• Балканы, Афон, Константинополь
  • Иоанн Каподистрия (1776-1831) – первый президент независимой Греции. Герой, патриот и подвижник в миру

    Среди тех, кто отстаивал православную идентичность Греции в условиях экспансии идеологии европейского Просвещения был первый президент страны Иоанн Каподистрия (1776-1831).

    Иоанн Каподистрия Иоанн Каподистрия
        

    С детства маленький Иоанн был погружен в изучение святоотеческого наследия, настольной книгой мальчика было Святое Евангелие. Среди родственного и дружеского круга родителей Каподистрии было несколько священников и монахов. О благочестии семьи будущего правителя Греции свидетельствует то обстоятельство, что две родные сестры Иоанна стали монахинями.

    Иоанн не планировал заниматься политикой. Тихий и застенчивый от природы Каподистрия хотел посвятить себя медицине и словесности. В 1799 году по окончании Падуанского университета он вернулся на родной остров Керкира (Корфу) и начал работать врачом, причем лечил бедняков бесплатно, хотя и сам испытывал финансовые затруднения.

    На дарования юноши обратил внимание адмирал Федор Ушаков. В 1801 году сенат Ионической республики поручил Каподистрии претворять в жизнь положения конституции, разработанной при непосредственном участии русского флотоводца.

    В 1803 году Каподистрия был назначен государственным секретарем Ионической республики. В сферу его ответственности входило и народное образование. Каподистрия открыл 40 учебных заведений и утвердил греческий язык в качестве официального в Ионической республике.

    Наиболее известен Каподистрия благодаря своей успешной деятельности на посту министра иностранных дел Российской империи. Простой, скромный, застенчивый и добрый человек выделялся на фоне тогдашних аристократических петербургских кругов. Его заслуги перед Россией в историографии оцениваются весьма высоко.

    Иоанн Каподистрия никогда не забывал и о порабощенной Родине. Он жертвовал на строительство православных церквей в Греции, хорошо понимая роль Православия в сохранении национальной самобытности своего народа.

    2 апреля 1827 третье Греческое национальное собрание избрало Каподистрию главой страны. Иоанн с самого начала воспринял власть как ответственное испытание. «Я полон решимость поднять данный мне свыше крест», написал Каподистрия в письме своему близкому другу. Иоанн отказался от назначенной ему в России пожизненной пенсии, чтобы подчеркнуть, что он независим от любого иностранного влияния. Не желая быть обузой для соотечественников он отказался и от президентской зарплаты. Иоанн использовал все свое имущество на благо Отечества. Даже драгоценные камни от своих многочисленных наград Каподистрия продал и передал деньги в государственную казну.

    Иоанн Каподистрия Иоанн Каподистрия
        

    После опустошительной многолетней войны Греция находилась в тяжелейшем положении. Не функционировала судебная система, в стране царила анархия, кроме того Греция была обременена значительным внешнем долгом. Каподистрии предстояло построить государство с нуля, поэтому он начал проводить реформы и предпринял попытку консолидировать разобщенное общество. Работал Иоанн без отдыха, не делая перерывов даже на обед. За короткий срок были организованны армия и флот, заложены основы экономического развития, проведены преобразования в сфере управления.

    На своем посту Каподистрия проявил свои моральные качества, не оставаясь в стороне от беды ближнего. Президента Греции повсюду сопровождал образ Пресвятой Богородице Платитеры из одноименного монастыря на Керкире. Из переписки Каподистрии видно, что он верил в Божественный Промысел, и свои надежды возлагал на Господа. Первое воззвание к греческому народу граф начал словами «Если Бог с нами, то кто против нас».

    Граф посещал воскресные и праздничные богослужения, а на Утрене неизменно читал шестопсалмие. Каподистрия соблюдал посты. Пожертвовав личной жизнью ради служения соотечественникам, он так никогда не женился и вел целомудренную (по сути монашескую) жизнь.   

    Памятник Иоанну Каподистрии Памятник Иоанну Каподистрии
        

    Каподистрия полагал, что в основе общественного преуспеяния лежит приверженность Православию. В частности, он неоднократно высказывал убежденность, что только христолюбивое воинство сможет успешно защитить Грецию от внешней угрозы. Каподистрия обеспечил военные части священнослужителями, богослужебной литературой и молитвословами. Дал военным возможность регулярно исповедоваться, причащаться и соблюдать посты.

