• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Монастырь Святого Павла

    Дорога от Дионисиата до монастыря святого Павла (греч. «Агиу Павлу») займёт около часа, она опять пойдёт по склону горы и морскому побережью. Издали обитель похожа на византийскую крепость и располагается на высоте 150 метров примерно в километре от моря.

    Обитель Святого Павла Обитель Святого Павла
    Дорога от Дионисиата до монастыря св. Павла (греч. «Агиу Павлу») займёт около часа, она опять пойдёт по склону горы и морскому побережью. Издали обитель похожа на византийскую крепость и располагается на высоте 150 метров примерно в километре от моря. Из-за своего положения на склоне горы обитель часто терпела ущерб от горных обвалов и бурных весенних потоков.

    Рядом с монастырём располагалось античное поселение, о чем свидетельствуют археологические находки, найденные неподалёку от пирга. Древняя табличка с надписью, относящейся к раннехристианскому периоду, использована при строительстве одного из окон монастырской башни.

    В монастыре традиционно подвизается много выходцев с острова Кефалонья. Оттуда родом и нынешний игумен о. Парфений. Этот старец уже много лет подвизается на Святой Горе и пользуется в православном мире заслуженным авторитетом.

    Основал обитель в X веке преподобный Павел, сын императора Михаила Куропалата. Император Роман в своей царской грамоте, выданной прп. Павлу на построение обители, называл его «величайшим из философов». Монастырь был разорён пиратами и каталонцами и пришёл в запустение, став келией, принадлежащей Ксиропотаму. Возрождение обители началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима и Антония. Они восстановили разрушенные строения и вернули Агиу Павлу в число афонских монастырей. Антоний и Герасим почитаются как новые ктиторы Агиу Павлу. Большую материальную помощь обители оказывали византийские императоры из династии Палеологов и правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи. Георгий, который также был благодетелем многих святогорских монастырей (Св. Пантелеимона, Ватопеда, Костамонита), помог строительству большого соборного храма Георгия Победоносца (из его росписи 1447 года сохранилась только небольшая фреска с изображением Афанасия Афонского). Дочь Георгия передала обители Дары волхвов, принесённые в дар Богомладенцу Иисусу Христу: золото, ливан и смирну (впоследствии у них было совершено множество чудес и исцелений). Как повествует предание, принцесса Мария намеревалась сама внести эту святыню в обитель, но и ей, как прежде греческой царевне Плакидии, свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи сокровища с тех пор стоит памятник в виде небольшой часовни. Нынешний – точная копия первоначального, который был смыт водами наводнения в 1911 году.

    Кафоликон монастыря Святого Павла Кафоликон монастыря Святого Павла
    Позднее обители помогали уже валашские господари: так, в 1700 году Константин Бассараба (1664–1714) на собственные средства восстановил монастырскую больницу и высокий пирг – дозорную башню (старейшее из сохранившихся монастырских строений). Также Константином (в 1992 году он был причислен к лику Святых Румынской Православной Церковью) был

    построен параклис в честь Константина и Елены, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Большую помощь Агиу Павлу оказали и многие русские цари. В частности, Иоанн Грозный и Пётр I.

    В годы турецкого владычества монастырь святого Павла переживал как периоды расцвета, так и упадка. Порой число иноков достигало двух сотен человек, но иногда братия резко сокращалась и, чтобы выжить, вынуждена была продавать подворья монастыря.

    В начале XIX века в монастырь пришёл Анфим Комнин. Родом он был из Силиврии и до этого возглавлял несколько румынских монастырей. Он удвоил число монастырских построек и по праву почитается как новый ктитор обители.

    Много бед монастырь святого Павла претерпел в ходе греческого национально-освободительного восстания 1821 года. Обитель опустела и монахи стали возвращаться туда лишь после 1830 года. В этот непростой период очень помогла экономическая поддержка российских императоров Александра I и Николая I. Свидетельством начавшегося возрождения обители стал переход к общежительному уставу, совершённый в 1839 году.

