• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Афонский крест-реликварий и его владелец – первый король Греции Оттон

    Короткий комментарий в информационном материале Музея сокровищ гласит: «афонский крест в ХIХ-ом веке был подарен греческим народом его королю Отто фон Виттельсбаху».

    В Музее сокровищ Домского собора в старинном баварском городе Регенсбург хранится один из ценных экспонатов – афонский деревянный крест-реликварий (без мощей), относящийся к памятникам афонской мелкой пластики. Эксперты датируют этот двусторонний крест-реликварий (13,4 х 8,3 cм) предположительно XVIII веком, а местом его изготовления называют один из монастырей Святой Горы Афон. Выставленный экспонат, изготовленный из самшитового дерева неизвестным святогорским резчиком, демонстрирует искусство художественной резьбы старых афонских мастеров.

    Афонский крест-реликварий в Музее сокровищ Домского собора (Регенсбург) Афонский крест-реликварий в Музее сокровищ Домского собора (Регенсбург)
        

    В музейном архиве отсутствуют какие-либо документы об истории приобретения Домским собором ценного креста-реликвария из собрания древнего баварского рода Виттельсбахов. Имеется лишь короткий комментарий в информационном материале Музея сокровищ: «афонский крест в ХIХ-ом веке был подарен греческим народом его королю Отто фон Виттельсбаху (18150601)».

    Когда-то в крестообразных полосах этого виртуозно выполненного деревянного креста-реликвария хранились мощи неизвестных святых. Поверхности двустороннего креста украшают филигранно вырезанные евангельские сцены из жизни Господа нашего Иисуса Христа и изображения святых евангелистов Марка и Иоанна. Центральные части креста занимают композиции Распятия (передняя сторона) и Богоявления (обратная сторона). Сцена Благовещения на обратной стороне креста сопровождается надписью с указанием одноименного праздника на церковно-славянском языке. По мнению экспертов, в основании этой сцены, вырезана на греческом языке надпись «Крещение Господне». Она свидетельствует, что в середине креста неизвестный резчик изобразил на дереве это евангельское событие.

    Фрагмент афонского креста-реликвария Фрагмент афонского креста-реликвария
        

    Разнообразные рисунки резных орнаментов, обрамляющих праздничные сцены и изображения евангелистов на кресте-реликварии, наполнены глубокими религиозными символами.

    Однако музейный экспонат из Регенсбурга нельзя назвать единственным в своем роде. В сокровищнице баварского монастыря Андехс тоже хранится экземпляр подобного афонского креста. Похожие афонские резные кресты из самшита, кипариса и других пород деревьев находятся в коллекции музея Рилского монастыря в Болгарии, а также в российских музеях Санкт-Петербурга и Москвы. В Греции такие афонские кресты вручали в качестве подарка лицам из царских семей и другим высокопоставленным особам.

    Афонский крест-реликварий, видимо, был очень дорог первому королю Греции Оттону I ( 1815 –1867) из династии Виттельсбахов. После нелегких 30 лет правления в Греции Оттон, исповедовавший католическую веру, вынужден был бесславно, но с памятным для него афонским крестом возвратиться в родное отечество – в Баварию. Здесь он родился в баварском тогда городе Зальцбурге и здесь же он провел последние пять лет жизни и мирно окончил свои дни во франконском Бамберге.

    Расположенный ныне в поселении Оттобрунн под Мюнхеном «Музей Отто –короля Греции» (Otto-König-von-Griechenland-Museum) рассказывает о жизни и деятельности Отто фон Виттельсбаха. Музей был открыт в 1989 г. по инициативе профессора и коллекционера Яна Муркена, передавшего государству свыше двухсот экспонатов, имеющих отношение к первому греческому королю баварского происхождения.