    Нельзя назвать преувеличением утверждение историка Константинидиса, согласно которому Каподистрия «был единственным правителем в современной истории Греции, который любил и искренне заботился о Православной Церкви»1.

    Через три дня после того как Каподистрия вступил в должность президента Греции он организовал Церковную комиссию, задачей которой стало восстановление церковного порядка, помощь клиру, обеспечение его всем необходимым «чтобы освободившись от жизненных попечений» церковнослужители имели возможность «послужить Богу и заняться духовным воспитанием и защитой» верующих.

    Каподистрия позаботился о восстановлении и возобновлении служб в разрушенных и заброшенных церквях. Мечтой президента Греции было открытие духовной академии по образцу аналогичных учебных заведений в России. Из-за сложности с финансами добиться своей цели Каподистрия не успел, тем не менее ему удалось организовать семинарию на острове Порос, выпускниками которой стали десятки молодых священнослужителей. Преподавателями в Поросскую семинарию Каподистрия назначил образованных афонских монахов – архимандрита Прокопия Дендриноса с острова Итака и иеромонаха Венедикта Русского с острова Сими.

    Забота о Церкви и образовании – были главным содержанием политики Каподистрии2. В циркуляре к преподавателям греческой провинции президент называл «страх Божий» основой образования и «началом премудрости», а благочестие характеризовал как «подлинное просвещение». Религиозное образование народа Каподистрия полагал «первой и наиважнейшей обязанностью греческого правительства».

    «Вслед за святым Космой Этолийским Каподистрия полагал, что образование неотделимо от церковной жизни», - пишет профессор Георгий Металлинос, - «отнюдь не случайно, что протестантские миссионеры, наводнившие Грецию сразу после национально-освободительного восстания и стремившиеся к ее перестройке на основании западных идеалов, обвиняли Каподистрию в том что его школы были организованы по образцу православных монастырей и ежедневно сочетали образование с богослужением, в том числе предлагая чтение житийной литературы во время трапезы»3.

    Каподистрия организовал специальное министерство по делам религии и общественного образования, объясняя это тем что «были соединены две сферы неразрывно связанные, служащие общей цели нравственного воспитания граждан, являющейся основой общественного и политического возрождения народа»4.

    На острове Эгина Каподистрия открыл приют на 600 сирот, и организовал работу центральной школы выпускники которой, получали возможность продолжить обучение и получить высшее образование. Из переписки первого президента Греции с его швейцарским другом Дебове видно, что он стремился выстроить образовательную систему таким образом, чтобы дети имели возможность получить образование в духе патриотизма и православной традиции и только потом отправлялись учиться в заграничные университеты. «Тогда, когда они вернуться чтобы управлять Грецией, будут править как греки а не как чужеземцы», подчеркивал Каподистрия. Фактически граф предпринял попытку воспитать новую патриотически настроенную элиту, которая будет править в интересах Греции а не своих зарубежных покровителей5. «Когда в основе образования будут лежать евангельские ценности – возродится и Греция», подчеркивал Каподистрия.

    Выдающийся греческий историк протопресвитер Георгий Металлинос называет Каподистрию продолжателем «Филокалического возрождения». Православные традиционалисты исходили из того, что без духовного возрождения невозможно и возрождение общественное. Они противопоставили популяризацию православной традиции идеологической экспансии Европейского Просвещения и вызову со стороны западных миссионеров.

    Будучи опытным дипломатом и политиком, граф Каподистрия трезво оценивал ситуацию, сложившуюся в Восточном Средиземноморье, и понимал, что полностью запретить деятельность могущественных миссионеров невозможно. В сложившейся ситуации выходом стало установление контроля над зарубежной миссией, ограничение активности миссионеров в сфере образования и параллельные усилия по подъему национальной (православно ориентированной) образовательной системы, во главе которой Каподистрия поставил в 1829 г. своего друга –традиционалиста русофила Александра Стурдзу. Первый президент Греции также запретил преподавание в школах грекам, получившим образование в Германии, Англии и Франции.

    Каподистрия был последовательным противником неканоничного одностороннего провозглашения автокефалии Элладской Церкви от Константинопольского патриархата. Он вступил в переписку с Вселенским партархом Константином I, чтобы урегулировать взаимоотношения между Церквями “в духе православных канонов”.

