• Балканы, Афон, Константинополь
  • Наследие преподобного Паисия Святогорца и его значение для современного мира

    В народном сознании Паисий Святогорец сразу воспринимался как святой. Его почитание в кратчайшие сроки получило широкое распространение во всем православном мире.

    В народном сознании Паисий Святогорец сразу воспринимался как святой. Его почитание в кратчайшие сроки получило широкое распространение во всем православном мире.

    После блаженной кончины старца было издано несколько его жизнеописаний, митрополитом Эдесским Иоилем ему была написана служба, многочисленные церковные деятели призывали к его скорейшей канонизации.

    Поток желающих помолиться на могилке Паисия Святогорца никогда не иссякал. В день преставления старца 12 июля в обитель Иоанна Богослова в Суроти неизменно приезжали тысячи верующих: в 2012 году на богослужении в монастыре присутствовало 30 тысяч паломников, а в 2014 году в день двадцатилетия со дня блаженной кончины Паисия Святогорца к нему на могилку приехало уже 120 тысяч человек. После прославления преподобного в лике святых поток прибегающих к его молитвенному заступничеству увеличился еще больше.

    Храмы Паисия Святогорца начали строится в Александрупольской и Патрской епархии Эладской Православной Церкви еще до его канонизации. В настоящий момент уже действуют храмы святого Паисия в городе Лимассол (на Кипре), в Фириопетре Аридейского района (Северная Греция), в районе Святой Димитрий области Аттика, в городах Трикала, Патры и Комотини, в деревне Вендзи Гревенонского района. Строятся храмы Паисия Святогорца на острове Крит, в центральной и Северной Греции, Белоруссии (город Слуцк) и России.

    Во многих случаях храмы в честь святого возводятся по народной инициативе. Так в военной части города Амбелонас (область Фессалия) храм Паисия Святогорца строят военнослужащие. По словам протосингела Ларисской Митрополии: «по собственной инициативе молодые люди взяли на себя все работы и расходы. Нас поразило, что молодежь очень хорошо знает старца Паисия благодаря его книгам и информации из интернета»1.

    На Святой Горе Афон, в некоторых греческих городах и селениях хранятся части облачения и личные предметы Паисия Святогорца. Это четки, монашеские пояса, рясы и выполненные его руками резные иконы и кресты. Бережное отношение к этим предметам также свидетельствует о размахе народного почитания святого.

    Старец Паисий соединил сразу несколько монашеских традиций: синайскую, афонскую, малоазийскую. Также большое влияние на него оказал русский старец Тихон (Голенков).

    В своих поучениях Паисий Святогорец неоднократно ссылался на наследие Космы Этолийского. Это обстоятельство представляется нам не случайным: преподобный Паисий вырос и некоторое время подвизался в Конице2 – месте особого почитания равноапостольного Космы.

    Коница – была одним из главных пунктов, где Косма Этолийский сосредоточил свою деятельность. Он основал в самом городе и окрестных селениях школы, произнес проповеди, установил деревянные и металлические кресты. Некоторые из дошедших до нас пророчеств святого были произнесены именно там. Во многих селениях коницкого района сохранились вещественные источники, связанные с Космой Этолийским (в частности, металлические кресты и деревья посаженные проповедником). В деревне Пиргос и других окрестных населенных пунктах до сих пор распространена святогорская версия Иисусовой молитвы, о которой рассказывал в своих поучениях святой Косма: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя». В Конице построен величественный собор Космы Этолийского и хранятся его святые мощи.

    Отмечая сходство святого Космы и преподобного Паисия, авторитетный греческий богослов митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) говорит, что оба они обладали «чистым сердцем, аскетической жизнью и любочестием»3. Подвижникам было свойственно мужество, остроумие, пламенность в вере, прозорливость и пророческий дар, самоотверженное миссионерское служение.

    Владыка Иерофей (Влахос) посвятил специальное исследование сходству Паисия Святогорца и Серафима Саровского4. По его словам, оба преподобных близки «в опыте богообщения, размышлении о божественном, тонкой работе ума, молитве, жизни в пустыне, боговидении, общении с дикими зверями, радости которую они распространяли вокруг себя».

