• Балканы, Афон, Константинополь
  • Афонские новости

    «Новый Иерусалим» и Российская Академия Художеств представляет масштабный культурологический проект «Афон» - В Екатеринбурге завершилась международная конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство» - Выставку «Афон» представят в залах Российской академии художеств в Москве с 23 августа - Выставка снимков, посвященных Святой горе, «Сокровенный Афон», открылась в Нижнем Новгороде - Первая монашеская конференция в Иоанно-Богословском монастыре

    «Новый Иерусалим» и Российская Академия Художеств представляет масштабный культурологический проект «Афон»

    Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» и Российская академия художеств в юбилейный год 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне представляют масштабный культурологический проект «Афон».

    2 июня в 15:00 в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки.

    При содействии фонда «Русский мир» на Святую гору Афон были организованы выезды на пленэр членов Российской академии художеств. Авторы проекта – братья Иван и Михаил Мастеропуло, сыновья заслуженного художника-монументалиста Николая Мастеропуло. Эту инициативу благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Священном Киноте на ряд творческих поездок современных мастеров живописи было получено благословение от прота Святой горы старца Симеона.

    За время своего пребывания на Афоне художники посетили афонскую столицу Карею, монастыри Дионисиат, Великую лавру, святого Павла, Ставро-Никиты, Иверский, Хиландар, Ватопед, святого Пантелеимона, святого Григория, Кутлумуш, Филофей. а также скиты святой Анны, святого Иоанна Крестителя, Андреевский, Новый скит, пещеру и источник святого Афанасия, келью пустынника Иосифа и другие монашеские кельи.

    Путешествие по Афону, общение с афонскими старцами и монахами, молитвенные стояния на богослужениях, возможность поклониться великим православным святыням позволили живописцам прикоснуться к монашеской жизни, погрузиться в ее «звучание», в ее атмосферу. Художникам показали уникальные, доступные только монахам места. Они смогли увидеть и древнейшие фрески, и современные росписи.

    Под влиянием прекраснейших живописных пейзажей, захватывающих дух видов, монументальных монастырских строений участники творческой поездки создали уникальные циклы набросков и этюдов, панорамных видовых произведений, собрали огромный материал для своей дальнейшей работы.

    В рамках выставочного проекта «Афон» в музее «Новый Иерусалим» зрители смогут познакомиться с работами членов Российской академии художеств, выполненных в самых разнообразных техниках. Посетители выставки увидят графические листы в смешанной технике В.Г. Калинина, пастели В.А. Бубнова, эмали З.К. Церетели, фрески Е.Н. Максимова, акварели В.А. Кулакова, живописные работы Н.В. Медведева и В.Н. Разгулина… В экспозиции также представлены скульптурные композиции Г.И. Красношлыкова и С.А. Антонова.

    Адрес: Московская область, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1.

    www.музей-Новый Иерусалим.РФ

    Тел. +7 498 317 29 10

    Выставка продлится до 7 августа 2016 года.

    ***

    В Екатеринбурге завершилась международная конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство»

    С 27 по 29 мая 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в зале Духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии прошла международная монашеская конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство», на которой присутствовали архиереи, 30 игуменов и игумений, а также более 150 монашествующих из России, Греции, Кипра, Франции, Германии, Украины, сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству.

        

    Синодальный отдел по монастырям и монашеству на конференции представляла заместитель председателя Отдела игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

    Конференция была посвящена 1000-летию пребывания русских на Афоне и носила особенный дух – святогорский. Среди гостей присутствовало 12 отцов-святогорцев, в том числе архимандрит Алексий, настоятель монастыря Ксенофонт, и архимандрит Мефодий, настоятель Хиландарского монастыря. Конечно, афонские игумены были приглашены на это монашеское собрание не только ради памятной даты. Святая Гора – колыбель русского монашества. Восприняв тысячу лет назад живую монашескую традицию со Святой Горы, Русь глубоко укоренила ее в своей культуре, дав Вселенской Церкви сотни преподобных. И сегодня Святая Гора с ее незыблемыми духовными традициями является источником вдохновения для монашествующих Русской Церкви.

