• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк. «Константинопольские» и «иерусалимские» части Святого Креста в Баварии

    На протяжении истории христианства в баварских землях верующие особо почитали все реликвии, связанные с библейскими событиями, но наиболее ценными считались фрагменты Святого Креста, на котором был распят Спаситель.

    В федеральной земле Бавария, расположенной на юге и юго-востоке современной Германии, хранится большое количество драгоценных реликвариев с частицами Святого Креста. На протяжении истории христианства в баварских землях верующие особо почитали все реликвии, связанные с библейскими событиями, но наиболее ценными считались фрагменты Святого Креста, на котором был распят Спаситель. Само Древо Креста в разные столетия было разделено на множество фрагментов разного размера, хранящиеся ныне в ризницах католических и православных монастырей и храмов Баварии. Некоторые cпециалисты в облaсти церковной истории утверждают, что именно крестоносцы вывозили из Византии и Иерусалима в Западную Европу, в том числе и в германские земли, ставротеки и кресты-мощевики.

    Источниками создания богато украшенных крестов-реликвариев для западных церковных ювелиров служили так называемые «иерусалимская» и «константинопольская» части Креста Господня. Иногда всего одна-две тончайшие частицы Креста cтановилась составной частью cамого реликвария. В Баварии чаще всего встречаются так называемые «перекрестья» Древа Креста. Частицы Креста составляли фрагмент реликвии или в крестообразной форме заделывались внутрь другой древесины (оливы или дуба), покрывались стеклом или горным хрусталем. Реликварии в форме крестов и такой драгоценный сосуд, как остенсорий, внешне напоминающий монстранц-реликварий или дарохранительницу-реликварий, широко используются во время процессий, выноса и демонстрации верующим реликвии. Реликварии с Древом Животворящего Креста, обладавшие большей силой воздействия на верующих, становились объектами паломнических путешествий баварских пилигримов и массовых поклонений западных христиан. Однако места хранения частиц Животворящего Креста в Баварии, за исключением монастыря Шайерн, на сегодняшний день недостаточно представлены в списке наиболее известных мест в христианском мире. В данной статье предпринята попытка восполнить данный пробел.

    Самые известные в Баварии реликвии с частями Креста

    Ценной христианской святыней считается ставротека с констатинопольскими частицами Креста Господня в городе Донаувёрт (Donauwörth).

    Ставротека в Донаувёрте. Ставротека в Донаувёрте.
      

    Ставротека ( 17, 5 х 13, 3 см) датируется концом XI-го – началом XII в. (3, c. 131 —136). Ныне она хранится в монастырской церкви Святого Креста, основанной в 1040 г. графом Мангольдом I († 1053?). В 1028 г. баварский граф получил в Константинополе эту святыню в дар от императора Константина VIII (960 — 1028). Для поклонения святыне граф Мангольд I основал рядом со своим замком небольшую церковь с монастырем. В 1067 г. Мангольд II перенес монастырь в западную часть города, где он и находится в настоящее время. В 1101 г. Мангольд III преобразовал монастырь в бенедиктинское аббатство. Примерно в это время и начитается паломничество к святыне на Дунае.

    Ставротека в Донаувёрте (общий вид) Ставротека в Донаувёрте (общий вид)
      

    В 1125 г. возводятся монастырское здание и церковь в романском стиле. В 1166 г. после сильного пожара строится новая церковь в готическом стиле. Драгоценная ставротека в городе на Дунае всегда привлекала к себе многих паломников. После секуляризации в 1803 г. монастырь был распущен, и паломничество к Святому Кресту возобновилось только в 1875 г.

    В монастыре Шайерн (Scheyern) хранится другая великая святыня Баварии – крест-реликварий с фрагментами Креста, происходящими непосредственно от иерусалимской части Древа ( 6, c.218– 219).

    Драгоценная реликвия известна здесь с 1180 г. В XIV в. она положила начало основанию «Монастыря Святого Креста», о чем сообщается в папском письме от 18 июня 1362 г.

    Крест-реликварий в монастыре Шайерн Крест-реликварий в монастыре Шайерн
      

    По преданию, Иерусалимский патриарх Фульхериус (Фулко; 1146–1157) послал каноника по имени Конрад с маленькой частицей Cвятого Креста в Европу, чтобы собрать там подаяния для поддержания и сохранения святых мест. В 1156 г. представители одного графского рода из Дахау стали обладателями этой ценной реликвии. В октябре 1180 г. после смерти наследника Конрада II ( он же – Конрад III из Дахау) реликвия попала в Шайерн. Аббат Йоханнес Турбайт (1505–1525) поручил ювелирам Бернхарду и Леонарду Бургеру из Ландсхута изготовить для частий Креста реликварий. В 1738г. аугсбургский мастер Иоганн-Георг Херкоммер изготовил для святыни новый реликварий в стиле рококо. Он находится ныне в монастырской часовне Святого Креста.

