• Балканы, Афон, Константинополь
  • Наследие преподобного Паисия Святогорца и его значение для современного мира. Часть 2

    Пользу от общения с старцем могли получить как подвижник, достигший высоких ступеней созерцания, так и маленький ребенок…

    Наследие преподобного Паисия Святогорца и его значение для современного мира. Часть 1

    Наставления Паисия Святогорца были построены таким образом, чтобы быть полезными каждому конкретному слушателю. Его поучения обращенные к сподвижникам по Святой Горе, монахиням и мирянам, порой, заметно отличаются. «Он был способен духовно руководить монахами и монастырями, разрешать проблемы мирских людей – неженатых и семейных, беседовать с учёными, на которых производили впечатления его знания и гибкость ума. Он умел снисходить или подниматься до того образовательного уровня, на котором находился собеседник, и до того духовного состояния, в котором тот пребывал. Он принимал во внимание его характер, профессию, происхождение, интересы и другое»1.

    «Пользу от общения с старцем могли получить как подвижник, достигший высоких ступеней созерцания, так и маленький ребенок…

    Однажды, пока старец беседовал с многочисленными посетителями, маленький мальчик бил палкой по земле и мешал им сосредоточится на беседе. Несмотря на настойчивые просьбы своего отца малыш продолжал шуметь. Тогда отец Паисий сказал: “Сыночек, Георгий, не стучи, а то разбудишь американцев, которые спят на другой стороне земли”.

    То есть с юмором и по-доброму он деликатно посоветовал малышу прекратить шуметь. Паисий Святогоец находил мудрые слова и для святых подвижников и для совсем маленьких детей»2.

    «Старец не читал лекций, не стремился изобразить из себя учителя»3. Святой Паисий мог свободно говорить много часов подряд, не готовясь заранее, а слушатели ловили буквально каждое его слово, сила воздействия которого была чрезвычайно велика: «На меня производило впечатление, – говорил бывший наркоман, – то, что двумя-тремя словами Старцу удавалось прийти к взаимопониманию с такими, как я, и пробудить в нас интерес к жизни»4.

    По словам владыки Иерофея (Влахоса), преподобный Паисий «излучал утешение и сострадание…, его нежное и чувствительное сердце было нескончаемым согреваюшим солнечным светом»5.

    Системообразующим элементом православной идентичности для афонских подвижников всегда была аскетическая традиция (пост, молитва, воздержание от работы по воскресным дням). В учении Паисия Святогорца этим темам уделено приоритетное внимание.

    В учении святого Паисия молитва предстает как наиболее действенное средство к исцелению и обожению человека. Участие в богослужении он рассматривает как центр жизни каждого православного человека6.


    Одним из основных свойств учения Паисия Святогорца является его исихастский характер. Подвижник «переживал Божественные Тайны и высокие состояния» 7 и имел непрестанную Иисусову молитву. Своих слушателей он также призывал стараться все время «быть на прямой связи с Богом».

    «Живя рядом со старцем я понял что аскеза это путь ведущий к Богу. Он убедил меня что аскеза обязанность не только монахов но и всякого христианина. Человек аскезы – это человек Божий» 8, - писал один из паломников близко знавший Паисия Святогорца.

    Сам преподобный безропотно переживал нечеловеческие страдания, связанные с его тяжелым заболеванием. Последние дни его жизни можно уподобить подвигу мучеников пострадавших за Христа.

    Старца отличало бескомпромиссное отношение к ревизии православной традиции. Он «не принимал и бичевал любую модернистскую тенденцию: будь то отмена ношения священниками ряс, перевод литургических текстов на современный язык, сокращение постов и тому подобное. Православное Предание вообще и святогорское Предание в частности были самыми любимыми темами Старца Паисия»9.

    Контакт Паисия Святогорца с любыми слоями общества, людьми самых разных национальностей и достатка всегда строился на единой основе – православной традиции, Священного Писания и Предания. Он не предлагал слушателям «облегченную», «адаптированную» к современным реалиям версию Православия. Святой исходил из того, что нельзя быть подлинно православным, сочетая это со служением греху, и призывал мирян к совершенной подвижнической жизни. О богословах-модернистах старец Паисий говорил: «Они стремятся найти оправдание своей греховной жизни в святоотеческих текстах. Они превратно истолковывают Священное Писание, чтобы найти оправдание своим ошибкам»10.