    «Жития двух святых имеют между собой много общего, несмотря на то что они жили в разное время и в разных странах… Серафим Саровский был великим русским святым 19 столетия и стал лучезарным маяком для православного русского народа и всего человечества. Так и старец Паисий, этот удивительный подвижник 20 века, стал ясным солнцем, осветившим Грецию и весь православный мир. Оба преподобных стали утешением для народа и свидетельствовали перед людьми о Боге. Оба великих подвижника показали величие исихастсткой традиции»5.

    ***

    Паисий Святогорец был носителем подлинного святогорского духа. Подвижник прошел школу афонского монашества и относился к Афону с особым чувством, подчеркивая что «Святая Гора может дать нашему народу многое. Она вновь может создать Византию, от которой произошла»6.

    В написанных преподобным книгах «Афонский старец Хаджи Георгий» и «Отцы святогорцы и святогорские истории»7 «нашла отпечаток атмосфера, которую отец Паисий Святогорец впитывал на Святой Горе и духовная традиция Афона, которую он унаследовал»8.

    Паисий Святогорец – один из плеяды выдающихся афонских старцев, привлекших множество людей к монашеской жизни и оказавших большое духовное влияние на молодое поколение иноков. Он дал новый импульс афонскому монашеству и оставил после себя множество учеников и духовных преемников.

    Укорененность в Предании ни в коей мере не означала вторичности и повторительности мысли преподобного, его богословие было оригинальным9 и базировалось на опыте духовной жизни.

    «Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать»10 - эти слова святителя Григория Богослова в полной мере можно отнести к жизни и служению преподобного Паисия. Он не ставили перед собой великих задач: стать апостолом, миссионером, проповедником. Он поставил перед собой «только одну единственную цель – стать монахом: очиститься от страстей и посвятить себя Богу»11. Поэтому его служение и увенчалось богатыми плодами. Слова проповеди Паисия Святогорца были наполнены глубоким смыслом именно потому, что его поучения «были плодом святой жизни и Божественного Просвещения»12.

    По словам владыки Иерофея (Влахоса), старец Паисий «опытно пережил всю догматику Церкви (богословие, христологию, экклезиологию, демонологию, эсхатологию)»13, «он достиг высоких ступеней духовной жизни и в свете созерцал Христа, Богородицу, ангелов, святых. Общался с небесной Церковью и учавствовал в небесной Божественной Литургии»14.

    Слова апостола Павла «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых” (I Кор. 9:22), традиционно прилагаемые в житийной литературе к представителям старчества, в полной мере применимы к преподобному Паисию. В его жизнеописании мы можем найти множество примеров, когда он находил общий язык и помогал всем (вне зависимости от их образованности, материального положения и духовного состояния)15. В келью к святому Паисию приходили известные политики, деятели искусства и науки, православные и инославные.

    Характерной чертой афонской монашеской традиции является независимость от властей, и как следствие равноудаленность, а точнее равноприближенность ко всем христианам (вне зависимости от их общественного положения). К афонским подвижникам за наставлением обращались представители всех слоев общества. Монахи всегда выступали как безбоязненные обличители неправды и проявляли заступничество за угнетенных перед лицом «сильных мира сего».

    Много подобных примеров можно найти в жизнеописании и учении Паисия Святогорца. Когда один из президентов Греции приехал на Святую Гору Афон, преподобный посоветовал святогорским монастырям не принимать его, потому что он подписал закон, легализующий аборты16.

    «Церковь – это не прогулочный корабль того или иного епископа, чтобы он плыл на нём, куда ему вздумается»17, - подчеркивал старец Паисий. На какое-то время он прекратил поминать Вселенского патриарха Афинагора из-за его опасных действий по сближению с римо-католиками.

    Несмотря на свою принципиальную позицию, Паисий Святогорец не был фанатиком-зилотом, противопоставляющим себя священноначалию. Свою традиционность он неразрывно связывал с Церковью. Он ничего не предпринимал без благословения афонского священноначалия: «Однажды он приехал в Суроти и увидел, что срок его предыдущего письменного разрешения на выезд с Афона уже истёк. Хотя ему надо было уезжать по срочному делу, он остался на месте и потерял два дня, ожидая, пока с Афона ему привезут новую отпускную грамоту» (хотя это было формальностью, которую не соблюдал почти никто из афонских насельников)18. Старец Паисий неоднократно встречался с Константинопольскими патриархами и с большим почтением отзывался о священноначалии.

