• Балканы, Афон, Константинополь
  • В Курганской области 2017 год объявлен Годом архимандрита Антонина (Капустина)

    2017 год объявлен в регионе Годом архимандрита Антонина (Капустина) — выдающегося церковного деятеля, родившегося в Шадринском уезде Пермской губернии, 30 лет возглавлявшего Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

        

    В большом зале Правительства Курганской области состоялось совместное заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, Консультативного совета по проблемам национальных отношений, Совета Ассамблеи народов Зауралья и Совета Общественной палаты Курганской области, сообщает сайт Курганской епархии.

    Открывая заседание, губернатор Алексей Кокорин напомнил, что 2017 год объявлен в регионе Годом архимандрита Антонина (Капустина) — выдающегося церковного деятеля, родившегося в Шадринском уезде Пермской губернии (ныне — Шадринский район Курганской области), 30 лет возглавлявшего Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

    Решение об этом глава региона принял на заседании попечительского совета православного благотворительного фонда «Батуринская святыня» в октябре 2016 года. С такой инициативой к губернатору обратились епископ Шадринский и Далматовский Владимир, председатель совета Ассамблеи народов Зауралья Владимир Уфимцев, глава Шадринского района Владимир Осокин, а также фонд «Батуринская святыня».

    В этом году исполняется 200 лет со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина).

    По словам А. Кокорина, архимандрит Антонин сумел, «не предавая интересы и духовные ценности Русской православной церкви, конструктивно взаимодействовать с властями Османской империи, мусульманскими и иудейскими общинами, будучи великим дипломатом и ученым».

    В своем выступлении митрополит Курганский и Белозерский Иосиф отметил, что при содействии архимандрита Антонина были приобретены земли для строительства православных храмов, ставшие достопримечательностями Святой земли, ныне известными всему миру. Глава Курганской митрополии призвал обратить пристальное внимание на необходимость реставрации Спасо-Преображенского храма на родине архимандрита Антонина в селе Батурино, где несли пастырское служение несколько поколений священников Капустиных. Также архиерей предложил организовать музей рядом с храмом в Батурино, где паломники могли бы познакомиться ближе с жизнью и трудами архимандрита Антонина.

    В заседании принял участие заместитель председателя Императорского православного Палестинского общества по работе с региональными отделениями Сергей Байдаков. Он отметил, что батуринский храм — уникальное архитектурное строение; колокольня храма одна из самых высоких в Курганской области, ее высота составляет 50 метров.

    Реставрация храма уже начата и проводится на добровольные пожертвования. Внести их можно на счет Православного благотворительного фонда «Батуринская святыня».

    Биография архимандрита Антонина (Капустина)

    Архимандрит Антонин (Капустин) (1817—1894) — ученый-византинист, церковный деятель, с именем которого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Святой земле.

    Родился в 1817 г. в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии. Его родители происходили из семей священников.

    Окончил Далматовское духовное училище. Обучался в Пермской и Екатеринославской семинариях и в Киевской духовной академии.

    Занимал различные административные должности в Киевской духовной академии, преподавал на кафедрах нравственного богословия, библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия. Наряду с этим по поручению академии в 1845—1850 гг. занимался исправлением русского перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди.

    В 1850 г. был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление в Афинах находившейся в руинах древней церкви св. Никодима (нач. XI в.), начатое в декабре 1851 г. на деньги русского правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал русской посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под руководством о. Антонина.

    В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более двухсот христианских надписей Афин VI—XII вв. Во время своего пребывания в Греции о. Антонин начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим, Иерусалим и Египет, получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний нескольких монастырских книжных хранилищ.

    В 1860—1865 гг. архимандрит Антонин являлся настоятелем посольской церкви в Константинополе. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. он составил каталог 624 рукописей библиотеки иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе, в котором впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе.

    Весной 1863 года, получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Санкт-Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики.

    В том же 1863 году по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 году вел в Константинополе переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи русскому правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории.

    Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия в Иерусалиме

    В 1865 году был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме, а 5 июня 1869 года был утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 году, находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями других конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы.

    Архимандрит Антонин, благодаря пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке и знанию греческого и ряда восточных языков, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны русского правительства и Святейшего синода, ему удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему русского паломничества в Святую землю.

