• Балканы, Афон, Константинополь
  • Силуан Афонский: «Христианам легко жить на свете — они души привыкли смирять»

    Как тамбовского крестьянина признали святым в Константинополе

        

    24 сентября Церковь вспоминает преподобного Силуана Афонского, человека, проделавшего удивительный путь от простого крестьянина до одного из самых почитаемых старцев Святой горы.

    Поиск

    Его первая попытка найти Бога случилась в четыре года. В дом Семена (так звали Силуана в миру, до пострига) отец зазвал книгоношу — простой крестьянин Тамбовской губернии хотел узнать от продавца книг, что в мире делается. Книгоноша оказался из нигилистов: в нигилисты шли студенты, молодые люди из дворянских семей. Они ниспровергали авторитеты и «отживший старый мир», и в первую очередь отрицали религию. Нигилисты носили длиннополые шляпы, которые, как полагали они сами, должны были придать им демонический облик. Про эти шляпы позже напишет бытописатель Владимир Гиляровский: через десяток лет, скажет он, этот смешной фасон будут носить только разбойники в провинциальных театральных постановках.

    Книгоноша, испив чаю в крестьянском доме, завел с отцом Семена разговор.

    — Христос не Бог! — сказал он. — И Бога в принципе нет. Где он, Бог-то?

    Вот тогда Семен, слушая странного человека в шляпе, и решил про себя: «Вырасту, пойду по свету Бога искать».

    Когда ушел продавец книг, мальчик спросил у отца: «Как же так? Ты говоришь, что Бог есть, а вот человек Его отрицает?» Отец ответил: «Я думал, он умный человек, а он дураком оказался. Не слушай его».

    Сила

    Уже став монахом, святой Силуан вспоминал: в молодости была у него необыкновенная физическая сила. Он гнул гвозди пальцами, ударом кулака разбивал доску, мог пить водку, когда остальные уже лежали под столом, и не пьянел.

    Эта сила сыграла с ним злую шутку. Однажды в праздник Семен на улице играл перед людьми на гармонике. Тут навстречу ему вышли два брата-сапожника. Были они навеселе и решили покрасоваться перед людьми: старший брат, не уступавший силой Семену, попытался отнять у него гармошку.

    — Сначала подумал я уступить, но вдруг стало мне стыдно, что девки будут смеяться, и я сильно ударил его в грудь, — рассказывал в старости святой Силуан. — Он далеко отлетел от меня и грузно повалился навзничь посреди дороги; изо рта его потекла пена и кровь. Все испугались, и я; думаю: убил. И так стою. Долго пролежал сапожник на дороге; люди сбежались и помогали ему, омывали холодной водой. Прошло не менее получаса, прежде чем он смог подняться, и его с трудом отвели домой. Месяца два он проболел, но, к счастью, остался жив.

    Это был урок, запомнившийся Силуану на всю жизнь. Впредь, даже служа в армии, он прятал свою физическую мощь и никогда не кичился ею.

    Лавра

    До армии Семен работал в деревенской артели. Строила артель усадьбу князю Трубецкому. Была у артельщиков кухарка, баба набожная и богомольная, и в один из дней рассказала она молодому столяру Семену о святом, некогда подвизавшемся в соседнем селе.

    — Звали того святого Иоанном, а прозвище — Сезеневский, по названию села. Жил он молитвой и постом, имел дар прозорливости. При жизни мог исцелять, и после смерти, бывает, приложится человек к его могиле и обретает здравие, — поведала стряпуха.

    Фресковое изображение прп. Силуана Афонского в Россиконе. Источник: logoslovo.ru Фресковое изображение прп. Силуана Афонского в Россиконе. Источник: logoslovo.ru
        

    После этих слов, которые подтвердили другие артельщики, вспомнил Семен виденного в детстве книгоношу и подумал: «Если есть святой, значит, и Бог есть. Значит, не надо Его по свету искать». Вечером юноша попросил у отца: «Отпусти меня, отче, в Киево-Печерскую лавру. Хочу уйти туда, Бога молить».

    Отец отказал, пояснив, что еще не время и что надо сначала отслужить военную службу: «А уж потом — останется желание, иди в лавру».