    Примечательны слова из доклада архимандрита Антипы, настоятеля келии Святой Анны монастыря Иверон, который сказал: «Монашество представляет собой самое высокое духовное жительство во всей Церкви». Эти прекрасные слова, с одной стороны, окрыляют, а с другой стороны, ко многому обязывают. Епископы, игумены, простые иноки – все должны заботиться о том, чтобы наше монашество было достойно своего высокого звания, чтобы наши монастыри были, как сказал архимандрит Алексий, поистине «божественными воинствами».

    И один из главных путей к этому, как прозвучало и в самом названии конференции, – это забота о духовном руководстве. Как современному монаху достичь святости? Как ему научиться всегда памятовать о Боге и жить в Его присутствии? Главный помощник в этом для монаха – это его духовный отец, игумен. Каждому игумену и игумении, как было сказано во многих докладах, даны исключительные возможности. Они отцы и матери для своих братств и сестринств, именно они могут дать своим чадам жизнь во Христе.

    Игумен является для своих иноков, как выразился отец Алексий, «отцом, управителем, врачом, учителем, солью и светом». Именно игумен соединяет «рассеянных чад Божиих», людей с разными характерами, немощами, привычками, в единую духовную семью. Именно он постоянно вдохновляет братий, возвышает их помыслы к Богу.

    Как очень верно раскрыл в своем выступлении митрополит Афанасий Лимассольский, игумен призван хранить братство от пяти основных искушений. Первое из них – это переутомление от трудов, превышающих силы. И одна из забот игумена – бдительно следить за тем, чтобы у братства была ревность и силы для духовного подвига. Сам игумен призван всегда иметь бодрый дух и мирное устроение, поскольку игумен и братство – это «сообщающиеся сосуды»: состояние духовного отца обязательно передается его чадам. Второе искушение – это духовная самодостаточность, когда братство не принимает никаких советов со стороны и осуждает чужие уставы. Это ведет к духовной изоляции и развитию духовных недугов. Третье искушение – нарушение принципа церковного единства. Монашество – это дитя Церкви, и только в единстве с Церковью оно возрастает и приносит плоды. Потому для игумена крайне важно воспитывать братство в духе послушания и любви к Церкви и ее архипастырям. Четвертое искушение – обмирщение. Обязанность игумена – постоянно вдохновлять братий, чтобы они с ревностью следовали по тесному, но сладостному пути, не увлекаясь пристрастием к мирским вещам, не ища мирских знакомств и занятий. Наконец, еще одно распространенное искушение – это многопопечительность. Как выразился Владыка, многочисленные послушания, постоянно умножаемые, крадут сердца братий и игумена и уводят их от духовного делания. Чтобы избежать этого искушения, игумен должен следить за тем, чтобы в братстве не нарушался установленный распорядок, сочетающий богослужение, ночную молитву, чтение, труды и отдых. Монастырь, где монахи не имеют возможности для ежедневного уединенного молитвенного предстояния пред Богом, придет к тому, что братия устанут и разочаруются в духовной жизни.

    Игумен как духовный родитель неустанно воспитывает своих чад, стараясь, чтобы они пришли «в меру возраста Христова». Именно в этом цель монашеского воспитания: не в том, чтобы заставить инока внешне соблюдать монашеские правила или обычаи, а в том, чтобы постепенно изобразился в нем Христос. Какие же методы духовного воспитания, духовного совершенствования предоставляет игумену монашеское предание?

    Во-первых, как упомянули все докладчики, – это научение инока искусству из искусств – послушанию. Как точно заметил в своем докладе архимандрит Илия, духовник монастыря Преображения Господня во Франции, свободное послушание – это главное, благодаря чему монах обретает жизнь в Боге. Отрекаясь от своей воли, монах таинственным, непостижимым образом обретает полную внутреннюю свободу, и перед ним, как сказал архимандрит Алексий, открываются Небесные Таинства: таинства молитвы, смирения, любви, милости и духовного созерцания.

    Во-вторых, это откровение помыслов – делание, от которого, по замечанию архимандрита Мефодия, игумена монастыря Хиландар, зависит духовное здоровье монаха. Через это делание игумен передает монаху свой опыт жизни в Боге, и монах обретает рассудительность, научается видеть свои страсти и вести решительную борьбу с ними. При этом делании, как подчеркивает отец Мефодий, от обеих сторон требуется правильный настрой: от инока – полное доверие игумену, а от игумена – отеческая мудрость и жертвенная любовь. Такая любовь часто бывает поистине восхождением на крест, и ради спасения своих духовных чад игумен должен быть готов уподобиться Христу, как сказал в своем докладе отец Илия.

