• Балканы, Афон, Константинополь
  • За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность

    AgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.

    «За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие».

    ***

    «Когда тебя ругают – по-мирски будет ответить обидчику грубостью на грубость. Человек духовно преуспевающий – сдержит себя и промолчит, а совершенный христианин (освободившийся от страстей) – радуется, когда его злословят».

    ***

    «Монахам следует быть очень внимательными, когда они выезжают в мир или общаются с мирянами, так как многие все сегодня толкуют извращенно. Мне подарили фонарик, который я положил под подушку, а один из посетителей увидел его и стал распространять слухи, что ”отец Паисий держит под подушкой пистолет”».

    ***

    «Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит он победил свой эгоизм».

    ***

    Один афонский монах рассказал Паисию Святогорцу, что ежегодно после Пасхи совершает небольшую паломническую поездку по Святой Горе. «Берешь отпуск?», – сказал ему старец Паисий. Деликатно и со своим обычным тонким юмором он показал свое несогласие с поведением инока[1].

    ***

    «Монахи должны держаться подальше от археологических раскопок и реставрационных работ в своей обители и быть осторожными с камнями (строительством), чтобы самим не стать окаменелыми (оставить свое иноческое служение)».

    ***

    «Монах не пишет книги, за исключением тех случаев, когда в этом есть острая необходимость.

    Один еще не приехал на Афон и не стал монахом, а уже хотел выступать с лекциями и писать про Святую Гору. Другой один раз съездил на Афон – и написал книгу. Третий, едва принял постриг, начал писать догматические исследования и осуждать всех подряд. Все это противоестественно. Таких «писателей» можно уподобить младенцам, родившимися с зубами и кусающими окружающих. Фактически они представляют собой чудовищ».

    ***

    Однажды к старцу привели юношу с серьезным душевным заболеванием. «Помнишь какой помысел свел тебя с ума?», – спросил его отец Паисий. Юноша не помнил, и старец указал ему на мысль, которая крутилась у него в голове и в конце концов привела его к болезни. Тем самым Паисий Святогорец хотел показать, что помыслы способны не только свести человека с ума, но и привести его к духовной гибели. «Всего один помысел может погубить, и всего один способен спасти» – эту святоотеческую мысль всецело разделял и старец Паисий.

    ***

    Во дворе Панагуды[2] между масличным деревом и стеной его кельи у старца была натянута проволока, на которой он сушил свою одежду. Когда по этой проволоке повадились ходить муравьи, старец, чтобы облегчить их путь, приспособил для них большую и широкую доску. Сколь велика была любовь Паисия Святогорца к Богу и людям, если он так заботился даже о простых муравьях!

    ***

    «Необходимо внимание и осторожность, так как грех и дурная привычка могут исцеленного нерадивого человека вновь подтолкнуть в сети зла. Ко мне пришел один бесноватый, который некоторое время назад исцелился, но совершил безнравственные поступки и снова подвергся воздействию нечистой силы».

    ***

    «Прежде у людей были небольшие искушения, сейчас – большие, а придет время, когда они станут такими значительными, что помочь их преодолеть будет способна только молитва святых».

    ***

    «Иметь любовь Божию значит понимать любовь Бога. Потому что едва ты ее осознаешь – эта любовь поселится внутри тебя».

    ***

    «Монахами люди становятся не только для того, чтобы спасти свою душу, но ради каждого своего ближнего».

    ***

    «Чтение Ветхого Завета очень полезно людям с чистой душой и помыслами, другим оно способно принести вред, так как они неверно понимают написанное».

    ***

    «В прежние времена простые люди через свою простоту и смирение достигали просвещения. Сейчас получают знания и используют их там, где применять их не престало. С логикой и рационализмом люди лезут туда, где им не место, происходит путаница и они впадают в еще большее невежество и заблуждение».

    ***

    «Когда у нас будет смирение – сможем творить и Иисусову молитву. Не следует перебирать четки формально и по привычке.

    Однажды некий монах читал Иисусову молитву и ловил рыбу. Но когда она объедала у него наживку и не засекалась на крючок, он забывал о том что молится и мысленно говорил: “Чтоб тебя!”».

    ***

    Одному юноше, который хотел принять монашество, но сомневался и все время приводил против этого рациональные аргументы, старец Паисий сказал: «Чтобы человек стал монахом, у него какой-нибудь винтик должен быть немного недовинченным. Рационалисты и позитивисты монашество не принимают».

    ***

    «Человек который смиряется перед другим – сам возвышается духовно. Но порой чем больше он смиряется – тем больше его продолжают унижать».

    ***

    «Монах время от времени должен читать чин пострижения в Великую Схиму, чтобы не забывать данные им иноческие обеты.

    ***

    «Ощущай монастырь своим домом, своей семьей. Послушание свое исполняй от всего сердца. Нельзя по-разному относиться к часам, которые мы проводим в своей келье и к часам своего послушания.

    ***

    «Когда певчий поет, даже люди без музыкального образования понимают, поет ли он для Бога или для людей».

    ***

    «Большинство людей настолько поглощено земным, что совсем не чувствует Божественной Любви».

    ***

    «То что я вижу и слышу свело бы меня с ума, если бы я ко всему не относился с помыслом, что последнее слово все равно останется за Богом».

    ***

    Человек должен признавать и осознавать свои недостатки. Отсутствие самооправдания заменяет большие аскетические подвиги. Человек, который не имеет возможности вести аскетическую жизнь – признает это. “Я должник перед тобой, прости меня, не могу этого сделать’’ (говорит он Христу). ‘’Ничего страшного, не расстраивайся” (утешает его Господь)».


    [1] Старец Паисий был противником монашеского «отпуска» распространенного в некоторых современных обителях.

    [2] Панагуда – келья старца Паисия.

    Смотри также:

    Старец Паисий Святогорец. «Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом»
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками [1]
    Старец Паисий Святогорец. Мужество – это всецелое доверие Богу.
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца  Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Миряне, если не будут роптать, получат от Бога такую же награду, как подвижники монахи
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Мы должны засучить рукава и бороться
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Люди становятся похожими на роботов
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец . В вечной жизни нас ожидает много неожиданностей
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Основа духовной жизни – это добрые помыслы
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. У нас должно быть рвение. И реализовывать его следует не в работе, а в духовной жизни.
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца(Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками [1].
    Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
    12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.
    Старец Паисий Святогорец. Рассуждение – это вершина всех добродетелей
    AgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.
    Старец Паисий Святогорец. Старательный и трудолюбивый человек преуспеет вне зависимости от того, выберет ли он монашескую или семейную жизнь
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Сегодня во всем царит путаница
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святоорец. "Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается"
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Каждый человек должен освятить своё призвание
    Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Из многих монастырей исчез дух свободы и благородства
    Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Надо надёжно охранять то, что у нас есть
    "Святая Гора" впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Архимандрит Арсений (Катерелос) и Панайотис Телеванос. О пророчествах Паисия Святогорца
    Большой духовный вред наносят лжепророчества, приписываемые старцу Паисию Святогорцу и другим современным подвижникам нашей Церкви.
    Издан шестой том «Слов» Старца Паисия Святогорца
    Издательство «Аксиома» выпустило шестой том «Слов» афонского Старца Паисия Святогорца.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.