• Балканы, Афон, Константинополь
  • Лекция Александра Китаева об Афоне прошла в библиотеке Маяковского

    В рамках проекта "Благотворительный университет" 19 февраля в Центр искусства и музыки при Библиотеке имени Владимира Маяковского прошла лекция Александра Китаева "Святая гора Афон глазами русского фотографа". Мероприятие приурочено к празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне.

    Александр Китаев Александр Китаев
        

    Прославленный петербургский фотограф Александр Китаев во второй половине 1990-х совершил пять экспедиционных поездок на север Греции. О впечатлениях от своих поездок он и рассказал на встрече.

    Мастер посетовал, что оценить сами фотографии зрители не смогут, поскольку цифровое воспроизведение свидетельствует о фотографии как о факте, а достоинство того или иного снимка можно оценить, только если смотришь на бумажный отпечаток. Но, тем не менее, подчеркнул он, мы сможем увидеть, что представлял собою Афон в конце прошлого - начале нынешнего века: последнюю поездку Китаев совершил в 2000 году.

    "Афон - монашеская республика, которая раньше была полностью самостоятельной, не принадлежала никакой стране и прямо подчинялась Константинопольскому Патриарху. После Первой мировой войны Афон попал под юрисдикцию Греции - наверное, это было хорошо, поскольку это было единственное место в Греции, не тронутое турецким владычеством и сохранившее самобытную греческую культуру, - начал свой рассказ Александр Китаев. - Присутствие государственной власти ощущается на Афоне минимально: у каждого монастыря находится полицейский пост с двумя полицейскими и на Афоне есть генерал-губернатор, которому, сказать по правде, абсолютно нечего делать, поскольку Афоном как управлял, так и управляет Священный Кинот".

    Фото Александра Китаева Фото Александра Китаева
        

    Фотограф рассказал, что в 1996 году, когда он впервые попал на Афон, русское монашество находилось в полном упадке, и это неудивительно: после октябрьского переворота путь для русских на Афон был закрыт, и монахи естественным образом вымирали. В начале перестройки приток насельников на Афон только начался. "Интересно, что в 1996 году я попал на Афон именно в этот день, 19 февраля", - отметил Александр Китаев.

    Он рассказал о географическом положении Афона, показал карту-схему, на которой были отмечены маршруты его путешествий. Александр Китаев объяснил, с какими сложностями на Афоне может столкнуться фотограф: "Местность гористая, и мест, где можно выбрать точку съемки, не так много. Часто мешает яркое солнце. Что касается фотографирования монахов, то первый встреченный мною монах легко согласился, но на этом все и закончилось: остальных приходилось либо упрашивать, либо "подлавливать". А на этом снимке изображен библиотекарь Пантелеимонова монастыря. Он мне потом написал, что монастырское начальство его наказало за то, что сфотографировался в полурасстегнутом подряснике, и попросил эту фотографию нигде не публиковать. Я сдержал обещание - не публикую, только изредка показываю вот на таких встречах".

    Фото Александра Китаева Фото Александра Китаева
        

    Рассказал Александр Китаев и о единственной в мире "светописной" иконе явления Божией Матери. Образ Божией Матери запечатлелся на фотопластинке в 1903 году у стен одного из русских монастырей во время раздачи хлеба неимущим (на Афоне довольно часто встречаются монахи-"бродяги", которые не живут в монастырях; по уставу монашеской республики в монастырях обязаны кормить всех странников и неимущих). На основе этой фотографии впоследствии был написан образ.

    Фото Александра Китаева Фото Александра Китаева
        

    В объектив Александра Китаева часто попадали афонские кошки: "Кошек на Афоне много, и их там очень ценят, поскольку они ловят не только мышей, но и змей: откусывают им головы, но не едят. Кошки здесь особой породы - стройные, длинномордые. Кстати, на Афоне положено ходить с посохом, и сначала я думал, что ради благообразного вида, а оказалось - из чисто практических соображений: постукивание по земле отгоняет змей".

    В основном Александр Китаев посещал русские монастыри. Его фотографии - свидетельства былого величия и последующего упадка: "Мы заходили в кельи, храмы, мастерские. Часто было ощущение, что люди оттуда только что ушли и вот-вот придут - настолько все осталось нетронутым за много десятилетий". Он признался, что, хотя на Афоне существует строгий запрет что-либо брать и увозить с собой, он все же увозил по мелочи - баночки и флакончики конца XIX века, русские документы. Все равно все стояло заброшенное и никому не нужное.