    …Фридрих-Людовик ( он же – Отто и Оттон), воспитываясь с детства в семье короля Людвига I Баварского, поклонника древней Греции, унаследовал от своего отца интерес к истории Эллады и симпатию к греческому народу. После упразднения Греческой Республики состоявшая в мае 1832 г. Лондонская конференция признала Грецию независимым государством и под протекторатом трех держав – Великобритании, Франции и России –объявила ее Королевством и предложила на королевский трон 17-летнего принца Оттона. В августе того же года греческое народное собрание единогласно подтвердило избрание королем предложенного кандидата.

    Оттон в молодые годы Оттон в молодые годы
      

    В конце января 1833 г. Оттон со вспомогательным отрядом численностью 3500 баварцев прибыл в Грецию. К молодому королю, овладевшему вскоре свободно греческим языком, были приставлены прибывшие из Баварии три регента, помогавшие в управлении страной до его совершеннолетия. Датой торжественного вступления Оттона на греческий престол считается 6 февраля 1833 г., а но только спустя два года король принял бразды правления в свои руки. Власть фактически оставалась в руках президента регентства в Греции – графа Иосифа Людвига Армансперга (1787 – 1853), назначенного государственным канцлером Греции ( 2), имевшего почти неограниченные полномочия в управлении страною. Из-за разногласий и интриг греческого двора он не смог долго удержаться на своем посту и в марте 1837 г. он покинул Грецию.

    Король Греции Оттон I в национальном костюме. Литография Готлиба Бодмера Король Греции Оттон I в национальном костюме. Литография Готлиба Бодмера
      

    Оттон в 1833 г. объявил о переносе столицы королевства Греции из Нафплиона ( также –Нафплио) в небольшие по тогдашним размерам Афины с руинами древнего Акрополя. Молодой король решил заново отстроить этот город, для чего из Мюнхена – столицы королевства Баварии приехали лучшие архитекторы, разработавшие градостроительный план Афин. Так, по проекту крупнейшего баварского архитектора Фридриха фон Гертнера (1791– 1847) в Афинах был построен Королевский дворец, где ныне размещается Парламент Греции. Для ведения церковных дел регентство образовало специальную комиссию во главе с министром церковных дел Трикуписом. Секретарь комиссии иеромонах Феоклит Фармакид предложил регентству идею о провозглашении греческой Церкви автокефальной и под главенством короля (3). В 1833 г. Элладская Церковь была объявлена независимой от Константинопольского патриарха, а вскоре был назначен и Синод для управления ее делами. Фактически этот высокий орган Православной Церкви должен был подчиняться верховной власти короля Оттона, который отказался переменить свою религию и до конца жизни оставался католиком. Истории неизвестно, посещал ли когда-либо король Оттон Святую Гору Афон, а также и то, где и при каких обстоятельствах ему вручили в качестве дара афонский крест-реликварий. В конце мая 1835 г. Россия наградила молодого короля императорским орденом Святого апостола Андрея Первозванного (4).

    В 1836 г. супругой молодого короля стала принцесса Амалия Ольденбургская (1818 — 1875) , но их брак оказался бездетным. В первые годы пребывания в Афинах королева Амалия положительно воспринималась греческим обществом, и в ее честь были названы город Амалиада и поселение Амалиополи. После брака королева не сменила свою религию и до конца жизни оставалась в протестантской вере.

    Оттон и Амалия въезжают в Афины. Старая гравюра Оттон и Амалия въезжают в Афины. Старая гравюра
      

    Однако в дальнейшем отношение народа к королеве, не способной подарить стране наследника престола, стало ухудшаться. По данным немецких источников, Оттон не всегда был верен своей супруге и у него была незаконная дочь по имени Эразмира.

    Введенная Королем в Греции система образования возвратилась к немецким образцам. В 1837 году Оттон основал в Афинах университет ( 1, с. 687 – 688), ставший первым университетом не только в Греции, но и на Балканах. Сегодняшний Афинский национальный университет имени Каподистрии был известен ранее как «Университет Оттона». Король покровительствовал также и открытию других учебных заведений в Греции.