    Вынос креста-реликвария в монастыре Шайерн. Вынос креста-реликвария в монастыре Шайерн.
        

    Ежегодно в первое воскресенье мая и 14 сентября в монастыре Шайерн проходят праздники и процессии, во главе которых несут реликварий с частицами Святого Креста.

    Кресты-реликварии в Мюнхене

    Несколько драгоценных крестов-реликвариев с частицами Святого Креста находятся в католических храмах и музеях баварской столицы Мюнхене. В ризнице старейшего в городе Собора св. апостола Петра ( «Sankt Peter Kirche»), согласно информации служителя церкви Петера Цебеля, находятся 25 реликвариев с мощами разных святых, здесь же имеются и четыре реликвария с частицами Святого Креста. Отдельные его частицы находятся вместе с мощами раннехристианских святых в напрестольных реликвариях.

    В сейфe иезуитской церкви Св. Михаила хранится крест-реликварий с частицами Святого Креста.

    Фрагмент креста-реликвария в церкви Св. Михаила. Фрагмент креста-реликвария в церкви Св. Михаила.
      

    Свободного доступа к нему нет, однако во время больших праздничных богослужений его выносят в алтарную часть и устанавливают на престоле.

    В алтарной части Крестовой часовни той же церкви имеется несколько зарешеченных ниш с реликвиями раннехристианских святых . В одной из таких ниш хранится крест-реликварий (156,2 х 55,5 х 16 см) с частицами Святого Креста. Крест-реликварий является даром Папы Римского Климента VIII (1536 1605). Сам крест изготовлен из черного эбенового дерева в Италии (Рим?), в нем использованы серебро и миниатюрные изображения Страстей Господних ( Cм.: 5).

    С 1360 г. напрестольный крест-реликварий с частицами Cвятого Креста находится в старейшей в Мюнхене паломнической церкви «Санкт-Мария Рамерсдорф» («Kirche St. Maria Ramersdorf»), основанной между 1006 – 1022 гг. ( 3, c. 40 –41).

    Крест-реликварий в церкви «Санкт-Мария Рамерсдорф» Крест-реликварий в церкви «Санкт-Мария Рамерсдорф»
        

    Дарителем креста-реликвария был антипапа Николай V (умер в 1333 г.), правивший c 1328 по 1330 г., в период понтификата папы

    Иоанна XXII (1249 – 1334). Aнтипапа Николай был ставленником Людвига Баварского (он же – Людвиг IV; 1281/1282–1347; король Германии, император Священной Римской империи с 1328 г.). В церковных документах 1761 г. значится, что ценная реликвия одно время принадлежала Оттону V (1346–1379) – герцогу Баварии, четвёртому сыну Людвига IV и его второй жене Маргариты Голландской. История же о том, когда и как появился у антипапы Николая V крест-реликварий и при каких обстоятельствах он подарил его Людвигу Баварскому, покрыта неизвестностью.

    В мюнхенской паломнической церкви «Санкт-Мария Талькирхен» на левой стене от входа в церковь находится в стеклянной раме серебряный с позолотой реликварий с двумя перекрестными частицами Святого Креста из Иерусалима ( 3, c. 42).

    Крест-реликварий в церкви «Санкт-Мария Талькирхен» Крест-реликварий в церкви «Санкт-Мария Талькирхен»
        

    Реликвия является даром (1460) баварского герцога Альбрехта III Благочестивого (1401–1460). Этот герцог известен как основатель на Святой Горе в баварском Андехсе бенедиктинского монастыря с большой коллекцией святых мощей, привезенных из Святой Земли. Благодаря приобретенной реликвии церковь «Санкт-Мария Талькирхен» получила в 1460 г. статус паломнической.

    В университетской церкви Св. Людвига в Мюнхене хранятся два креста-реликвария с частицами Святого Креста. Один серебряный реликварий (высота – 40 см), датируемый 1747 г., имеет в центре искусно устроенный крест из горного хрусталя, где хранится частица Святого Креста. Второй позолоченный крест-реликварий (высотa – 29 см) c частицей Святого Креста изготовлен в середине XIX в. В основании главного алтаря этой церкви также находится реликварий, где хранится частица Святого Креста.

