• Балканы, Афон, Константинополь
  • Мужество – это всецелое доверие Богу.

    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца  Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.

    Начало

    Раньше в общежительных монастырях был сильный подвижнический дух, благоговение, взаимная любовь и братство. Когда в обитель приходил новый послушник, монахи от всего сердца стремились его поддержать и приносили ему в келью кто зажигалку, кто часы, кто скамейку, кто лампу. Общим устремлением всех монахов была забота друг о друге.

    В почете были подвижники, любившие Церковь и богослужение, а не лентяи и празднолюбцы. Питались один раз в сутки водянистым супчиком. Огня в келье не разжигали.

    В обителях существовала свобода, основанная на внутреннем послушании. К такой обстановке молодому монаху было легко адаптироваться. В монастыре он находил плодотворную почву, чтобы расцвести и принести добрый плод. Сегодня во многих обителях царит казарменный дух и нездоровое послушание. Молодой монах сталкивается с бурями и ледяным холодом и не имеет возможности расцвести, раскрыв свои духовные дарования. Мало осталось старцев, способных подать добрый пример.

    ***

    Сегодня (1976) для многих (в том числе и святогорцев) вся духовность свелась к тому, сколько монахов в обители и как часто они причащаются.

    ***

    Женщины слабы. Во всех женских монастырях обязательно должен быть сильный духовник.

    ***

    Новоначальным, маленьким детям и очень чувствительным людям Бог не попускает в полной мере увидеть в каком духовном состоянии они находятся. Иначе они впадут в отчаяние.

    ***

    Избежать рассеяния ума монаху помогает жизнь в пустыне. Она проста и даёт возможность целиком посвятить себя Богу.

    ***

    Смиренный человек даже если собьётся с верного пути, вернётся на него с помощью Божией. Гордец же подобен пиле, заточенной только с одной стороны, или испорченному рулю, который всё время уводит с дороги.

    ***

    Когда почувствуешь сладость непрестанной молитвы, даже не хочешь выходить из кельи. Тогда молитва не утомляет, а приносит радость. Но если мы пожертвуем своим покоем и молитвенной тишиной ради того чтобы помочь брату, за нашу любовь к ближнему нам воздаст Господь.

    ***

    Преподобный Нил Мироточивый предсказал, что придёт время и Святую Гору опояшет лента (дорог). Свободным от них останется только юго-восток Афона (от монастыря Святого Павла до края полуострова).

    ***

    Будем относиться к другим с простотой и спокойно принимать их претензии и замечания. Если человек прост и имеет добрые помыслы, он радуется когда его злословят.

    ***

    В молитве и богослужении мы должны участвовать всем сердцем.

    ***

    Однажды мне явился сатана и сказал: « Я Христос, поклонись мне». На что я ему ответил: «Я Христу моему всегда поклоняюсь. Если бы ты был Господом не требовал бы у меня поклонения».

    ***

    Монахи должны особенно с особой торжественностью праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как Пречистая вошла во Святая Святых, так и иноки после пострига входят в святую жизнь ангельского образа.

    ***

    У духовно слабых их внешний беспорядок свидетельствует о внутреннем.

    ***

    Мужество – это всецелое доверие Богу. Без него не бывает успеха в духовной жизни. Тот у кого есть мужество имеет и любовь. Бог его не оставит.

    ***

    Я слышал, что в эти дни снова качается лампада у Иверской иконы Божией Матери. Богородица старается пробудить нас к покаянию, но современных людей не приводят в чувство даже такие чудеса.

    ***

    Лучше молиться на возвышенностях, а не в оврагах и ущельях. Сам Господь молился в горах. На высоте открываются разум и чувства. Именно поэтому горцы имеют мужество.

    ***

    Когда человек согрешает, Благодать Божия его оставляет. Когда приносит покаяние, возвращается к нему и он совершенно очищается. Остаётся лишь небольшой след от пятна, но и он является безупречно чистым.

    ***

    Мы живём в тяжёлые времена. Христианам следует иметь великое терпение, чтобы получить от Господа большую награду.

