• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Византийская икона «Осеновица – Одигитрия». Реставрация или новая иконопись?

    В главной церкви «Рождество Богородицы» Рильского монастыря в Болгарии хранится византийская чудотворная икона «Святая Богородица Одигитрия», известная и как «Святая Богородица Осеновица». По одной из древних версий, которую принимают рильские монахи во главе с наместником монастыря епископом Евлогием, история иконы связана с именем византийского императора Мануила I Комнина (1118 — 1180).

        

    В XII веке, когда мощи преподобного Иоанна Рыльского пребывали в Средеце, находившийся в этом городе со своим войском император Мануил I Комнин серьезно заболел. Он долго молился перед мощами святого Иоанна Рыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту походную икону Божией Матери братии Рильского монастыря (См.:4,5).

    Согласно другому древнему преданию, икона была подарена Рильскому монастырю женой турецкого султана Мурада I (1319–1389) и сестрой царя Ивана Шишмана, которую в народе звали «Мара – белая болгарка» ( См.:2,3).

    По молитвам перед этой иконой совершено много чудес на болгарской земле. Местное население почитает ее как исцелительницу от тяжелых болезней и охранительницу от эпидемий (3). Три раза в год по большим праздникам и для водоосвящения икона «Святая Богородица Осеновица» извлекается из специального иконостаса, после чего ее снова убирают и запирают на замок. Многие верующие из Болгарии и других балканских стран преодолевают путь к Рильскому монастырю, чтобы поклониться, совершить молитвы и получить желанные исцеления от чудотворной иконы Божией Матери.

    Христианскую святыню Рильской обители, по мнению автора этих строк, правильно называть иконой в мощевике. Небольшой образ Божией Матери, держащей на левой руке Богомладенца, укреплен в центре мощевика размерами 52 х 30 см. Сам мощевик в форме ящика с закрывающимися металлическими дверками находится в горизонтальном положении в небольшой стеклянной витрине в левой половине храма у третьей колонны. Перед мощевиком с иконой возвышается резной деревянный иконостас, позолоченный в 1856 г.

        

    Мощевик с иконой когда-то был украшен золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Иконостас воспроизводит лики тех 32 святых, чьи мощи находятся ячейках с четырехугольными перегородками. Увеличенная иконопись этих святых находится и на стене внешней галереи монастырской церкви (притворе).

        

    В XIX веке мощевик с чудотворной иконой находился в вертикальном положении и на нем «висели вотивные знаки благодарения за исцеления от болезней» (1, с. 98). Реставрация мощевика и особенно его иконы назрела давно: со временем лик Богоматери сильно пострадал, кроме того, утрачены авторский красочный слой и отдельные фрагменты одеяний. На иконе были видны поверхностные загрязнения: пыль, сажа, копоть и воск. Вокруг образа в квадратных углублениях помещены в восковой мастике мощи тридцати двух святых, чьи имена выгравированы на серебряных перегородках-пластинах.

    Несколько мощей раннехристианских святых со временем бесследно исчезли из квадратных ячеек, а их место заняли мощи тех святых, которые были прославлены уже после XII столетия. Некоторые мощи сегодня вообще трудно идентифицировать. Имеются и другие загадки этой иконы, которые могли быть разрешены только в процессе ее реставрации. Неизвестны год и место написания иконы и изготовления самого мощевика. Не ясно, когда появились на иконе и серебряные перегородки с указанием имен святых. Так, в книге известного иеромонаха Неофита Рильского (1, c. 95) в списке мощей святых (второй ряд) указаны в одной ячейке мощи святого Георгия Победоносца, а не святого мученика Сергия, как это сообщается на серебряной пластине.

    Вокруг иконы Божией Матери в ячейках мощевика находятся костные останки следующих святых:

    первый ряд (сверху): мощи св. пророка Даниила; святителя Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; св. мученика Левкия, пострадавшего за Христа вместе с мучениками Фирсом и Каллиником при императоре Декии (249–251) в Кесарии Вифинской; св. апостола Андрея Первозванного; св. апостола и евангелиста Матфея (†ок. 60 ); св. равноапостольного царя Константина (†337).

