• Балканы, Афон, Константинополь
  • Служение Элладской Церкви в период немецкой оккупации

    День Охи — греческий государственный праздник, который отмечается 28 октября в память об отклонении ультиматума, предъявленного Италией греческому правительству на рассвете 28 октября 1940 года.

    Предстоятели

    День Охи (Επέτειος του «'Οχι» — годовщина «Нет») — греческий государственный праздник, который отмечается 28 октября в память об отклонении ультиматума, предъявленного Италией греческому правительству на рассвете 28 октября 1940 года. Итальянский посол потребовал позволить войскам стран Оси войти на территорию Греции и занять отдельные «стратегические позиции», или, в противном случае, была бы объявлена война. Ответ правителя Греции Иоанниса Метаксаса был краток: «όχι», то есть «нет». Утром 28 октября греческое население вышло на улицы, скандируя «Охи». В ответ на отказ Метаксаса итальянские войска в 5:30 утра атаковали греческие пограничные пункты. Спустя несколько месяцев Италия потерпела в войне с Грецией чувствительное поражение. Спасая союзников на Грецию напала фашистская Германия. AgionOros.ru публикует статью, посвященную служению Элладской Православной Церкви в период немецкой оккупации.

    Вторая мировая война – тяжелая страница в истории греческого народа. Общие людские потери Греции в годы немецко-итало-болгарской оккупации составили около десяти процентов от общего числа населения страны (всего погибло более 600 тысяч человек: от голода умерли 436 тыс., около 130 тыс. казнили оккупанты, 8 тыс. погибло от бомбардировок, остальные – в боях с захватчиками и лагерях). Население 89 греческих деревень и городов ждала поголовная расправа, более тысячи населенных пунктов были сожжены дотла или подверглись серьезным материальным разрушениям.

    На Крите оккупанты сломали распятие в храме Святого Николая в Галатасе, стреляли по иконам из ружей, перекопали могилы митрополитов, разрисовали храмы обнаженными женщинами. В храме святого Иоанна Предтечи в Стилосе устроили в алтаре отхожее место и сожгли иконостас. В деревне Дзивара использовали Святую чашу в качестве писсуара1. Подобные случаи наблюдались по всей Греции.

    В отличии от ряда других европейских стран Греция не сдалась оккупантам без боя. «Национальное Сопротивление» (греч. Εθνική Αντίσταση)2 – одно из наиболее активных и эффективных движений Сопротивления в оккупированной Европе.

    Проводились партизанские атаки против оккупационных сил, была создана крупная шпионская сеть, некоторые районы страны нацисты так и не смогли полностью взять под контроль, в октябре 1944 года Греция была освобождена в значительной степени — именно благодаря усилиям местного Сопротивления.

        

    Большая часть современных историков высоко оценивает вклад Элладской Православной Церкви в греческое национально-освободительное движение. «Греческие священнослужители стали образцами героизма и самопожертвования за други своя. Иерархи, священники, монахи и монахини пролили свою кровь за веру Христову и свободу отечества»3, а Элладская Церковь взяла на себя «титаническую работу по сохранению греческой нации»4.

    Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин

    В сложные годы иноземной оккупации предстоятелями Элладской Церкви были Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин. Их деятельностью вызывает в историографии достаточно противоречивые оценки и потому заслуживает отдельного рассмотрения.

    Хрисанф I (Филиппидис) (1938-1941) вошел в историю отказом легитимизировать власть коллаборационистского правительства Г. Цокалоглу, учрежденного нацистами. Его дерзкий «сознательный акт сопротивления»5 вынудил завоевателей проводить инаугурацию без участия Элладской Церкви. Стоит ли говорить, что за свою стойкость десятый предстоятель Элладской Церкви был смещен со своего поста.

        

    О драматичных событиях 27 апреля 1941 года (в этот день немецкие войска вошли в Афины) рассказывает митрополит Патрский Никодим: По окончании богослужения архидиакон подошел к архиепископу, «тот стоял у окна и плакал. Вид знамени со свастикой над акрополем причинял ему душевную боль… Вскоре владыке стали приходить сообщения от новых властей и общественных деятелей. Всего их было три.

    Во-первых, ему сообщили, что создан комитет по сдаче Афин оккупантам, в который ему и предложили войти. На это архиепископ ответил “Греческие иерархи не сдают города врагу, их долг – бороться за их освобождение”.

    Вскоре пришло приглашение от афинской мэрии: архиепископа звали совершить молебен в кафедральном соборе. На это он дерзко ответил: “Молебен по случаю оккупации Родины не уместен, он будет совершен в других более подобающих условиях”»6.