    Стараниями архимандрита Антонина и на пожертвования, полученные от частных лиц, была приобретена земля вокруг Мамврийского дуба и на Елеонской горе, где по его проекту был построен русский монастырь Вознесения Господня.

    Прежде чем приступить к строительству, он провел на этом месте археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить древние мозаики (VI—IX вв.) и погребальные пещеры. Вскоре состоялась покупка участка земли в Эйн-Кареме, неподалеку от Иерусалима, где был построен русский Горненский женский монастырь. На участке, купленном в Яффе, под его руководством был раскопан подземный некрополь, отождествленный с местом погребения праведной Тавифы. Были приобретены также земельные участки в Иерихоне, Тивериаде, Бейт-Джале, Вифлееме, Силоаме и Анате.

    В 1883 году по поручению великого князя Сергея Александровича, председателя Императорского Палестинского православного общества, на принадлежащем обществу участке рядом с храмом Воскресения Господня под руководством о. Антонина проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены «Судные врата», а также остатки базилики, построенной в IV в. равноапостольным императором Константином Великим.

    Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя, так и для истории христианских построек эпохи Константина Великого в Палестине. По личной просьбе великого князя Сергия Александровича архим. Антонин взял на себя руководство строительством церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (1885—1888).

    По указанию о. Антонина на приобретенных им землях строились приюты для паломников и школы для детей православных арабов. При миссии был создан музей. В конце жизни о. Антонину удалось оформить 6 из 12 приобретенных им участков в принадлежавший ему «вакуф» (особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве); согласно завещанию о. Антонина, все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему синоду Российской церкви. Собственность России на остальные участки официально оформлял уже после смерти о. Антонина русский генеральный консул А.Г. Яковлев.

    Архимандрит Антонин скончался 24 марта 1894 года в Иерусалиме. Похоронен в построенном им соборе Вознесения Господня в русском Вознесенском монастыре на Елеонской горе.

    Собранная им коллекция рукописей (около 100 единиц) в 1898—1899 гг. была приобретена Императорской Публичной библиотекой; в настоящее время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская лавра) и Санкт-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие о. Антонина не систематизировано и находится в разных фондах.

    Рублев

    Смотри также:

    Митрополит Новой Смирны: «Не может считаться Всеправославным Собор, в котором участвуют не все епископы»
    «Уменьшение количества участвующих епископов умаляет авторитет Собора, и он не может считаться Святым и Великим Собором»

    Элладская Православная Церковь и Всеправославный Собор
    Споры в СМИ, открытые письма, конференции, воззвания и полемика в интернете ― Критский собор постоянно в фокусе внимания православной общественности Греции.

    Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором
    Agionoros.ru публикует основные положения открытого письма, подписанного известными греческими пастырями, монашествующими и богословами.

    Епископ Бачский Ириней (Булович). Почему я не подписал текст Критского собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
    Владыка Бачский Ириней попытался разъяснить ряд вопросов, выразить свою личную позицию и дать оценку, как означенному документу, так и произошедшему на Крите собранию в целом.

    Открытое письмо – исповедание веры в связи с cобором на Крите
    Авторитетная греческая общественная организация «Союз православных клириков и монахов» направила открытое послание священноначалию Элладской Православной Церкви.

    Пирейская митрополия: Собор на Крите прошел с многочисленными нарушениями
    В канун заседания Священного Синода Элладской Православной Церкви, посвященного рассмотрению итогов Критского собора, в Греции продолжается дискуссия относительно принятых на Крите документов.

    Старец Паисий Святогорец. Письма

    В книге собраны письма известного во всём православном мире греческого афонского монаха, подлинного святого нашего времени, авторитетнейшего духовного наставника и писателя Старца Паисия Святогорца (1924-1994), направленные сестрам монастыря Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Суроти. Эти мудрые наставления – бесценное сокровище духовного опыта, помогающее в спасении души. Особое внимание в письмах Старец Паисий уделяет монашествующим, однако великую пользу найдут для себя в этой книге и благочестивые миряне, поскольку, по словам Старца, Евангельский идеал и заповеди Христовы едины для всех. Эта книга, написаннаянеобыкновенно ярким и образным языком выдержала десятки переизданий на многих языках и стала настоящим бестселлером современной христианской литературы.