    В нижнем этаже барочной церкви «Бюргерзалькирхе», где находится небольшой музей посвященный Марианской мужской конгрегации, экспонируется напрестольный крест, в основнии которого имеется ячейка с частицами Святого Креста.

    Частицы Древа Животворящего Креста Господня имеются и в православных храмах Мюнхена. В греческой православной церкви «Всех святых» находится металлический мощевик, где среди других реликвий в восковой мастике хранится частица Креста Господня. В центре резного деревянного креста, установленного слева от алтаря в Мюнхенском Кафедральном соборе РПЦЗ, также хранится в восковых мастиках частица Древа Креста Господня, доставленная из Святого Града Иерусалима.

    Деревянный крест с частицей Креста Господня Деревянный крест с частицей Креста Господня
      

    В православной сокровищнице рядом с Голгофой (Храме Гроба Господня) некий греческий монах как-то чистил ковчег с хранящейся в нем большой частью Животворящего Креста, от которого случайно откололся маленький фрагмент. Одна его частица находится в соборе, а другая – в деревянном ковчеге в Мюнхенском православном мужском монастыре преподобного Иова Почаевского Иово-Почаевском мужском монастыре (РПЦЗ).

    Византийские кресты и кресты-реликварии в музеях Мюнхена

    Дорогостоящие реликварии с Древом Креста и святыми мощами перекочевали в музейные коллекции, где оказались под спудом. В специальной «Камере реликвий» Музея Резиденции («Residenzmuseum. Religuienkammer») находятся три реликвария (№№ 1, 21 и 73) с частицами Святого Креста (4, c.72–73; 79–80; 94). Один из них представляет собою напрестольный крест-реликварий из дерева , где в крестообразной ячейке под стeклом находятся маленькие частицы Святого Креста.

    Один из напрестольных реликвариев в «Камере реликвий».Фото: Бернхард Граф Один из напрестольных реликвариев в «Камере реликвий».Фото: Бернхард Граф
      

    Реликварий изготовлен украшен рубинами и жемчугом ( изготовлен в 1590 г. в Мюнхене ?).

    В другом серебряном реликварии высотою 115 см, украшенном жемчугом, драгоценными камнями и эмалью, находятся реликвии, связанные с воспоминаниями о Страстях Господних:

    Реликварий в «Камере реликвий».Фото: Бернхард Граф Реликварий в «Камере реликвий».Фото: Бернхард Граф
        

    фрагмент Cвятого Креста , Kровь Спасителя, часть губки, известной по евангельскому повествованию о Распятия Господа, шип с тернового венца Спасителя, гвоздь с Креста Господня, земля из Голгофы. Реликварий изготовлен предположительно в 1590 г. в аугсбургской мастерской ювелира Абрахама Лотера.

    Третий позолоченный крест-реликварий с частицами Святого Креста и украшенный драгоценными камнями выполнен в Южной Германии ок. 1760– 1770 г.

    В Музее–сокровищнице Мюнхенской Резиденции бывших баварских королей хранится крест-реликварий (ставротека; 43 x 36 см; началo XI в.) , принадлежавший императору Священной Римской империи Генриху II Святому (973 или 978–1024) .

    Крест-реликварий ( началo XI в.) императора Священной Римской империи Генриха II Святого Крест-реликварий ( началo XI в.) императора Священной Римской империи Генриха II Святого
      

    Реликварий, где хранились четыре частицы Святого Креста, происходит из острова Рeйхенау на Боденском озере или из Меца (1010 г.). Реликварий изготовлен из дубового дерева, покрытого золотом и частично серебром. Его украшают драгоценные камни, жемчуг и горный хрусталь. Внизу укреплена в золотой оправе камея из черного цвета яшмы с барельефным изображением св. апостола Павла (X в.; высота – 3, 5 см). Обратная сторона ставротеки покрыта серебряной пластиной в виде креста. Во времена секуляризации в 1803 г. из Сокровищницы Бамберга крест-реликварий попал в Богатую часовню Мюнхенской Резиденции.

    Кстати, несколько византийских крестов VI–XI вв. хранятся в богатой коллекции музея «Археологическое Государственное собрание Мюнхена; Музей древней и ранней истории» («Archäologische Staatssamlung München; Museum für Vor- und Frühgeschichte»). Назовем лишь некоторые из них: крест из серебра с аметистами для процессий (ок. 600); бронзовый крест, ( VI – VII вв.); вотивный крест с изображением ноги (VI –VII вв.); вотивный крест (6,4 x 5, 4 см; VI – VII вв.); крест-реликварий (X–XI вв.).