    Впоследствии старец Силуан вспоминал отца: «Был он человек безграмотный, и даже «Отче наш» читал с ошибкой — как заучил в церкви, по слуху. Но тянулся к знаниям и по существу своему был он кроток и мудр».

    Афон

    Биограф святого Силуана и его ученик архимандрит Софроний пишет: мысли об Афонской горе появились и стали все сильее занимать будущего подвижника во время службы в армии.

    Бывало так: в трактире, куда выбирались в редкие дни солдаты, все пили и смеялись, а Семен сидел печален и задумчив. «Отчего ты печалишься?» — интересовались у него. «Оттого, — отвечал он. — Что сейчас на Афоне творят бдение, а мы сидим в трактире, водку пьем и веселимся. И когда встанем на Страшный суд, кто даст лучший ответ — мы? Или они?»

    Уже в годы службы он стал отправлять денежные пожертвования на Афон, выделяя их из скромного солдатского жалования. А когда службе подошел срок, решение ехать на Святую гору у Семена созрело окончательно. Архимандрит Софроний пишет: окончив службу, поехал Семен в Кронштадт — испросить благословения на монашескую жизнь у отца Иоанна Кронштадтского, чье имя гремело тогда и кого называли «народным батюшкой» (Иоанн Кронштадтский был канонизирован в 1990 году). Увидеть «народного батюшку» своими глазами Семену не удалось, и тогда он оставил ему записку: «Хочу пойти в монахи. Помолитесь, чтобы мир меня не задержал».

    В 1892 году мечта Семена исполнилась: он поступил в монастырь святого великомученика Пантелеймона. Все дорогу до Афона вокруг него гудело адское пламя — так силы дьявольские препятствовали его желанию посвятить жизнь Богу, вспоминал он.

    Явление

    На Афоне Силуан с первых дней установил себе распорядок строгий и изнурительный. Он спал по 15–20 минут несколько раз в день, сидя на стуле, непрестанно творил молитвы и брался за самые сложные физические работы.

    Тогда, по его собственным словам, приступили к нему бесы. А он, по молодости не распознав их, стал разговаривать с ними, «как с людьми». «Святой ты!» — нашептывали одни. И он сам порой думал так же: он покаялся, он проводит дни в молитве, и значит, живет свято.

    Однако чем больше молитв творил Силуан, тем сильнее становилось давление. И однажды, доведенный до отчаяния, он закричал: «Невозможно умолить Бога!» В тот же день во время молитвы он узрел живого Христа.

    Он говорил потом, что в этот момент мир вокруг него воссиял светом, а сердце зажглось огнем. На миг он увидел взгляд Христа, полный безмерной и непостижимой любви. «Когда Сам Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога», — так рассказывал про чудесное явление Силуан. Тогда же открылся ему урок: от бесов страдают люди гордые, а корень благодати — в смирении.

    Любовь

    На закате лет старец Силуан имел беседу с одним монахом-аскетом. «Бог накажет безбожников! Будут гореть в вечном огне», — провозглашал с удовлетворением монах. Силуан спросил его: «Скажи, если тебя посадят в рай и оттуда ты увидишь, как горят чьи-то души в адском огне, неужели ты будешь спокоен и доволен этим?» «Они сами виноваты», — ответил монах. «Любовь не может этого понести… — сказал старец. — Молиться нужно за всех».

    Константинопольский патриархат канонизировал Силуана Афонского в 1988 году. В 1992 году его имя внесли в месяцеслов Московского патриархата по благословению Патриарха Алексия II.

    Русская Планета

    Смотри также:

    Старец Софроний Сахаров: «Святой Силуан оставил нам богатейшее духовное наследие»
    AgionOros.ru впервые на русском языке публикует выдержки из малоизвестного интервью ученика преподобного Силуана Афонского архимандрита Софрония Сахарова (†1993).

    Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. Неизреченное благоухание
    — Ты взял благословение у старца Арсения? — Кто это? — спросил я в недоумении. — Старчик, что стоял рядом с тобой. — Старчик, что спал рядом со мной? — произнес я про себя.

    Святейший Патриарх Кирилл посетил место подвигов прп. Силуана Афонского
    Святейший Патриарх Кирилл также посетил восстановленные после пожара строения афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.