• Балканы, Афон, Константинополь
  • Выставка "Благословение Святой Афонской горы" открылась в Музее Рублева

    Многовековая история русско-афонских связей отражена в многочисленных памятниках – архивных документах, иконах, древних греческих рукописях.

    К 1000-летию присутствия русских монахов на Афоне в Музее имени Андрея Рублева открылась выставка «Благословение Святой Афонской горы». Точкой отсчета стало первое письменное упоминание о древнерусской святогорской обители, датированное 1016-м годом. Многовековая история русско-афонских связей отражена в многочисленных памятниках – архивных документах, иконах, древних греческих рукописях.

    Евхологий конца Х – начала XI века. В нём собраны молитвы для богослужений на греческом языке. Другой, более поздний псалтырь, XIV – XV веков – сербского правописания. Древние памятники здесь и символ церковного образования, и аскетических традиций.

    «Эта аскетическая традиция была очень важной и преобладающей в тот период. Она определяла всё: и работу по переписке книг, и по организации книгописи. Вот этот момент глубоко церковного и международного в своём углублении образования был принципиально важен для России того времени», - подчеркнул директор Музея имени Андрея Рублёва Геннадий Попов.

    Не просто сохранить памятники, но сделать своего рода общую базу данных рукописей со всего мира мечтал Пётр Севастьянов – создатель фотолетописи Афона XIX века. Чтобы запечатлеть уникальные памятники, специально обучился искусству фотографирования. На выставке можно увидеть результаты его экспедиций на Святую гору.

    «В экспедиции Севастьянова были и топографы, и художники, фотографии после этого раскрашивались, покрывались золотом. Если вы посмотрите на них, то полная иллюзия, что перед вами страница рукописей», - главный хранитель фондов научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки Ольга Соломина.

    Севастьянов привёз с Афона более пяти тысяч снимков книг, важных, в частности, для учёных-исследователей. Ещё предстоит изучить русские иконы, созданные на Афоне. На выставке представили иконопись Пантелеимонова монастыря второй половины XIX – начала XX века.

    «Совершенно неожиданная иконография. У нас в центре экспозиции – образ "Всевидящее Око Божие", которое, конечно, очень короткое время употреблялся в иконописи, в конце XVIII – первой трети XIX века, в храмах, которые построены в стиле классицизма. Вдруг на таком строгом с точки зрения канонов Афоне в конце XIX века возникает такой образ – для нас это неожиданность и загадка», - пояснила куратор выставки Яна Зеленина.

    На выставке зрителю представили и штампы, которые ставились на оборотах икон, созданных в русских скитах. У каждого была своя отличительная печать. Афонский стиль, сочетающий принципы академического писания и традиционной иконописи, мало изучен, отмечают специалисты. Иконы же называют благолепными, вызывающими особое благоговение.

    Новости культуры

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

    Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.