• Балканы, Афон, Константинополь
  • «Приговор генералу Младичу означает отказ сербам в праве на существование»

    О сути судебного процесса над Ратко Младичем рассказал эксперт по международному праву, юрист Александр Мезяев, который по желанию самого Младича должен был участвовать в его защите, но МТБЮ это запретил.

    Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) 22 ноября приговорил бывшего командира Армии боснийских сербов генерала Ратко Младича к пожизненному заключению. Трибунал признал Младича виновным в «геноциде» в Сребренице, оправдав его по первому пункту обвинения — «геноцид на всей территории Боснии и Герцеговины». О сути судебного процесса над Ратко Младичем корреспонденту EADaily рассказал эксперт по международному праву, юрист Александр Мезяев, который по желанию самого Младича должен был участвовать в его защите, но МТБЮ это запретил.

        

    Если сравнивать дело Ратко Младича с делом Воислава Шешеля (руководитель Сербской радикальной партии), можно ли сказать, что по меркам МТБЮ этот процесс был скоротечным? При этом трибунал до конца года должен полностью закончить работу. Как Вы оцениваете деятельность МТБЮ в контексте суда над Младичем? Можно ли назвать суд над ним честным?

    Процесс Шешеля был сознательно затянут. Несмотря на то, что Шешель сидел в тюрьме МТБЮ почти 13 лет, реально процессуальные действия длились не более 300 дней. Первые пять лет они вообще не велись ни одного дня! Так что мерить по делу Шешеля нельзя. Что касается процесса генерала Младича, то он проходил с 2012 по 2016 год — время вполне достаточное. Проблема в другом — в обеспечении справедливости этого процесса. Следует отметить, что процесс генерала был демонстративно несправедливым. В судебной палате, судившей Младича, сидело двое судей, имевших прямую заинтересованность в исходе дела, так как они являлись гражданами государств, принимавших прямое участие в войне в Боснии на стороне, противной генералу Младичу (судья Ори из Нидерландов и судья Флюгге из Германии).

    (МТБЮ) признал Ратко Младича виновным в «геноциде» в Сребренице, а также практически по всем остальным пунктам обвинения. Что такой приговор значит для всего сербского народа, как в Республике Сербской, так и в самой Сербии? Может ли это снова сделать актуальным старые претензии боснийских мусульман и хорватов?

    Обвинение против генерала Младича в геноциде состояло из двух частей: геноцид на всей территории Боснии и геноцид в Сребренице. По первому пункту генерал оправдан. Не потому, что трибунал добрый, а потому что такая установка (все судебные и апелляционные палаты МТБЮ за все 20 лет работы МТБЮ ни разу не признали геноцид на всей территории Боснии). Что касается признания геноцида, якобы совершенного в Сребренице — то это лишь подтверждение старой установки называть события в Сребренице геноцидом. Здесь также нет ничего нового. На Младича «валили» геноцид с самых первых дней существования МТБЮ, поэтому иного исхода этого дела ожидать не приходилось. Для сербов этот приговор означает, что им отказано в праве на существование: МТБЮ осудил всех, кто во время войны пытался сохранить сербов в Боснии, Хорватии, Косово…

    Не скрываем, что очень волнуемся за здоровье генерала Младича…

    Ситуация со здоровьем генерала очень тяжелая. Несколько месяцев назад ему отказали в лечении в России. Несколько дней назад к нему не допустили российских врачей, которые могли приехать к нему в гаагскую тюрьму. Причина проста — трибунал желает смерти генерала. Там работают люди без совести, это мне довелось наблюдать лично во время моей работы в этом учреждении. Генерал не считает этот суд легитимным, и это абсолютно правильная позиция. Я также считаю МТБЮ не судом, а политическим органом с юридическими декорациями. Они не принимают решения на основе норм права — они делают, так как им хочется. Осуждают невиновных и даже не очень заботятся о том, чтобы их решения хотя бы внешне выглядели благопристойными. Они не боятся выносить неправосудные приговоры. Так, для того, чтобы им иметь возможность осуждать любого, кого им надо, трибунал придумал теорию «совместных преступных действий», которой нет в статуте и правилах процедуры. Они просто придумали эту теорию. Так вот, достаточно объявить, что лицо несет ответственность по так называемой третьей категории этих «совместных преступных действий» — и человека можно осудить не только за преступление, которое он не совершил лично, но даже за преступления, о которых он ничего не знал!

    srpska.ru

    Смотри также:

    В Хорватии запретили поминовение сербских жертв усташеского террора
    Районные власти одного из хорватских муниципалитетов запретили мероприятия в память о сербских жертвах, убитых хорватскими нацистами

    В Сараево уничтожен православный крест, установленный в память о сербах
    Православный крест, установленный в Сараево в память о более чем 6,5 тысяч погибших сербов в ходе конфликта в Боснии и Герцеговине (БиГ) в 1992-1995 году, был порушен рано утром в пятницу. Об этом сообщили местные СМИ.

    "Таргетирование" Балкан
    На вопросы газеты "Завтра" отвечает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, член Сената Республики Сербской Елена Гуськова.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.