    Александр Китаев рассказал, что в русском Пантелеимоновом монастыре находится самый большой на Афоне колокол, а у греков колокола вообще были не в чести, поскольку звон привлекал пиратов: греки сзывали насельников на молитву и трапезу негромкими ударами деревянных бил. Интересно, что Афон живет по византийскому времени, которое в разное время года отличается от светского на четыре-пять часов, поэтому надо держать ухо востро, чтобы не пропустить церковную службу или трапезу - часы в этом деле не помощник.

    Фото Александра Китаева Фото Александра Китаева
        

    Коснулся Александр Китаев и истории русского присутствия на Афоне. Он рассказал, что первое опустошение русских монастырей случилось еще до октябрьского переворота - в 1912 году, во время имяславских бунтов (имяславие - догматическое движение в русском монашестве, осужденное Святейшим Правительствующим Синодом как ересь), "бунтовщики" были вывезены в Россию, где бедствовали, поскольку у них не было документов, и русское священноначалие монахами их не признавало; в результате их не брали ни в монастыри, ни на работу. Рассказал он и о слухах, что на Афон сбежали уцелевшие матросы с броненосца "Потемкин", и их там приютили; по мнению фотографа, это весьма похоже на правду.

    Рассказал он и о довольно сложных отношениях между русскими монахами и греческими: греки не очень любят русских за то, что те не желают учить греческий язык. Часто, когда заброшенные русские монастыри переходят к грекам, те уничтожают все следы русского присутствия: так, в Ильинском скиту греки демонтировали мемориальные доски, свидетельствующие о посещении великих князей. Но есть на Афоне и греки, которые любят русских, учат русский язык. Он показал фотографии одного греческого иеромонаха, который вырезает иконы из изобретенного им смолистого состава, похожего, в принципе, на пластмассу, но состоящего исключительно из природных материалов: "Мы привезли ему в подарок икону блаженной Ксении Петербургской, и он стал вырезать и этот образ".

    С сожалением Александр Китаев отметил, что сейчас у него на Афоне, пожалуй, знакомых не осталось: большая ротация - кто-то умер, кого-то перевели в российские монастыри. Лектор также посетовал, что время лекции ограничено и он не сможет рассказать и показать все места на Афоне, которые посетил, и посоветовал всем присутствующим верующим мужчинам не пожалеть времени и денег на паломничество: "На Афоне время идет по-другому, и десятидневную поездку по количеству и глубине впечатлений можно сравнить с годовым путешествием в любое другое место. Там всё не так, как везде".

    На встрече На встрече
        

    Женщинам же, которым доступ на Афон по-прежнему запрещен, и вообще всем, кому побывать там не удастся, Александр Китаев посоветовал читать книги про монашеский полуостров: "Книг написано много, среди них есть и злобные, но злобные не читайте: в любом месте, в том числе и на Афоне, можно найти и хорошее, и плохое, зависит от желания. Самые лучшие книги - "Письма святогорца" (написаны иеросхимонахом Сергием (Весниным) в XIX веке. - Прим. ред.) и "Афон" Бориса Зайцева, русского писателя-эмигранта, посетившего остров в 1920-е".

    На вопрос, планирует ли он снова посетить Афон, Александр Китаев сказал, что вряд ли: "Пусть он останется в моей памяти таким, каким был в 2000-е. Сейчас, говорят, многое благоустроено, появилось даже такси, но мне больше по душе такой вот полузаброшенный вид".

    Александр Китаев родился в Ленинграде в 1952 году. Начальное фотографическое образование получил в фотоклубе "ВДК" и на курсах фотокорреспондентов Дома журналистов. С 1975 года ведет активную творческую выставочную деятельность - автор более 30 персональных и участник более 70 групповых выставок в России и за рубежом. Член Союза фотохудожников России (1992), Союза художников России (1994). Произведения находятся в российских и зарубежных государственных и частных собраниях.

    "Благотворительный университет" - проект, в рамках которого лекторы работают бесплатно, а слушатели оставляют небольшие пожертвования (от 250 руб.). В феврале все собранные средства пойдут в БФ "АдВита" (помощь онкобольным) и БФ "Точка опоры" (поддерживает спортсменов с инвалидностью).

    Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви

    Смотри также:

    Паломничество в монастырь Григориат (фотоальбом)

    Крестный ход с иконой «Достойно есть» на Афоне (фотоальбом)
    Одна из величайших святынь христианского мира — чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» — находится на Афоне. Каждый год 11/24 июня монахи устраивают торжественный крестный ход с этой святыней. Фоторепортаж Виталия Кислова.

    Святая Гора Афон в фотографиях британских журналистов (фотогалерея)
    «Впечатляющие фотографии Святой Горы в Греции, куда запрещен доступ женщинам» озаглавлена фотогалерея состоящая из 21 изображения, опубликованное на сайте британской DailyMail 5 января 2016 г.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.