация монастырей, идущая вразрез с церковными правилами, появилась в конце средних веков. Идиоритм управляется игуменом или комитетом из монахов. Уклад жизни в идиоритмах менее строг, чем в киновиях.

    3 То есть создаёт реальную опасность духовной погибели для монахинь.

    Смотри также:

    Старец Паисий Святогорец. «Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом»
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками [1]
    Старец Паисий Святогорец. Мужество – это всецелое доверие Богу.
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца  Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Миряне, если не будут роптать, получат от Бога такую же награду, как подвижники монахи
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Мы должны засучить рукава и бороться
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Люди становятся похожими на роботов
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец . В вечной жизни нас ожидает много неожиданностей
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Основа духовной жизни – это добрые помыслы
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. У нас должно быть рвение. И реализовывать его следует не в работе, а в духовной жизни.
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца(Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками [1].
    Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
    12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.
    Старец Паисий Святогорец. За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность
    AgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.
    Старец Паисий Святогорец. Рассуждение – это вершина всех добродетелей
    AgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.
    Старец Паисий Святогорец. Старательный и трудолюбивый человек преуспеет вне зависимости от того, выберет ли он монашескую или семейную жизнь
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Сегодня во всем царит путаница
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Каждый человек должен освятить своё призвание
    Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Из многих монастырей исчез дух свободы и благородства
    Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Надо надёжно охранять то, что у нас есть
    "Святая Гора" впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Архимандрит Арсений (Катерелос) и Панайотис Телеванос. О пророчествах Паисия Святогорца
    Большой духовный вред наносят лжепророчества, приписываемые старцу Паисию Святогорцу и другим современным подвижникам нашей Церкви.
    Издан шестой том «Слов» Старца Паисия Святогорца
    Издательство «Аксиома» выпустило шестой том «Слов» афонского Старца Паисия Святогорца.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.