    «После этого у архиепископа потребовали организовать церемонию принятия присяги нового коллаборационистского правительства. Он ответил, что не может способствовать организации инаугурации правительства назначенного врагом»7. Несмотря на то, что блаженнейший Хрисанф осознавал «в какой степени подобные действия угрожает его положению»8, он запретил всем архиереям и священникам присутствовать на церемонии дачи присяги9.

        

    На встрече с членом германской оккупационной администрации Фон Штуме, архиепископ отреагировал на заявление «германская армия пришла не с враждебными намерениями» следующим образом: «во-первых ваша армия вторглась в страну, народ которой сражался за свою свободу… и продолжает верить в свои идеалы. Элладская Церковь всегда поддерживала греческий народ в его борьбе… будьте уверены, что она исполнит свой долг и в это тяжелое время»10.

    На встрече с командующим немецкими войсками на Балканах генералом-фельдмаршалом Вильгельмом Листом архиепископ даже не предложил ему сесть и не подал руки. Обращаясь к высокопоставленному военному предстоятель Элладской Церкви сказал: «германский народ из дружественного превратился в грубого захватчика. Будущим поколениям немцев будет стыдно за это»11.

    Национальный герой Греции Манолис Глезос, совершивший первый акт сопротивления оккупантам12, высоко оценивает вклад Афинского архиепископа и Православной Церкви в национально-освободительную борьбу: «Архиепископ Хрисанф последовательно три раза поставил Церковь против оккупантов. Его деяния нельзя интерпретировать как действия частного лица, он позиционировал всю Церковь как институт против оккупантов. Потому и был изгнан нацистами»13.

        

    Достойное поведение архиепископа Хрисанфа сделало его «духовным лидером движения сопротивления»14. Дом изгнанного с кафедры иерарха в афинском районе Кипсели стал убежищем для многих греческих патриотов. Многим участникам Сопротивления он помог скрыться заграницей. Также в его доме действовала подпольная радиостанция связывающая борцов с оккупацией с греческим правительством в изгнании15. Поистине не было ни одного акта сопротивления, который не получил бы прежде его благословения16.

    После ухода архиепископа Хрисанфа I его место в июле 1941 года занял митрополит Дамаскин I (Папандреу) (1941-1949)17, который несмотря на то, что возглавил Церковь с согласия оккупантов, принял активное участие в моральной поддержке народа (в том числе участников движения Сопротивления). В связи с этим, современная греческая историография в массе своей оценивает его как «несгибаемого патриота»18.

        

    «Несмотря на определенное сотрудничество с оккупационной администрацией, Элладская Церковь под руководством архиепископа Дамаскина действовала главным образом в интересах народа»19.

    По инициативе предстоятеля Церкви были созданы и успешно функционировали служба по защите семей потерявших кормильца, защите заключенных, помощи детям расстрелянных. Неоднократно Церковь помогала приговорённым к заключению или высшее мере наказания участникам движения Сопротивления20. Архиепископ добивался освобождения содержавшихся под стражей, смягчения их участи. Посещал тюрьмы и причащал узников21.

    Для защиты прав заключенных Дамаскин организовал специальную службу помощи, причем поддержка оказывалась находящимся на территории Греции, угнанным на работы в Германию а также их семьям22.

    Сам предстоятель неоднократно обличал оккупантов и коллаборационистов в своих пламенных проповедях, занимался открытием народных бесплатных столовых, защитой заложников, оказанием материальной и духовной помощи больным, беднякам, сиротам и другим категориям нуждающихся.

    Архиепископ при содействии клира организовал всегреческую сеть помощи голодающим и нуждающимся ΕΟΧΑ (Εθνικό Οργανισμό Χριστιανικής Αλληλεγγύης – Национальную организацию христианской солидарности). По мнению ряда историков ΕΟΧΑ стала крупнейшей организацией сопротивления, сохранившей жизни десяткам тысяч людей. Была собрана « армия добровольцев по всей Греции для решения самых насущных проблем»23.

    Часть священнослужителей и некоторые архиереи Элладской Церкви, активно поддерживала партизанскую борьбу. Архиепископ Дамаскин также не раз вступал в конфронтацию с оккупантами. Так 20 июня 1944 г. находившийся на оккупированной территории СССР первоиерарх Белорусской Православной Церкви митрополит Минский Пантелеимон (Рожновский) отправил письмо Владыке Дамаскину, в котором призывал «выступить единым фронтом народов Европы против безбожного большевизма», однако ответа не получил24.

    Архиепископ добился отмены инициированной оккупантами принудительной гражданской мобилизации, многократно отказывался осудить движение сопротивления и партизан.

    Премьер-министр коллаборационистского правительства Цокалоглу предупреждал архиепископа, выступавшего в своих проповедях с жесткими заявлениями против немецких оккупантов: «Блаженнейший, будьте осторожны. А то немцы вас могут застрелить». «Это военных расстреливают, греческих иерархов вешают. И я к этому готов», - дерзко отвечал предстоятель Элладской Церкви, намекая на судьбу Вселенского патриарха Григория V и многих других церковных деятелей25. Бесстрашие владыки Дамаскина вызывало удивление самих немцев26.