    В случае с Паисием Святогорцем мы имеем дело с «жизненным просветительством», воспитанием на собственном примере. Полагая что «богословие без личного опыта похоже на крота, который пытается описать солнце»19, он никогда не теоретизировал и не советовал другим того, чего не исполнил сам. В первую очередь подвижник жертвовал собой ради других и призывал к самопожертвованию своих слушателей.

    Чтобы помочь людям, старец не жалел времени и усилий. Он ежедневно терпеливо принимал огромное число паломников, несмотря на то, что они отнимали у него драгоценную тишину и нарушали установленный распорядок дня.

    Известный богослов архимандрит Георгий Капсанис в своих воспоминаниях приводит слова Паисия Святогорца: «Когда кого-то мучает какая-то проблема, его следует внимательно выслушать. Как бы долго он не говорил, нельзя показывать, что его слова утомили тебя – потому что тогда все будет без толку. Однажды я неподвижно слушал рассказ одного юноши в течение девяти часов. У меня от боли даже свело кишечник… Когда кто-то становится духовником – он должен быть полон решимости пойти в ад вместо тех, кого он исповедует. В противном случае он не готов быть духовным отцом»20.

    Поучения подвижника отличала простота и доступность. Жизнеописатели, характеризуя язык наставлений старца Паисия, используют сравнение с «проповедью рыбаков (святых апостолов)»21. Сложные богословские истины он легко объяснял всего в нескольких предложениях и примерах. При этом он подчеркивал, что Бог познается не рационально, а в опыте духовной жизни и прежде всего через участие в Таинствах.

    Богословие Паисия Святогорца было основано на Евангелии. В его поучениях мы неоднократно находим прямые отсылки к тексту Ветхого и Нового Завета. Преподобный анализирует Священное Писание, объясняет его, пытается донести до каждого слушателя.

    Проповедь святого Паисия не была бесцветным морализаторством, богословие позиционировалось им как онтологическая основа православной нравственности. От веры через рассказ о таинствах и духовной жизни он переходил к насущным проблемам людей, подробнейшим образом касаясь острых и актуальных проблем своего времени.

    Окончание следует…

    Афанасий Зоитакис

    2 Коница – греческий город на границе с Албанией.

    3 Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) Выступление в Мегало Дендро 24 августа 2014 http://www.agionoros.ru/docs/1339.html

    4 Εκκλησιαστική Παρέμβαση, τευχ. 223, Φεβρουάριος 2015. Σ. 193

    5 Αυτόθι.

    6 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 717.

    7 Обе книги изданы в сборнике: Старец Паисий Святогорец «Творения». М., Издательский дом «Святая Гора», 2013.

    8 Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου. Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 68

    9 Αυτόθι. Σ. 13

    10 Cв. Григорий Богослов (Слово II, 71).

    11 Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце (http://www.agionoros.ru/docs/955.html)

    12 Там же.

    13 Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 53

    14 Αυτόθι. Σ. 234.

    15 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html.

    16 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 714.

    17 Там же. С. 704.

    18 Там же. С. 701-702.

    19 Там же. С. 573.

    20 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html.

    21 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 571.

    Смотри также:

    Беседа о старце Паисии Святогорце
    Беседа с заместителем главного редактора Издательского Дома «Святая гора» Афанасием Зоитакисом о недавно прославленном в лике святых греческом старце Паисии Святогорце.

    10 историй о святом старце Паисии Святогорце
    В конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве состоялся вечер «Афон. Традиции православных народов: Греция, Сербия, Грузия». Вёл встречу протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Почетным гостем вечера стал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, также участие приняли представители духовенства, преподаватели, студенты и сотрудники ПСТГУ. Часть вечера была посвящена старцу Паисию Святогорцу - 13 января известный афонский подвижник наших дней был причислен к лику святых.

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 2. Пророчества
    Во многих случаях толкования преподобного Паисия идут вразрез с предшествующей герменевтической традицией.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.