    Несмотря на многие реформы и нововведения в стране, авторитет короля Оттона, «попеременно поддававшегося влиянию боровшихся партий», «не имевшего самостоятельных убеждений и способностей государственного человека», в греческом обществе был невелик. Кроме того, в народе не одобряли поведение его властной супруги, имевшей сильное влияние на короля и вмешивавшейся в политику Греции, что не создавало популярности Оттону. Зимой 1861 г. на королеву Амалию было совершено покушение студентом Аристотелем Досиусом, ставшим позже героем среди противников монархии. Королева в итоге не пострадала и даже добилась того, чтобы смертный приговор Досиусу заменили на пожизненное заключение.

    Королю Оттону не прощали его иностранное происхождение и католическое вероисповедание. В стране нарастало «антибаварское» и «антикатолическое» протестное движение. Его результатом стала принятая в начале 40-х годов Конституция, определившая, что «преемником короля Оттона и наследником греческого престола может быть только православный». Недовольство народа политикой короля выразилось в возникновении нескольких военных заговоров и локальных беспорядков, переросших в революционное брожение и бунты, стоивших в итоге Оттону греческого трона.

    В октябре 1862 года в нескольких местах вспыхнули восстания, охватившие и Афины, где масса народа поддержало бунтовавшие войска. Во время пребывания королевской четы на Пелопонессе выбранное временное правительство объявило о низложении короля Оттона и созыве учредительного собрания. «Великие державы - покровители Греции» посоветовали Оттону не противостоять народу. Экс-королю вместе с супругой пришлось покинуть Грецию, уплыв на британском корабле и забрав с собой королевские регалии. Оттон захватил с собой и афонский крест-реликварий как «подарок греческого народа». Оттону вместе с супругой пришлось остаток жизни провести в Бамберге.

    Оттон в 1865 г. Оттон в 1865 г.
      

    В июле 1867 года в возрасте 52 лет Оттон скончался «от кори». Согласно одному из свидетелей, последними словами Оттона были «Греция… Моя Греция.. Моя дорогая Греция…»

    Гробница Оттона в Мюнхене Гробница Оттона в Мюнхене
      

    Тело Оттона с почетом похоронили в королевской усыпальнице Мюнхенской церкви Театиненкирхе – одной из нескольких мест захоронения в Баварии представителей знатного рода Виттельсбахов.

    Анатолий Холодюк

    Литература:

    1. Neue deutsche Biographie. Band 19. – Berlin: Dunker & Humblot GmbH, 1999.

    2. Армансперг // Энциклопедический словарь Брокгауза. – В 86-ти томах. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.

    3.Соколов И. И. Греческая церковь. – Электронный ресурс:http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-4/grecheskaja-cerkov.html

    4.Зеликов П. Мюнхен. Отто – король Греции. – Ж.: «Мюнхен-сити», 2011 (N 3, 4, 5, 6)

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк. «Константинопольские» и «иерусалимские» части Святого Креста в Баварии
    На протяжении истории христианства в баварских землях верующие особо почитали все реликвии, связанные с библейскими событиями, но наиболее ценными считались фрагменты Святого Креста, на котором был распят Спаситель.

    Анатолий Холодюк: Византийская икона «Осеновица – Одигитрия». Реставрация или новая иконопись?
    В главной церкви «Рождество Богородицы» Рильского монастыря в Болгарии хранится византийская чудотворная икона «Святая Богородица Одигитрия», известная и как «Святая Богородица Осеновица». По одной из древних версий, которую принимают рильские монахи во главе с наместником монастыря епископом Евлогием, история иконы связана с именем византийского императора Мануила I Комнина (1118 — 1180).

    Анатолий Холодюк: О византийской мозаичной иконе святителя Николая в Ахене
    В Буртшайде -- городском районе немецкого Ахена (федеральная земля Северный Рейн -Вестфалия) расположена бывшая монастырская церковь Св. Иоанна Крестителя, где в 2003 г. открыта Камера сокровищ, известная своими уникальными произведениями церковно-ювелирного искусства.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».