    Причину бед постигших народ святой Паисий видел в грехе, тяжелой духовной болезни общества. Он утверждал, что за духовным возрождением неизбежно последует и национальное, поэтому тема борьбы с грехом занимает центральное место в его богословских построениях. Покаяние предстает не только как личное перерождение, но и как начало «преображения всей человеческой жизни и человеческого общества вообще»11.

    Когда старца Паисия спросили, о времени освобождения Кипра, он ответил: «Кипр будет освобождён тогда, когда покаются киприоты. Устраивайте на Кипре духовные военные базы, чтобы разогнать военные базы турок, англичан и американцев». То есть на кипрскую проблему Старец смотрел как на проблему духовную – а не как на национальную или политическую. Он верил, что разрешение этой проблемы – в покаянии народа и в молитве»12.

    Максимализм был образом жизни для Паисия Святогорца и программным пунктом его учения. «Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами»13.

    «В вопросах веры и любви к Родине нет места компромиссам»14, - эти слова Паисия Святогорца в полной мере применимы к его собственному учению. На вопрос университетского профессора можно ли покупать продукты из магазина, хозяин которого принадлежит к секте свидетелей Иеговы, старец Паисий ответил категорическим отказом.

    Святой Паисий был очень чувствительным в догматических вопросах и следовал по святоотеческому пути, полагая что не только добродетель но и правомыслие в вопросах веры необходимы для спасения человека.

    Подвижник успешно боролся с исламизацией православного населения на Балканах и активно действовал в областях, где угроза исламизма была особенно высока. «Видя опасность турецкой пропаганды во Фракии, Старец приехал в город Комотини, чтобы поддержать обращённых в христианство мусульман, пожить с ними какое-то время, чтобы им помочь»15.

    При всей своей строгости и бескомпромиссности Паисий Святогорец был чужд морализма и пиетизма. Все что он делал было исполнено любви к Богу. «Он ничего не требовал от Христа, ничего для себя не просил, а хотел только одного: не расстраивать Господа. И стремился к этому каждый день, прилагая все свои силы»16.

    Духовное благородство отличало все поступки и высказывания преподобного. Подобный подход подвижник стремился привить и своим слушателям. Паисий Святогорец хотел научить их «смотреть на Христа не как на судью, как на полицейского, а относится к Нему как Отцу»17.

    Очевидцы проповеди Паисия Святогорца указывают на разносторонность его поучений. Врач психиатр после того, как встретился с отцом Паисием рассказывал, что «не только получил от старца утешение и поддержку, но и сделал вывод, что отец Паисий знаком с новейшими достижениями психиатрии»18. Согласно воспоминаниям духовного чада старца, социальный кругозор Паисия Святогорца поражал: «хотя он и был монахом-пустынником, он прекрасно знал что твориться в мире и мог ответить на любой вопрос»19. То что Паисий Святогорец говорил о психологии ребенка (например, о значении грудного вскармливания, недопустимости ругать и наказывать ребенка в темноте) опередило свое время и было впоследствии подтверждено научными исследованиями20. Подобные знания святого Паисия были плодом не мирского образования и начитанности, а Божественного Просвещения.

    Паисий Святогорец заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Его поучения – кладезь практических советов: «Многим наркоманам Старец помог порвать с наркотиками. Вначале ему удавалось пробудить в них интерес к жизни, установить с ними контакт и завоевать их доверие… Он советовал им пойти на исповедь, начать жить духовной жизнью, устроиться на какую-нибудь простую работу, чтобы быть чем-то занятым. Он советовал им есть морковь и давал другие практические советы. Он посылал их к людям, в окружении которых было бы легче избавиться от страсти к наркотикам, помогал им стать членами общества и создать семьи»21.

    Согласно старцу Паисию, основные направления детского воспитания - «безусловное уважение к человеческой личности как образу и подобию Божиему, христоцентризм (когда Христос является важнейшей педагогической и преобразующей человека силой) и сотереологический приоритет»22.

    Святой Паисий никогда не отрицал важности знаний. Преподобный напоминал, что представители его поколения «в начальной школе знали всю карту мира как свои пять пальцев» и полагал, что невежество может привести современных школьников к катастрофе.

    Старец Паисий призывал ответственных лиц системно и ответственно заняться детским просвещением. Кроме того преподобный распространял образовательную (прежде всего историческую) литературу.

