• Балканы, Афон, Константинополь
  • Выставка об афонских древностях открылась в Президентской библиотеке

    Мультимедийная выставка "Наследие Петра Севастьянова: деятельность по сохранению и изучению афонских древностей" открылась 15 ноября в Президентской библиотеке в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

      

        

    Мультимедийная выставка "Наследие Петра Севастьянова: деятельность по сохранению и изучению афонских древностей" открылась 15 ноября в Президентской библиотеке в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

    Экспозиция рассказывает о жизни и деятельности известного археолога, путешественника, мецената, коллекционера и исследователя христианских древностей. На плазменных панелях представлены фотографии Петра Севастьянова из экспедиций, документы, письма, уникальные материалы о роде Севастьяновых, предоставленные потомками ученого, которые в течение многих лет кропотливо собирали архивные сведения об именитом родственнике. Экспонаты переданы для оцифровки в библиотеку и пополнили ее электронный фонд.

        

    Открывая выставку, заместитель генерального директора библиотеки Валентин Сидорин рассказал, что здесь, в историческом комплексе зданий Святейшего Синода, в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны открылась первая в России фотовыставка: это были снимки, сделанные Петром Севастьяновым на Святой горе Афон.

    Cоорганизатором выставки стала юрист и общественный деятель Елена Байер, потомок археолога. Она рассказала, что идея организовать экспозицию возникла в прошлом году в связи с празднованием 1000-летия русского присутствия на Афоне. Деятельность ученого высоко оценили его современники, и она не должна быть забыта в наше время.

        

    В 1857-1860 годах Петр Севастьянов совершил три экспедиции на Афон, результаты которых помогли становлению отечественного изучения наследия Святой горы и заложили основу коллекций византийских древностей в собраниях России. Заслуга ученого и в том, что он принес на Святую гору искусство фотографии: не только снимал сам, но и научил фотоделу насельников монастырей. По сей день монахи печатают фотографии в созданных им лабораториях.

    В 1858 году Петр Севастьянов прочитал в парижской Академии надписей и изящной словесности доклад о возможностях фотографии в деле копирования, сохранения и распространения рукописно-книжных памятников.

    С 1859 года начинается блистательный период его жизни: заслуги ученого признаются как высокопоставленными особами, так и научными сообществами - в частности, Академией художеств, Русским археологическим обществом. Следующая экспедиция на Афон состоялась в 1859-1860 годы и получила поддержку на церковном и государственном уровнях: на исследовательские работы было выделено 16 тысяч рублей серебром.

    За свои труды ученый в 1859 году был награжден грамотой греческого короля Оттона с присвоением ордена "Croix de Commandeur".

        

    Гости библиотеки посетили лекторий, посвященный истории рода Севастьяновых и научной деятельности археолога. Елена Байер рассказала об истории рода, показала фотографии печатей его представителей, которые сохранились в семье, рассказала о находках в архивах: так, в Российской государственной библиотеке был найден герб рода, разработанный после того, как отцу Петра Севастьянова в 1835 году был выдан диплом о праве на потомственное дворянство.

    В Санкт-Петербурге Севастьяновы владели домом по Гороховой, 39 (ныне Гороховой, 40). В семье было восемь сыновей и две дочери. Все дети получили прекрасное образование, сыновья окончили факультеты Московского университета.

    Старший брат Петра Севастьянова Константин был знаком с Александром Пушкиным, оставил воспоминания о встречах с великим русским поэтом. Он помогал Пушкину в работе над "Историей Пугачева".

    Благодаря другому брату, Василию, Севастьяновы породнились с композитором Александром Алябьевым, с женой Льва Толстого Софьей Берс. Один из племянников Петра Севастьянова был женат на племяннице Федора Достоевского.

    Куратор выставки, научный сотрудник Президентской библиотеки Ольга Головина подробно остановилась на докладе, сделанном Петром Севастьяновым в 1858 году в Париже. Ученый говорил о необходимости фиксации документов, артефактов с помощью фотографии, о воспроизведении снимков с помощью литографии (в ту пору этот способ копирования был гораздо дешевле). Его идеи были прогрессивными для своего времени: заниматься охранным фотокопированием документов стали десятилетия спустя.

        

    Афонские фотографии Севастьянова могли погибнуть: пароход, на котором он плыл в Париж, в пути начал тонуть, багажное отделение было затоплено. Все пассажиры, кроме Севастьянова, лишились багажа: он дорожил своими материалами и держал их при себе.

    Петр Севастьянов (1811-1867) родился в семье купца. По окончании юридического факультета Московского университета служил в министерствах юстиции, народного просвещения и в военном министерстве. Объектом его интересов была христианская культура Востока и прежде всего искусство Византии. Незадолго до кончины завещал свое собрание Румянцевскому музею. Оно насчитывало около 20 тысяч предметов: греческие рукописи IX-XVII веков, манускрипты на латинском и восточном языках, славянские рукописи, иконы (на дереве, резные из кости, эмалевые, серебряные), резные кресты русской работы (XIV-XVIII вв.), мелкая пластика, глиняные и стеклянные изделия, скульптурные фрагменты христианских памятников, предметы церковного обихода. После закрытия Румянцевского музея в 1924 году коллекция была поделена между другими собраниями, ныне ее части хранятся в Государственном историческом музее, Российской государственной библиотеке, Эрмитаже, ГМИ имени Александра Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее, Российской национальной библиотеке и Академии художеств.

    Выставка продлится по 30 ноября.

    ИА "Вода живая",

    Смотри также:

    Святая Гора Афон в фотографиях британских журналистов (фотогалерея)
    «Впечатляющие фотографии Святой Горы в Греции, куда запрещен доступ женщинам» озаглавлена фотогалерея состоящая из 21 изображения, опубликованное на сайте британской DailyMail 5 января 2016 г.

    Русские монахи сняли фильм о Святой горе
    Фильм о Свято-Пантелеймоновом монастыре "Русская лампада на Афоне".

    Афонский пленэр. Российские художники рисуют Святую гору Афон
    В рамках юбилейного спецпроекта, проходящего под эгидой перекрестного года России и Греции, живописные полотна предполагается продемонстрировать в серии передвижных выставок на территории России и Греции.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.