    Во многих докладах звучала мысль о том, что монах – это прежде всего человек молитвы. Поэтому одна из первых добродетелей, которую игумен как духовный отец воспитывает в монахе, – это любовь к богослужению и келейной молитве. На богослужении монах входит в живое общение с Церковью Небесной и приобщается к ревности святых.

    И, наконец, игумен учит своих чад хранить дух безмолвия, чему посвящен обстоятельный доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра. Этот доклад зачитывал настоятель келии Св. Модеста монастыря Симонопетра иеромонах Авраамий. Отец Елисей в своем докладе описал один из главных законов монашеской жизни: уединяясь в своей келии для беседы с Богом, храня себя от лишних разговоров, не заводя ни с кем особенной дружбы, монах вступает с братьями в подлинное, глубокое общение. Его сердце становится открытым для всех, оно пламенеет Христовой любовью, такой монах всегда приветлив, радостен и готов помочь. Вот плоды правильного безмолвия: жажда молитвы и деятельная любовь к ближнему.

    Одно из самых могущественных средств созидания души монаха – это воспитание словом, то есть беседы игумена с братией, как общие, так и личные. Отец Илия совершенно справедливо отметил, что во время общих бесед, даже самых простых по содержанию, совершается таинство общения братий во Христе.

    Итак, вот ступени, по которым игумен возводит своих монахов к святости. Как тонко заметил в своем докладе архимандрит Антипа, святость – это не то, что присваивается тебе автоматически, даже если ты живешь на Святой Горе. Святость – это неутолимая жажда Христа. Отец Антипа дал истинному монаху такое определение: «Это тот, у кого в настоящей жизни нет ничего, кроме Христа». И решиться на такой образ жизни – это и значит встать на путь святости.

    Конференция принесла всем чувство единства и живого общения во Христе. Докладчикам было задано много интересных, жизненных вопросов, и ответы были исчерпывающими и глубокими, дающими верные ориентиры в духовной жизни. Обсуждение завершилось общей молитвой – протяжным святогорским песнопением, которое исполнили афонские отцы, подарив всем особое вдохновение.

    ***

    Выставку «Афон» представят в залах Российской академии художеств в Москве с 23 августа

    Масштабный культурологический проект «Афон» представят в залах Российской академии художеств в Москве с 23 августа по 18 сентября, выставка будет представлена в новой экспозиции, говорится в сообщении пресс-службы академии.

    В материале отмечается, что музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» и Российская академия художеств в юбилейный год 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне представляют масштабный культурологический проект «Афон». Выставка пройдет с 2 июня по 7 августа.

    «С 23 августа – 18 июня выставка, в новой экспозиции будет представлена в залах Российской академии художеств (Москва – ред.)», - говорится в сообщении.

    Как поясняется в материале, при содействии фонда «Русский мир» были организованы художественные пленэры академиков РАХ на Святой Горе Афон. Авторы идеи проекта братья Иван и Михаил Мастеропуло, сыновья заслуженного художника монументалиста Николая Мастеропуло. В Священном Киноте было получено благословение от прота Святой горы старца Симеона на серию творческих поездок, в которых приняли участие выдающиеся современные мастера, академики РАХ. Позднее это намерение благословил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    ***

    Выставка снимков, посвященных Святой горе - «Сокровенный Афон» - открылась в Нижнем Новгороде

    Автор работ - священнослужитель, корреспондент Королевского фотографического общества Великобритании Игорь Пчелинцев.
    Священника Игоря Пчелинцева знают многие нижегородцы. Он долгие годы служил в нашей епархии, преподавал в Нижегородской духовной семинарии, несколько лет назад был направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме для служения на Подворье святой праведной Тавифы в городе Яффо. Но сегодня отец Игорь передает своеобразный привет нижегородцам. В Выставочном комплексе на площади Минина открывается выставка его фоторабот о священной горе Афон.

    Отец Игорь не только священнослужитель, но еще и известный фотограф, уже несколько лет он является корреспондентом Королевского фотографического общества Великобритании. Его фотографии, сделанные на Афоне, были представлены лично принцу Чарльзу, который, оказывается, является большим поклонником Святой Горы. Фотографии принца впечатлили.