    Просвещение Паисия Святогорца принципиально отличается от просвещения западномыслящих интеллигентов. По мысли подвижника образование должно не просто давать сумму знаний. Святой был против безнравственного образования, лишенного духовных ориентиров.

    Подобное воспитание в отрыве от традиции становится не только не полезным, но и гибельным для человека. Именно поэтому Паисий Святогорец полагал, что огромную угрозу таит в себе западная образовательная парадигма. По его словам современное образование делает людей «похожими на роботов. Они теряют способность к суждению»23.

    ***

    Отвечая на вопрос «в чем значение исторической памяти?», старец Паисий Святогорец в одном из своих поучений рассказал о встрече со студентом, который практически ничего не знал о своей Родине. По словам отца Паисия, подобное равнодушие к современности сочетаемое с забвением прошлого чревато самыми трагическими последствиями: «Когда придут наши “добрые соседи” и скажут: “Это не ваша, а наша Родина”, им ответят: “Да, вы правы, так оно и есть”»24. В связи с этим старец активно выступал против «фальсификаторов исторической истины» 25, защищал историческую правду, в частности отстаивал греческое право на Македонию26.

    Паисий Святогорец много сделал для поддержки важнейших компонентов народной идентичности: православной веры, языка и памяти об историческом прошлом.

    И сам святой бережно относился к истории. Он представил читателям уникальную историческую информацию в своих книгах «Отцы святогорцы и святогорские истории», «Афонский старец Хаджи-Георгий» и «Арсений Каппадокийский»27. Кроме того преподобный опубликовал небольшую статью в защиту греческого национального героя Иоаниса Макрияниса, «опровергая несправедливые и ложные обвинения в его адрес».

    Отношение подвижника к Родине было чисто духовным28. Он был чужд этнического национализма и призывал к консолидации православных народов. При этом он видел в православной Греции ту «духовную закваску», которая сможет оказать ощутимую помощь человечеству.

    Важное место в учении Паисия Святогорца занимала попытка вернуть народу упавшую от многочисленных испытаний самооценку и дать ему сильное и мужественное самосознание. Многие пророчества и наставления подвижника содержали призыв не отчаиваться. Надежда сопровождала Паисия Святогорца всю его жизнь, особенно в трудностях: «Среди тьмы и тумана он говорил о ясном безоблачном небе. “Благодатью Божией всё будет хорошо”, – утешал он отчаявшиеся души… Старец верил, что “даже если на всей земле останется хотя бы один христианин, Христос всё равно исполнит Свой Божественный план”»29.

    Патриотизм Паисия Святогорца носил не декларативный, а активный характер. К неравнодушному участию в судьбах Родины и Церкви он призывал и своих слушателей.

    Приоритет святой отдавал укреплению семьи, «ведь как только угаснет семья – угаснет весь мир… Когда испортится семья, испортится, клир, монашество, всё»30. Стремясь выстроить гармоничное общество, основанное на братской любви и взаимопонимании, подвижник помогал сиротам, заботился о бедняках31.

    Паисий Святогорец был защитником византийской музыкальной традиции и других традиционных форм православного литургического предания. Он также исходил из того, что сохранение традиций и обычаев принципиально важно для того чтобы избежать утраты национальной идентичности.

    Большое внимание Паисий Святогорец уделил защите языка. «Греческий язык имеет “язык” от огненных языков Святой Пятидесятницы. Никакой другой язык не может передать догматы нашей веры… Если кто-то, не зная древнегреческого языка, занимается догматикой, то он может впасть в заблуждение»32, - подчеркивал святой.

    Помимо духовного значения сохранения греческого языка, он был важен для Паисия Святогорца и как неотъемлемая часть национальной идентичности. Утрата знания «языка Церкви» неизбежным следствием имеет забвение своих корней и удаление от православной веры.

    «Предание, язык не погибли даже в то время, когда все письменные памятники были рукописными, когда не было ни ксероксов, ни иных технических приспособлений. Так что же, разве они погибнут сейчас, когда появилось столько технических средств? Нет, предание и язык не погибнут – как бы ни старались их погубить. Посмотрите на греков-переселенцев из России… Они знали понтийский язык, и это им помогло. Таким образом они сохранили у себя предание»33.

