• Балканы, Афон, Константинополь
  • "Круглый стол", посвященный 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне, прошел в СПбДА

    Торжественное открытие проекта "Византийский кабинет" и "круглый стол", приуроченный к началу общегородских праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон, состоялись 22 февраля в книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии.

        

    Открыл "круглый стол" автор проекта "Византийский кабинет" и. о. проректора по научно-богословской работе СПбДА иерей Игорь Иванов. По его словам, научно-просветительский проект предназначен стать универсальной площадкой для осмысления наследия Византии. В рамках проекта планируется проведение исследований, кинопоказов, "круглых столов", презентаций и издание научной литературы. Аудитория проекта - не только ученые, но и все, кому интересно византийское наследие.

    С напутственным словом к присутствующим обратился епископ Царскосельский Маркелл.

    "Афон - удивительное место. В последние годы я стараюсь бывать там каждые три месяца. На Афоне и в Русской Православной Церкви сохранилось то, что утрачено в современном секулярном мире. Русскую Православную Церковь часто обвиняют в консерватизме, но она бережет истинный дух веры. Сегодня существует опасность превращение христианства в формальность, когда есть внешнее благолепие, а сущность теряется. На Афоне получаешь ответы на вечные вопросы - точно так же, когда человек приходит в храм, он соприкасается с тайной Бога, с сутью жизни в молитве, в участии в Таинствах. На христиан всегда смотрели как на носителей тайны Бога. Вольно и невольно сегодня люди обращают свой взор на Церковь. Это наше время. Наш путь - нести миссию Евангелия с помощью Божией", - сказал владыка.

    Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов отметил, что в Санкт-Петербурге не было проведено специальной работы по подготовке празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой горе Афон. "Возможно, это промыслительно, потому что в план мероприятий попадают не надуманные проекты, а действительно важные. В свою очередь, город постарается оказать широкую информационную поддержку всем памятным мероприятиям", - заверил Владимир Георгиевич.

    С докладом на тему "Русские обители Афона в начале XX века" выступил историк Михаил Шкаровский. Он рассказал, что активная духовная жизнь русского монашества на Афоне началась в середине XIX века, когда были основаны Свято-Андреевский, и затем Свято-Ириновский скиты. В дальнейшем многие обители на Афоне стали основываться на частные пожертвования благочестивых людей. Со временем произошла "отдача": монашество Афона стало нести свет духовности в Россию, появились подворья афонских монастырей в разных городах России: Санкт-Петербурге, Ростове, Таганроге, Сухуми... Это были центры афонской духовности, в них сохранялось богослужение по афонскому уставу, хранились многие афонские реликвии.

        

    К началу XX века на Афоне проживало более 3000 русских насельников и имелось почти 400 малых обителей. В 1896 году было учреждено Братство русских обителей. В монастырях велась активная духовно-просветительская и издательская деятельность. Несколько сот изданий каждый год выпускал Свято-Пантелеимонов монастырь, среди них были как листки для простого народа, так и издания высокого богословия. Михаил Витальевич отметил, что Афон в представлении русских людей был Царством Божиим, куда они стремились попасть хотя бы раз в жизни. Афон одновременно представлял собой образ Царства Небесного и образ идеального социального общества, идеального государства. К XX веку там побывало 30 000 человек, в основном это были крестьяне.

    О церковно-политических аспектах жизни русского Афона во второй половине XIX - начале ХХ века рассказала преподавательница СПбДА Лора Герд. По ее мнению, в последнее время в современном русском обществе возникла "мода" на Афон. У многих исследователей возникает закономерный вопрос, вправе ли мы прикасаться к этой святыне. Лора Александровна считает, что изучать внешние условия жизни этого духовного организма мы не только вправе, но и обязаны. Наибольший интерес исследователей вызывает Афон византийского периода.

    "Каждый народ имел там свой монастырь. По мере подъема того или иного государства его монастырь процветал, а влияние усиливалось, - сказала Лора Герд. - С начала XIX века происходит подъем русского монашества на Афоне. Это неудивительно, ведь в то время Россия была единственной сильной православной державой с православным царем. Афон не существовал изолированно, он испытывал на себе и подъем освободительных движений балканских народов, и падение Османской империи. С политической точки зрения Афон был форпостом русского влияния".

    Заместитель главного редактора полного собрания сочинений Константина Леонтьева Ольга Фетисенко выступила с докладом "Афон и его "единство в разнообразии" в социокультурной концепции Константина Леонтьева". Она рассказал о том, что привело русского мыслителя на Афон и какое влияние это оказало на его последующую жизнь. По мнению Ольги Леонидовны, религиозным чувством пронизано все творчество Леонтьева, от личных писем до трактатов. Современники называли его "Пушкин, принявший монашество". Действительно, он был единственным из писателей, кто после посещения Афона постоянно жил в послушании у старцев, большинство из которых были потом прославлены в лике святых. Константин Леонтьев считал монашескую республику Афон образцом для тех, кто хочет заняться реформированием государства. Он увидел в Афоне живой образ Византии как аскетической культуры: для Бога здесь есть все, для человека - ничего. Это было иерархически устроенное государство, которое имело правильное назначение - жизнь с Богом.

    Иерей Игорь Иванов выступил с докладом "Русские эмигрантские византологи на Афоне в 20-30-е годы ХХ века". Он рассказал о научных изысканиях в библиотеках монастырей Афона выдающейся Белградской "тройки": академика протоиерея Владимира Мошина, академика Георгия Острогорского и профессора Александра Соловьева.

    После выступления докладчиков развернулась общая дискуссия по заявленным темам, а гость "круглого стола" иерей Димитрий Пономарев поделился своими впечатлениями о современной жизни Афона.

    Инициатива празднования в 2016 году 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон принадлежит Русской Православной Церкви. 30 сентября 2011 года под председательством президента РФ Дмитрия Медведева и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло первое заседание учредителей общественно-попечительского совета Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, на котором был инициирован этот вопрос. По результатам его работы президентом РФ Владимиром Путиным 16 октября 2012 года было издано распоряжение "О создании рабочей группы при президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон". В России и на Афоне в 2016 году запланирована серия мероприятий.

    Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви

    Смотри также:

    Государственные деятели призвали сохранить тысячелетние традиции Афона
    Исторический статус Афона как многонационального центра всего православного мира нужно охранить от возможных посягательств со стороны европейских чиновников, такое мнение высказали участники конференции, прошедшей в среду в преддверии празднования 1000-летия русского присутствия на Афоне в рамках XXIV Международных Рождественских чтений.

    1000-летие русского монашеского присутствия на Афоне. Хроника событий

    Праздничные мероприятия, 25-томное издание о Русском Афоне и другие юбилейные новости
    Минкультуры рассказало о праздновании 1000-летия русского Афона - Фотовыставка «По тропам Афона» открылась в Еманжелинске - Состоялось первое совместное заседание организационного комитета и рабочей группы по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон - К 1000-летию Русского Афона выйдет 25-томная серия о жизни святогорцев

    1000-летие русского монашеского присутствия на Афоне: хроника юбилея
    Посвященный 1000-летию Русского Афона мотопробег состоится в мае - В Салониках отмечают 1000-летие русского монашества на Святой горе Афон - Влияние Афона на русскую духовную традицию обсудили в Курской духовной семинарии

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.