• Балканы, Афон, Константинополь
  • Светлый понедельник в Греции и на Кипре

    Светлый понедельник является официальным обязательным выходным днём в Греции и на Кипре.

    Соблюдение нерабочего воскресного выходного дня и первого дня Светлой Пасхальной седмицы было многовековой традицией Греции. 15 марта 1833 года королевским указом была созвана «Церковная комиссия» под председательством Спиридона Трикуписа с целью выработки программы по решению церковных проблем. В её итоговом докладе констатировалось: «грек скорее предпочтет побираться, чем согласиться работать по церковным праздникам»[1].

    Соблюдение выходных дней в главные христианские праздники было обычной практикой для многих греческих предприятий уже в XIX столетии[2]. Во многих городах в праздничные дни не работали магазины.

    Понедельник Светлой Седмицы был объявлен официальным выходным днём в начале XX столетия. Этому способствовало то, что работники сферы торговли организовались в профсоюзы и начали бороться за свои трудовые права. В 1902 году был основан Торговый союз города Афины. Его первым решением стало удовлетворение требования работников торговли установить для столичных магазинов выходной день в первый день после Воскресения Христова[3].

    Обязательным выходным днём понедельник после Пасхи был объявлен законом 3455 «О воскресном и праздничных выходных днях» подписанном королём Греции Георгием I. Закон, предложенный правительством Кириакулиса Мавромихалиса, был подписан в конце декабря 1909 года и вступил в силу 4 января 1910 года.

    Закон 3455 «О воскресном и праздничных выходных днях» (Греция, 1909 г.) Закон 3455 «О воскресном и праздничных выходных днях» (Греция, 1909 г.)
        

    На Кипре первый день после Пасхи также официальный обязательный нерабочий день[4]. Кроме того, в этой стране установлены банковские выходные дни во вторник после Пасхи и Страстную Пятницу[5].

    Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого

    [1] Γιαναρά Χ. Ορθοδοξία και Δύση στη νεώτερη Ελλάδα. Αθήνα, 1999. Σ. 269.

    [2] Οι εργάται της Ελλάδος προς την διπλήν βουλήν των Ελλήνων. Υπόμνημα του Εργατικού Κέντρου Αθηνών, Αθήνα 1911, Χαρίλαος Γκούτος, «Ημέρες αργίας στην τουρκοκρατούμενη και στην ελεύθερη Ελλάδα μέχρι το 1915», Μνημοσύνη 11 (1988-1990), σ.244-281, Ζιζή Σαλίμπα, Γυναίκες εργάτριες στην ελληνική βιομηχανία και βιοτεχνία (1870-1922), Αθήνα 2002, σ.56. Εκτενέστερη τεκμηρίωση για αρκετά από τα ζητήματα που θίγονται εδώ μπορεί να βρει κανείς στο Νίκος Ποταμιάνος, Η παραδοσιακή μικροαστική τάξη της Αθήνας. Μαγαζάτορες και βιοτέχνες 1880-1925, διδακτορική διατριβή στο Πανεπιστήμιο Κρήτης (Ι-Α τμήμα), Ρέθυμνο 2011.

    [3] http://www.kathimerini.gr/345197/article/epikairothta/ellada/to-1908-ka8ierwnetai-h-kyriakh-kai-epishma-ws-hmera-argias

    [4] http://www.mlsi.gov.cy/mlsi/mlsi.nsf/faq_gr/faq_gr?OpenDocument

    [5] http://www.bankofcyprus.com.cy/Cyprus_Gr/About-us_gr/Bank-Holidays_gr/


    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.