    Востребованность наследия Паисия Святогорца в современном мире обусловлена тем, что его труды представляют собой образец подлинного святоотеческого богословия, актуальность которого носит диахронический характер и не зависит от изменения политических и экономических реалий.

    Учение святого позволяет противостоять кризису секуляризации и апостасии, служа надежным ориентиром и системой координат для людей разных поколений, социального и общественного положения. Поистине старец стал «даром Божиим современному человечеству»34. В условиях попыток ревизии Православного предания учение Паисия Святогорца оказалось востребовано во всем современном мире.

    И после своей кончины святой Паисий помогает людям посредством своих книг. Его творческое наследие вызывает небывалый резонанс, переведено на многие иностранные языки, «находит отклик в человеческих сердцах, приводит в умиление и трогает как простых людей, так и интеллигенцию».

    Преподобный Паисий явился подлинным учителем духовной жизни. Его слова действуют посредством Благодати Святаго Духа и приводят ко спасению множество людей.

    1 Там же. С. 572-573.

    2 Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 205-206

    3 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 571.

    4 Там же. С. 572.

    5 Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 59

    6 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С.572

    7 Там же. С. 483.

    8Γεωργίου Κρασανάκη. Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου. http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.

    9 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 687

    10 Γεωργίου Κρασανάκη. Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου. http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.

    11 См.: Радович Амфилохий. Основы православного воспитания. Пермь, 2000. С.104.

    12 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 713.

    13 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 32-33.

    14 Старец Паисий Святогорец. «Страсти и добродетели» Слова. Т. V. М., Издательский дом «Святая Гора», 2008. С. 263.

    15 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 713.

    16 Митрополит Лимасольский Афанасий: «Старец Паисий учил нас не смотреть на Христа как на полицейского, а относится к Нему как к Отцу». http://www.agionoros.ru/docs/1408.html.

    17 Там же.

    18 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце. http://www.agionoros.ru/docs/1258.html.

    19 Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.

    20 Там же.

    21 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 318.

    22 Γεωργίος Κολιος. Γέρων Παϊσιος, η Παιδαγωγική Σκέψη του. Αθηνα, 2009.

    23 Старец Паисий Святогорец. «Люди становятся похожими на роботов». http://www.agionoros.ru/docs/255.html.

    24 Старец Паисий Святогорец «Слова» Том I. М., 2008.С. 338

    25 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 711.

    26 Там же. С. 712.

    27 См.: Старец Паисий Святогорец «Творения». М., Издательский дом «Святая Гора», 2013.

    28 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 711.

    29 Там же. С. 461.

    30 Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm.

    31 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 51. 130-131.

    32 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 328 - 329

    33 Там же. С. 328.

    34 Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 45

    Смотри также:

    Беседа о старце Паисии Святогорце
    Беседа с заместителем главного редактора Издательского Дома «Святая гора» Афанасием Зоитакисом о недавно прославленном в лике святых греческом старце Паисии Святогорце.

    10 историй о святом старце Паисии Святогорце
    В конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве состоялся вечер «Афон. Традиции православных народов: Греция, Сербия, Грузия». Вёл встречу протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Почетным гостем вечера стал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, также участие приняли представители духовенства, преподаватели, студенты и сотрудники ПСТГУ. Часть вечера была посвящена старцу Паисию Святогорцу - 13 января известный афонский подвижник наших дней был причислен к лику святых.

    Афанасий Зоитакис. Наследие преподобного Паисия Святогорца и его значение для современного мира
    В народном сознании Паисий Святогорец сразу воспринимался как святой. Его почитание в кратчайшие сроки получило широкое распространение во всем православном мире.

    Старец Паисий Святогорец. Письма

    В книге собраны письма известного во всём православном мире греческого афонского монаха, подлинного святого нашего времени, авторитетнейшего духовного наставника и писателя Старца Паисия Святогорца (1924-1994), направленные сестрам монастыря Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Суроти. Эти мудрые наставления – бесценное сокровище духовного опыта, помогающее в спасении души. Особое внимание в письмах Старец Паисий уделяет монашествующим, однако великую пользу найдут для себя в этой книге и благочестивые миряне, поскольку, по словам Старца, Евангельский идеал и заповеди Христовы едины для всех. Эта книга, написаннаянеобыкновенно ярким и образным языком выдержала десятки переизданий на многих языках и стала настоящим бестселлером современной христианской литературы.