    Попытки президента Греческой республики проводить независимую внешнюю и внутреннюю государственную политику натолкнулись на яростное сопротивление могущественных проанглийских и профранцузских кланов. В конечном итоге это привело к физическому устранению Каподистрии, спланированному при поддержке анлийского и французского посланника в Греции. 27 сентября 1831 г. Первый президент Греческой республики был убит на ступенях церкви святого Спиридона Тримифунтского в городе Навплио. Показательно, что убийство произошло в 6.30 утра – Каподистрия участвовал в богослужении с самого начала, а не приходил в храм на несколько минут для проформы (что стало обыкновением для последующих поколений греческих политиков).

        

    Устранение Каподистрии означало для Греции утрату возможности вести самостоятельную политику внутри странны и определяли ее внешнеполитические ориентиры. Кроме того это стало поражением традиционалистов (к числу которых несомненно относился и Каподистрия). К управлению страной вскоре пришли чуждые ей люди (в большинстве своем иноверцы), далекие от православной традиции и с пренебрежением относившиеся к духовному наследию Византии.

    Афанасий Зоитакис


    1 Βλ. Ι. Κωνσταντινίδου, Ἱ Ἱω. Καποδίστριας θεμελιωτὴς τῆς ἐκκλησιαστικῆς ἐκπαιδεύσεως, ΑΝΑΠΛΑΣΕ, -π.π., σ. 1.

    2 Βλ. Ἀ. Γερομίχαλου, Ἵδρυσις καὶ Διοίκησις τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος, στὴν ΕΕΘ-ΣΠΘ, ἀρ. 11 (1967), σ. 346; Ἑ. Κωνσταντινίδου, Ἰω. Καποδίστριας καὶ ἡ ἐκκλησιαστική του πολιτική, Ἀθῆναι 1977.; Charles A Frazee, Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία καὶ Ἑλληνικὴ Ἀνεξαρτησία, 1821-1852. Ἀθήνα 1987, σ. 97 ἐ.ἑ.

    3π. Γεώργιος Μεταλληνός «Ἰωάννης Καποδίστριας (Ὁ πολιτικός – μάρτυρας τῆς Ὀρθοδοξίας καὶ τοῦ Ἑλληνισμοῦ)» // «Εκκλησία», Αὔγουστος-Σεπτέμβριος 2008.

    4 Γεν. Ἐφημ. τῆς Ἑλλάδος, 1829, ἀρ. 73, 74.

    5 π. Γεώργιος Μεταλληνός «Ἰωάννης Καποδίστριας (Ὁ πολιτικός – μάρτυρας τῆς Ὀρθοδοξίας καὶ τοῦ Ἑλληνισμοῦ)» // «Εκκλησία», Αὔγουστος-Σεπτέμβριος 2008.

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис. Адамантиос Кораис: Лидер греческих западников и Православная Церковь
    AgionOros.ru начинает рассказ о лидере греческих просветителей-западников Адамангтосе Кораисе. В первой части материала мы расскажем о его биографии, во второй – о взглядах на Православную Церковь.

    Афанасий Зоитакис: Участие афонских исихастов в полемике традиционалистов и просветителей на Балканах в конце XVIII-начале XIX вв. Часть 1
    Эпоха европейского Просвещения стала временем серьезного противостояния рационализма и традиционализма. Значительная часть носителей «новой» философии требовала не обновления или обогащения религиозной традиции, а ее полного упразднения и замещения. Такой радикализм неизбежно вел к поляризации и жесткому идеологическому противостоянию, не раз имевшему место в православном мире.

    Афанасий Зоитакис: Участие афонских исихастов в полемике традиционалистов и просветителей на Балканах в конце XVIII-начале XIX вв. Часть 2.
    Отвержение и дискредитация общего византийского прошлого вело восточно-европейских просветителей к отрицанию единства православного мира, естественным следствием чего стало последующее отделение Балканских Православных Церквей от Вселенского патриархата.

    Афанасий Зоитакис: Участие афонских исихастов в полемике традиционалистов и просветителей на Балканах в конце XVIII-начале XIX вв. Окончание
    Традиционалисты решительно выступили не только против безграмотности, но и против предрассудков и антинаучных доктрин, получивших широкое распространение в народе и распространяемых различными шарлатанами, пользовавшимися неграмотностью простых людей.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.