    Кафоликон обители, празднично украшенный к панигиру Георгия Кафоликон обители, празднично украшенный к панигиру Георгия
    В этом же году продолжилось строительство нового соборного храма в честь Сретения Господня, начатое в 1816 году и прерванное из-за опустения монастыря в годы греческой революции. Оно завершилось в 1845 году. Большая часть кафоликона, в том числе и алтарь, мраморные. Они - дело рук известного мастера с острова Тинос Иоанна Лири́тиса. Иконы написаны в технике Возрождения известным мастером Христодулом Матфеем из города Верия в 1900 году. Собор украшен одиннадцатью главами – на Афоне это редкость.

    В храме есть два придела: в честь святого Георгия и Святого Павла Ксиропотамского. Росписи в храме отсутствуют.

    Напротив собора располагается трапезная, восстановленная вместе с южными братскими корпусами и колокольней после пожара 1902 года. Прямо над ней располагается архондарик обители.

    В северо-западном корпусе монастыря сохранился древний храм Георгия Победоносца с уникальными фресками XVI века. В Агиу Павлу также есть параклисы: в честь равноапостольного Космы Этолийского, Анфима Никомидийского, свт. Нектария Эгинского, Григория Богослова, Константина и Елены. Храм Всех Святых (1795) находится в монастырской костнице, расположенной к юго-западу от обители. Неподалёку стоит часовня Димитрия Солунского, восстановленная в 1988 году.

    В монастыре хранят: драгоценный крест с частью Животворящего Креста Господня и складень, принадлежавшие равноапостольному императору Константину Великому; мощи Иоанна Крестителя, апп. Андрея Первозванного, Варфоломея и Филиппа, евв. Луки и Матфея, вмч. Пантелеимона, прмч. Каллиника, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, сщмч. Игнатия Богоносца и Ипатия, еп. Гангрского, мчч. Елевферия, Трифона, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, свтт. Нектария Пентапольского и Дионисия, архиеп. Эгинского, прпп. Максима Исповедника, Арсения Каппадокийского, Акакия Кавсокаливита и Герасима Нового, Кефалонского, прмц. Февронии Девы, мцц. Нимфодоры, Агафии и Кириакии, прав. Иоанна Русского и св. Феодоры Александрийской.

    Среди святынь обители четыре иконы Божией Матери. Одна, известная как «Зеркало», принадлежала благочестивой императрице Феодоре, супруге царя-иконоборца Феофила. Царица скрывала образ за зеркалом, отсюда появилось и название иконы. Узнав об этом, император в неистовстве бросил этот образ в огонь, однако тот остался невредим. Другой драгоценной иконе «Преблагословенной» или «Мироточивой» (XIV) можно поклониться в соборном храме монастыря. Третья икона, находящаяся в приделе святого Анфима, известна как «Филатусса» (то есть «Защитительница»), она была написана в XII веке в Константинополе. Ещё один чудотворный образ, хранящийся в Агиу Павлу, это Богородица «Антифонитрия Лакку». С другой стороны этого двустороннего образа изображено Распятие Спасителя. Икона датируется IX веком и прибыла в монастырь из Константинополя.

    В библиотеке Агиу Павлу около пяти сотен рукописей и восемнадцати тысяч печатных книг.

    Монастырь святого Павла – последний из расположенных на юго-западном побережье Святой Горы; далее на юго-восток, а потом на северо-восток до самой Великой Лавры прп. Афанасия расположены скиты. Дорога становится ещё труднее.

    Положи Господи хранение устом моим… (Сретение 2011)
    СкачатьMP3
    (MP3 файл. Продолжительность 6:29 мин. Размер 6.3 Mb)

    Слава в Вышних Богу... 1992 год
    СкачатьMP3
    (MP3 файл. Продолжительность 17:35 мин. Размер 25.4 Mb)

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.