    Кресты- реликварии в баварских городах

    В Епархиальном музее Св. Афры ( Diözesanmuseum St. Afra) г. Аугсбург хранится реликварий для частиц Святого Креста.

    Реликварий для частицы Святого Креста Реликварий для частицы Святого Креста
      .

    По данным хранителей музея, частицы Креста в 2015 г. переданы в местную церковь Святого Креста. В изготовлении креста-реликвария и последующих его реставрациях и изменениях его форм принимали участие несколько мастеров: Конрад фон Линдау (1204 г.), Йорг Зельд (1494 г.), Франц Ксавер Квинцер (1739 г.), Игнац Баур (1769 г.).

    В собрании открывшегося в 2009 г. в Альтёттинге «Дома Папы Бенедикта XVI. – Новой сокровищницы и Паломническом музее» (Haus Papst Benedikt XVI. – Neue Schatzkammer und Wallfahrtsmuseum) находятся три остенсориума XVIII – XIX вв. с частицами Cвятого Креста, а также распятие-реликварий (1619 г.) из эбенового дерева с серебряными украшениями и квадратными ячейками, где среди 100 пронумерованных реликвий, имеющих отношение к библейским событиям на Святой Земле, хранится и частица Святого Креста.

    В приходской церкви Св. Иакова и кладбищенcкой часовне Святого Креста города Дахау находятся два реликвария с частицами Святого Креста. На северной стороне алтаря в церкви Св. Иакова стоит усыпанный драгоценными камнями реликварий, изготовленный в 1774 г. неизвестным мюнхенским ювелиром.

    Реликварий в Дахау. Реликварий в Дахау.
        

    Реликварий в Дахау. Реликварий в Дахау.
        

    Помимо частицы Святого Креста в реликварии хранится и так называемый «камень со следом запекшейся на нем капли Святой Крови», который в 1774 г. подарил церкви уроженец Дахау, трактирщик и пивовар Франц де Пауль Матхис. История происхождения этих реликвий неизвестна.

    Настенный реликварий с частицей Святого Креста в Дахау. Настенный реликварий с частицей Святого Креста в Дахау.
      

    В кладбищенской часовне (улица Gottesackerstrasse 4) настенный реликварий с частицей Святого Креста находится в нише за алтарем.

    B ризнице паломнической церкви «Святой Крови», расположенной в городе Эрдинг, имеется ценный реликварий, где с 1738 г. хранятся перекрестные частицы Святого Креста.

    В Бергенe-Нойбургe, в крипте приходской церкви «Святого Креста», расположенной на территории бывшего бенедиктинского монастыря Берген, основанного в 976 г., установлен драгоценный крест-реликварий с частицей Святого Креста. В 1718 г. пфальцграф Пфальца Карл III Филипп (1661–1742) подарил монастырю золотой крест-реликварий с драгоценной реликвиeй и с 772-мя бриллиантами. В том же году началось массовое паломничество в Берген (ныне он находится в одном из районов г. Нойбург –на –Дунае).

    Кресты реликварии в баварских деревнях

    С 1934 г. в католической церкви Св. Себастьяна деревни Крюн, входящей в состав района Гармиш-Партенкирхен (Верхняя Бавария), хранится серебряный реликварий с частицей Святого Креста. Эту реликвию пожертвовал церкви барон Отто Рыцарский (1864 – 1940) из замка Гроенештейн, который в 1909–1934 гг. служил послом Баварии в Ватикане. После 25 лет служения барон получил ценную реликвию в качестве прощального подарка из рук папы Пия XI (1857 – 1939). C 1912 г. семья барона Отто Рыцарского была тесно связана с Крюном и ежегодно присутствовала на приходских праздниках церкви Св. Себастьяна.

    В алтаре приходской церкви «Святого Креста» в деревне Шафтлах (Варкирхен) находится крест–реликварий с частицей Святого Креста. Cчитается, что драгоценная реликция происходит от Иерусалимского креста и связана с событиями 1187 г. в Хаттине, где была битва между крестоносцами и армией султана Египта и Сирии Саладина (1138 –1193). Шафтлах впервые упоминается ок. 1015 г., а его церковь в 1315 г. относилась к известному монастырю на озере Тегернзее.

    Два остенсориума с частицей Святого креста и мощами апостола Петра являются достоянием католической церкви Свв. Петра и Павла в деревне Вестендорф (район г. Дахау).

    Фрагменты остенсориумов с частицами Креста и мощей апостола Петра. Фрагменты остенсориумов с частицами Креста и мощей апостола Петра.
        