    Каждый раз когда оккупационная администрация требовала списки имен греческих участников Сопротивления (чтобы использовать их в качестве заложников), архиепископ первым писал на листе бумаге свое имя. Когда нацисты отказывались сообщить родственникам информацию о расстрелянных борцах с оккупантами, архиепископ, рискуя жизнью, требовал информации об их судьбе и выдачи тел убитых.

    Афанасий Зоитакис

    1 Σανουδάκης Κ. Ο ρόλος της Εκκλησίας της Κρήτης στις μεταξύ των αντιστασιακών οργανώσεων σχέσεις. Συμβολή στην ιστορία της Εκκλησιαστικής Πολιτικής. Θεσσαλονίκη, 1993. Σ. 21.

    2 Устойчивый термин используемый греческой историографии для характеристики периода сопротивления иноземной оккупации.

    3 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

    4 Ατέση Βασιλείου, Μητροπολήτου Λήμνου. Η Εκκλησία της Ελλάδος εις την υπηρεσίαν του Έθνους κατά τα έτη 1941-44. Αθήναι, 1952. Σ 321.

    5 Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 12.

    6 Μνήμες καί μαρτυρίες από το 40 καί την κατοχή. Κλάδος Εκδόσεων Επικοινωνιακής και Μορφωτικής Υπηρεσίας της Εκκλησίας της Ελλάδος. Αθήνα, 2000. Σς. 58-59.

    7 Αυτόθι. Σ. 60.

    8 Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 12.

    9 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 65

    10 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

    11 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σς. 65-66.

    12 Первый акт сопротивления в Греции состоялся в Афинах в ночь на 30 мая 1941 года. Двое молодых студентов, Апостолос Сантас, и Манолис Глезос тайно вылезли на северо-западный склон Акрополя и сорвали нацистский флаг со свастикой, который был установлен там оккупационной властью. Значение этого события невозможно переоценить в связи с тем, что «немцы придавали большое символическое значение водружению знамени “новой Европы” над Акрополем» (Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 14).

    13 Συνέντευξη στο δημοσιογράφο του Ρ/Σ της Εκκλησίας (2006). http://misha.pblogs.gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (обращение – 15.5.2015 г.).

    14 Βοβολήνη Κ. Η Εκκλησία στον αγώνα της ελευθερίας. Αθήνα, 1952. Σ. 270.

    15 Κουβέλα Γ. Η Εκκλησία στην Εθνική Αντίσταση. Κοινωνία, 28 (1985). Σ. 355.

    16 Βοβολήνη Κ. Η Εκκλησία στον αγώνα της ελευθερίας. Αθήνα, 1952. Σ. 270.

    17 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 66.

    18 Γατόπουλος Δ. Ιστορία της Κατοχής. Τόμος Α. Αθήναι, 1946. Σ. 67.

    19 Orthodox Church Bulletin. Dezember 1943. № 21. P. 3; Church Times. 30.07.1943. P. 392; Шкаровский М. В. Элладская Православная Церковь в 1917–1950-х гг. http://www.bogoslov.ru/text/1089182.html (обращение – 15.5.2015 г.).

    20 Μνήμες καί μαρτυρίες από το 40 καί την κατοχή. Αθήναι, 2001. Σ. 87

    21 Βενέζη Η. Αρχιεπίσκοπος Δαμασκηνός, οί χρόνοι της δουλείας. Αθήνα, 1981. Σ. 180.

    22 Σκενδέρη Δ. Η συμβολή του κλήρου στην εθνική αντίσταση. Θεσσαλονίκη, 1995.

    23 Μνήμες καί μαρτυρίες από το 40 καί την κατοχή. Αθήναι, 2001. Σ. 86.

    24 Шкаровский М. В. Элладская Православная Церковь в 1917–1950-х гг. http://www.bogoslov.ru/text/1089182.html (обращение – 15.5.2015 г.).

    25 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

    26 Χαραλαμπόπουλου Χ. Αρχιεπίσκοπος Δαμασκηνός Παπανδρέου. Αθήνα, 1990. Σ. 32.

    Смотри также:

    «Немцы забрали у греков даже шнурки»
    В эти памятные дни празднования победы над немецким фашизмом, хотелось бы еще напомнить читателям о том, какие жертвы и потери понесла Греция во время Второй мировой войны. Помнить - значит не повторить.

    Афанасий Зоитакис: Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации
    Иерархи Элладской Церкви активно участвовали в деятельности всегреческой сети помощи голодающим и нуждающимся ΕΟΧΑ, жертвовали на нужды соотечественников значительную часть своего жалования, протестовали против жестокости оккупационных властей.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.