    Роман Гоголев, заместитель руководителя отдела культуры Нижегородской епархии: «Чарльз оценил. Забрал себе. - Я правильно понимаю, что теперь эти фотографии будут в резиденции принца Чарльза? - Да, он заберет себе две фотографии, из тех, что представлены здесь...»

    На выставке более 40 фотографий. Вот, например, запечатлен монах, который сделал остановку для отдыха, поднимаясь на вершину горы. Вот с афонскими жителями общается митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий во время своего пребывания на святой горе. А на этом черно-белом снимке паломник получает благословение у монаха, который прожил на Афоне почти полстолетия. Обратите внимание, какие все счастливые на этих фотографиях. На Афоне не бывает других настроений. Если верить википедии, на Афоне сейчас проживает более двух тысяч православных монахов. И их жизнь до сих пор скрыта от посторонних глаз.

    «На Афоне даже существует закон, по которому женщинам строго запрещено ступать на эту святую землю. Так что для нижегородок эта выставка - прекрасная возможность увидеть Афон своими глазами...»

    Ирина Маршева, заместитель директора по научной работе Нижегородского Государственного Выставочного Комплекса: «Это интерактивное путешествие...»
    Фотовыставка «Сокровенный Афон» будет доступна нижегородцам вплоть до 24 июня.

    ***

    Первая монашеская конференция в Иоанно-Богословском монастыре

    16 мая в Иоанно-Богословском монастыре состоялась монашеская конференция в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Афоне с участием трех правящих архиереев – митрополита Рязанского и Михайловского Марка, епископа Касимовского и Сасовского Дионисия и епископа Скопинского и Шацкого Матфея. Уникальность события в том, что для участия во встрече впервые собрались монашествующие со всех мужских монастырей Рязанской митрополии.

        

    Примечательно также, что конференция проходила в день памяти преподобного Феодосия Киево-Печерского – преемника преподобного Антония Киево-Печерского, который почитается как «начальник всех русских монахов». Кроме того, эта дата несет в себе особое значение для Иоанно-Богословской обители: 27 назад именно 16 мая архимандрит Авель (Македонов) был назначен Священным Синодом восстанавливать монастырь.

    Доклады на конференции были посвящены различным темам, связанным с иноческой жизнью на Афоне: зарождению монашества на Святой Горе, влиянию Афона на русскую духовность и многим другим вопросам. Одно из выступлений было посвящено архимандриту Авелю, как носителю афонских духовных традиций.

    Конференция, состоявшаяся в Иоанно-Богословской обители, стала для участников не только более близким знакомством с разными сторонами жизни на Святой Горе, обсуждением монашеской жизни в епархиях Рязанского края и других тем.

    Для монашествующих встреча дала возможность братского общения с насельниками других монастырей митрополии, а также общего молитвенного участия в литургии, предварявшей конференцию. Ведь каждый монастырь – это, как сказал митрополит Марк, не стены и здания; это живая монашеская община, а монашеская жизнь – это образ жизни и молитвы. И подобные встречи дают возможность поделиться частью сокровенного духовного опыта, поговорить об иноческой жизни в стенах каждой из обителей Рязанского края.

    pravoslavie.ru

    pravoslavie.ru

    riamo.ru

    nntv.tv

    ryazeparh.ru

    Смотри также:

    Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне
    Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году.

    Праздничные мероприятия, 25-томное издание о Русском Афоне и другие юбилейные новости
    Минкультуры рассказало о праздновании 1000-летия русского Афона - Фотовыставка «По тропам Афона» открылась в Еманжелинске - Состоялось первое совместное заседание организационного комитета и рабочей группы по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон - К 1000-летию Русского Афона выйдет 25-томная серия о жизни святогорцев

    Тысячелетие Русского Афона отмечают в Хакасии
    В течение года по всей стране пройдут сотни выставок, конференций, культурно-просветительских мероприятий, посвящённых этому событию.

    Крестный ход к 1000-летию русского присутствия на горе Афон пройдет в Тверской области
    Летом в Тверской области пройдет XVIII Волжский крестный ход, приуроченный к 1000-летию русского монашества на святой горе Афон.

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.