    Фрагменты остенсориумов с частицами Креста и мощей апостола Петра Фрагменты остенсориумов с частицами Креста и мощей апостола Петра
      

    Остенсориумы изготовлены в 1780 г. из позолоченной и посеребренной меди.

    В приходской церкви Св. Валентина деревни Хиртлбах (район г. Дахау) имеются два остенсориума , где хранятся частицы Святого Креста.

    Остенсориум с частицей Святого Креста Остенсориум с частицей Святого Креста
        

    Остенсориум с частицей Святого Креста, фрагмент Остенсориум с частицей Святого Креста, фрагмент
      

    В одном из них ценная реликвия находится под крестом из горного хрусталя.

    Реликварии с частицами Святого Креста хранятся в монастырской церкви «Mariä Himmelfahrt» деревни Индерсдорф (район г. Дахау); в приходской церкви Св. Мартина в деревне Кольбах под Петерсхаузеном (район г. Дахау) ; католической церкви «Обретения Святого креста и Св. Елены», расположенной в деревне Ортхофен (район г.Дахау); в монастыре салезианских сестер, расположенном в деревне Дитрамсцель в Верхней Баварии; в церкви «Mariä Heimsuchung» деревни Массенхаузен (район Нойфарн под г.Фрайзинг); в приходской церкви Святого Креста деревни Берблинг, примыкающей ныне к г. Бад-Айблинг, и др.

    Вместо заключения

    Вполне допустимо, что среди перечисленных выше крестов-реликвариев существуют и подделки, но определить их количество и особенно историю происхождения вложенных в них деревянных частиц Креста не представляется возможным. Верующие люди заявляют о подлинности Древа, а скептики из числа баварских протестантов сомневаются, заявляя о фальсифицированных реликвиях. Они полагают, что в храмах могут храниться «вторичные» реликвии, («реликвии прикосновения»), созданные посредством прикосновения древесины старой оливы к какомулибо оригиналу. Поддельными реликвиями торговали не только на Западе, но и на Востоке. Несмотря на то что поместные соборы неоднократно высказывались против торговли поддельными реликвиями, эти меры мало помогали в Европе, и поток продаваемых реликвий на Западе особенно усилился после Крестовых походов. На протяжении многих столетий число реликвий Святого Креста в христианских церквах Европы, в том числе и Баварии, стало таким огромным, что любые попытки отличить сегодня подлинные реликвии от фальсификатов практически не реальны. Те и другие реликвии Святого Креста находились в баварских храмах на протяжении веков, они и по сей день являются объектами для поклонения верующих. Скептики давно заявляют, что в Западной Европе хранится так много фрагментов Святого Креста, что из них можно «построить церковь или даже корабль» (1, с. 249). Однако западными исследователями сделан вывод о том, что общего количества деревянных фрагментов хватило бы лишь всего на треть размера Святого Креста.

    Литература:

    1. Д.-П. Райан. Загадки Библии. –М.: Мир энциклопедий Аванта +Астрель, 2011.

    2. Dillenberger J. Images and Relics: Theological Perceptions and Visual Images in Sixteenth-Century Europe. – Oxford University Press, 1999.

    3. Rom und Byzanz. Schatzkammerstücke aus bayerischen Sammlungen.- München: Hirmer Verlag, 1988.  302 S.

    4. Холодюк А.Мюнхен: oт святыни к святыне. Путеводитель паломника.  Киев.: «АДЕФ Украина», 2014 г.  112 c.

    5. Rom in Bayern. Kunst und Spiritualität der ersten Jesuiten / hrsg. von Reinhold Baumstart.  München : Hirmer Verlag ; 1997.  567 S.

    6. Холодюк А.Христианские святыни Германии: От Ахена до Эберберга.  Киев.: «АДЕФ Украина», 2015 г.  272 с.

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Византийская ставротека (X в.) из Константинополя, называемая ныне «Лимбургской»
    В начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и оказалась не позднее 1835 года в католическом епископстве германского города – Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен). Выдающийся шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал главной реликвией Лимбурга и одной из самых ценных христианских святынь Германии. Более двух столетий ставротека находилась в Константинополе, а далее ее шестисотлетняя история была связана с пребыванием в монастыре Штубен на немецкой земле, однако по нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой».

    Анатолий Холодюк: Византийские святыни и другие христианские реликвии франконского Бамберга
    В статье рассказывается об уникальных христианских реликвиях, хранящихся в Кафедральном соборе, Епархиальном и других музеях Бамберга. Cреди многих экспонатов – реликварии, византийские рельефы из слоновой кости, церковные манускрипты и текстиль из Константинополя.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.