    Второй ряд: мощи св. мученика Агафангела († ок. 312); преподобномученика и исповедника Стефана Нового (†767); св. великомученикa Артемия (†362); св. великомученикa Пантелеимона († 305 ); св. мученика Сергия († ок. 300 ); св. мученика Вакха (†ок. 300).

    Третий ряд: мощи святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского († ок.616 – 620); св. мученика Еммануила (вероятно, имеется в виду св. муч. Мануил); св. мученика Флора (II в.); св. мученика Лавра (II в.).

    Четвертый ряд: мощи св. Афанасия Александрийского (†ок. 373); св. Григория I Великого (†604); апостола и священномученика Симеона; священномученика Антипы, епископа Пергамского (I–II в.)

    Пятый ряд: мощи cвятителя Андрея, архиепископа Критского (†ок. 712 – 726); cвященномученика Kлимента Анкирского (†oк. 312 ); св. мученика Андрея Стратилата († ок. 302); священномученика Ипатия , епископа Гангрского (†325 или 326); св. мч. Михаила (неизвестно, какого из святых, носивших это имя. – Примечание автора); cв. блаженного Иоасафа (возможно, индийского царевича Иоасафа, святого Православной Церкви.

    Шестой ряд: мощи св. архимандрита Стефана; св. мученика Калиника (III–IV в.); св. равноапостольной Марии Магдалины; св. великомученицы Ирины Македонской (I в.); св. прп. Феофана (неизвестно, какого. – примечание автора); св. жены-мироносицы Саломии.

      

    ***

    Реставрационные работы без предварительного рентгенографического исследования византийской иконы осуществил в течение нескольких июньских дней 2015 г. художник из Благоевграда Эмануил Бастрев. Это знаменательное событие в жизни Рильской обители почему-то не отразили болгарские церковные СМИ. Мнения экспертов относительно итогов работы мастера кисти разделились. Одни полагают, что поновления художника вполне удачны, другие считают, что Э. Бастрев придал древнему образу вид новой иконы, поэтому авторская иконопись византийского памятника осталась неизвестной. Только опытные специалисты в области  византистики могут вынести вердикт относительно обновления иконы «Святая Богородица Осеновица»: это реставрация? или новая иконопись на старом материале?

    Анатолий Холодюк

    Литература:

    1. Описание Болгарскаго Священнаго монастыря Рыльскаго. / Составил иеромонах Неофит Рылец. - София: Издава Рыльский монастырь, 1879.

    2. Акафист и история на Света Богородица «Осеновица – Покровителка» в Рилския монастир.--Костенец: Витезда «Чудотворни икони». –38 с.

    3. Карамихалева А. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы из Рильского, Троянского и Бачковского монастырей. Электронный ресурс http: //www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_2991.htm

    4. Холодюк А. Святыни Рильского монастыря.–Электронный ресурс http://pilgrims.in.ua/ru/top-svyatyni/st-bolgaria-rylsk.html

    5. Холодюк А. Монастырь «игумена всей Болгарии».–Электронный ресурс http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/47366.htm

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 1-я
    В статье представлены (c комментариями) малоизвестные и редкие изображения некоторых построек и интерьеров зданий Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, а также обители Ксилургу, Старого (Нагорного) Русика и скита Хрумица.

    Анатолий Холодюк. «Константинопольские» и «иерусалимские» части Святого Креста в Баварии
    На протяжении истории христианства в баварских землях верующие особо почитали все реликвии, связанные с библейскими событиями, но наиболее ценными считались фрагменты Святого Креста, на котором был распят Спаситель.

    Анатолий Холодюк: «Oба монастыря вновь да будут едины, как и прежде того были»
    6 июня 2016 г. исполняется 550 лет со дня подписания документа о договорных отношениях между Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне и Рыльским монастырем в Болгарии.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.