    ***

    Благословение и молитва приносят пользу, когда идут от сердца.

    ***

    Любочестный должен больше думать о любви Божией, о Его жертве за нас, а человеку жесткому полезнее размышлять о Суде и воздаянии за грехи.

    ***

    Диавол пал из-за своей гордыни. Какая же это страшная вещь! Первый ангел стал врагом Бога и людей. Мы не должны чувствовать к нему ненависти, а сожалеть о глубине его падения.

    ***

    Пожилой человек, который нигде не может обрести радости, найдёт покой, когда заглянет внутрь себя и начнёт работу по собственному исправлению.

    ***

    Самое важное это смирение, доброта и простота. Доброта – это, когда человек думает в первую очередь о том как помочь ближнему, а не о том как повольготнее устроиться в этой жизни. Бог не несправедлив. Он воздаст нам всё, что мы упустили и потеряли, пытаясь помочь нашим братьям.

    ***

    Молитва за усопших им очень сильно помогает.

    ***

    Человек должен размышлять о благодеяниях Божиих и собственной неблагодарности и с сокрушенным сердцем просить у Бога милости. Любая жизненная ситуация должна становиться поводом для благодарения и славословия Господу.

    ***

    Отшельники жили в тёмных пещерах и узрели свет Христов. Мы же, если будем искать удобств и комфорта, останемся в земном измерении.

    ***

    Без Христа печаль это страсть.

    ***

    Пока мы будем хотеть, чтобы другие к нам хорошо относились, люди не будут принимать нас в расчёт. Всё изменится, когда мы смиримся.

    ***

    Духовные люди пытаются увидеть всю нечистоту, которую у них есть внутри. Мирские пытаются скрыть её и выглядеть внешне благообразными. Они создают и одевают искусственные личины внешнего поведения, изолируя себя от Божественной благодати.

    ***

    Бог не хочет от нас ничего, кроме чистого сердца.

    ***

    Самое главное это молитва. Это наш духовный барометр. Пусть она сопровождает вас всю вашу жизнь.

    ***

    Будем отдавать себя ближним, и нам воздаст Христос.

    ***

    Смирение должно быть основанием и началом всякого дела. Оно является необходимой предпосылкой, без которой человек не может принести пользу Церкви.

    Продолжение

    Смотри также:

    Старец Паисий Святогорец. «Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом»
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками [1]
    Старец Паисий Святогорец. Миряне, если не будут роптать, получат от Бога такую же награду, как подвижники монахи
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Мы должны засучить рукава и бороться
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Люди становятся похожими на роботов
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец . В вечной жизни нас ожидает много неожиданностей
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. Основа духовной жизни – это добрые помыслы
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
    Старец Паисий Святогорец. У нас должно быть рвение. И реализовывать его следует не в работе, а в духовной жизни.
    «Святая Гора» продолжает впервые на русском языке публиковать малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца(Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками [1].
    Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
    12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.
    Старец Паисий Святогорец. За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность
    AgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.
    Старец Паисий Святогорец. Рассуждение – это вершина всех добродетелей
    AgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.
    Старец Паисий Святогорец. Старательный и трудолюбивый человек преуспеет вне зависимости от того, выберет ли он монашескую или семейную жизнь
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Сегодня во всем царит путаница
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святоорец. "Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается"
    «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Каждый человек должен освятить своё призвание
    Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Из многих монастырей исчез дух свободы и благородства
    Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Старец Паисий Святогорец. Надо надёжно охранять то, что у нас есть
    "Святая Гора" впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
    Архимандрит Арсений (Катерелос) и Панайотис Телеванос. О пророчествах Паисия Святогорца
    Большой духовный вред наносят лжепророчества, приписываемые старцу Паисию Святогорцу и другим современным подвижникам нашей Церкви.
    Издан шестой том «Слов» Старца Паисия Святогорца
    Издательство «Аксиома» выпустило шестой том «Слов» афонского Старца Паисия Святогорца.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».