• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 9-я

    В девятой части представлены исторические и современные фотографии монастырских скитов Cтарый (Нагорный) Русик, Ксилургу и Крумица (Хрумица)

    Cтарый (Нагорный) Русик, Ксилургу и Крумица (Хрумица)

    Старый (Нагорный) Русик

    Скит Старый (Нагорный) Русик на Афоне тесно связан с основанием Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря, перемещенного в XVII веке к морю, где он находится и поныне. Скит считается второй по времени основания (XII век, после скита Ксилургу) обителью русского иночества на Святой Горе. Он находится посередине восточного склона Афонского хребта в небольшой плодородный долине.

    204. Графическое изображение Старого Русика (1744). Рисунок В. Г. Григоровича-Барского. Рисунок воспроизведен на таблице «Kloster Panteleimon 119 (1)». ( Cм.: 2). 204. Графическое изображение Старого Русика (1744). Рисунок В. Г. Григоровича-Барского. Рисунок воспроизведен на таблице «Kloster Panteleimon 119 (1)». ( Cм.: 2).
        

    Русский писатель и путешественник начала XVIII в. Василий Григорьевич Барский-Григорович (в монашестве –Василий; псевдонимы: Василий Киевский, Григорович, Барский, Плака, Албов; 1701 – 1747) дал такое его описание: «Монастырь сей отстоит… от моря …– часом единым, от Карей же и Протата – двумя часы. Обретается же в поле горы сиесть между высотою и берегом моря… создан есть на месте равном, и здравом, и веселом, и зело уединенном и безмолвном, при сеножатех и водах изобильных, иже точатся в монастырь издалеча желобами деревянными…» И далее: к середине XI в. обитель «была многолюдна и имела первенство между второстепенными обителями, как по обширности, так и по блеску»; однако к концу XII в. «почитается невидною и всеми признается и почитается совсем не существующею от малочисленности монахов, от недостатка продовольствия и от распаден ее стен и жилища» ( Cм.: 6, c. 42). В. Г. Григорович-Барский является автором книги «Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской» (СПб., 1859).

    205. Изображение Русика на иконе „Собор всех преподобных отцов, в Горе Афонской просиявших“ (Фрагмент) 205. Изображение Русика на иконе „Собор всех преподобных отцов, в Горе Афонской просиявших“ (Фрагмент)
        

    .

    На этой иконе, написанной в 1859 г. в Молдавском скиту Продром, изображен преподобный Антоний как «подвижник Русика“. Икона опубликована на сайте: www.afonit.info

    206. На территории Старого (Нагорного) Русика. (1870?) Из фотолаборатории Россикона (?). 206. На территории Старого (Нагорного) Русика. (1870?) Из фотолаборатории Россикона (?).
        

    207.На территории Старого (Нагорного) Русика. (1870?) Из фотолаборатории Россикона (?). Фото опубликовано на сайте: www.afonru.ru 207.На территории Старого (Нагорного) Русика. (1870?) Из фотолаборатории Россикона (?). Фото опубликовано на сайте: www.afonru.ru
        

    208. Развалины Нагорного Русика. Из фотолаборатории Россикона (?). 208. Развалины Нагорного Русика. Из фотолаборатории Россикона (?).
      

    209. Три платана, посаженные на месте расположения алтаря разрушенного Успенского собора. Фото опубликовано на сайте: www.afonit.info 209. Три платана, посаженные на месте расположения алтаря разрушенного Успенского собора. Фото опубликовано на сайте: www.afonit.info
        

    209. На территории Старого (Нагорного) Русика. Cовременное фото опубликовано на сайте: www.alavastr.ru 209. На территории Старого (Нагорного) Русика. Cовременное фото опубликовано на сайте: www.alavastr.ru
        

    210. Пирг (башня) свт. Саввы Сербского в Старом (Нагорном) Русике. Фото сделано в апреле 1958 г. (См.:2, c. 327). 210. Пирг (башня) свт. Саввы Сербского в Старом (Нагорном) Русике. Фото сделано в апреле 1958 г. (См.:2, c. 327).
      

    „…На протяжении XII –XV вв. сербские правители были криторами русской обители Примерно в 1186 г., пленившись сказаниями о Святой Горе, юный царевич Растко тайно отправился в нагорный Русик, где по своему желанию и c благословения игумена, затворившись со старцем в часовне св. Иоанна Предтечи на монастырском пирге , принял ангельский образ с именем Саввы. Посланники его отца тщетно пытались вернуть юношу в его родительский дом. Cвт. Савва, уже облаченный в монашеские ризы, появился в маленьком окне пирга и сбросил с башни свои царские одежды“ ( 6, c.44).

    211. Пирг (башня) свт. Саввы Сербского. Современное фото, автор которого неизвествен. 211. Пирг (башня) свт. Саввы Сербского. Современное фото, автор которого неизвествен.
      

    Обновление пирга (башни) свт. Саввы Сербского в северо-восточной ограде Cтарого Русика былo одновременно продолжено с работами в восточном крыле в 1969 –1971 гг. На вершине башни находится часовня св. Саввы архиепископа Сербского (1, с. 326). Она построена на месте «часовни Предтечи», в которой был пострижен в монахи Растко, третий сын сербского жупана Стефана Первого Неманa, получивший после пострига имя «Савва».

    Скит Ксилургу

    По преданию, Ксилургу считается древнейшей русской православной обителью. В XI – XII вв. сюда стекались первые русские иноки, пришедшие искать спасения на Святой Горе Афон (Cм.:7 ). Ксилургу традиционно считается первой славянской обителью на Афоне (Там же, с. 78).

    212. Ксилургу. Скит Богородицы. Фото 1875 г., по другим данным -- 1869 г. Из фотолаборатории Россикона (?) 212. Ксилургу. Скит Богородицы. Фото 1875 г., по другим данным -- 1869 г. Из фотолаборатории Россикона (?)
        

    213. Cкит Ксилургу. Графическое изображение (ок.1870). Автор неизвестен. 213. Cкит Ксилургу. Графическое изображение (ок.1870). Автор неизвестен.
        

    Скит Ксилургу (Древодел; cкит Успения Богородицы;Панагия Ксирургу) находится на восточной стороне Святой Горы Афон. „Скит находится на горной выси среди густой дубравы, между монастырями Ватопед и Пантократор. В древности на этом месте существовала обитель, посвященная Пресвятой Богородице, и именовалась она „монастырем Ксилургу» (Древоделия)» (6, с. 38).

    214. Ксилургу. Аэрофотосъемка (Cм.: 3) 214. Ксилургу. Аэрофотосъемка (Cм.: 3)
      

    „Первый русский монастырь на горе Афон был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и носил название „Обитель Древоделия“ (7, c. 79). В обиходе назывался просто «Богородица». В древние времена скит имел единственный храм. Точные исторические сведения об основателях и строителях обители не сохранились.

    215. Cкит Ксилургу. Аэрофотосъемка 215. Cкит Ксилургу. Аэрофотосъемка
        

    216. Пожар в скиту Ксилургу (1989 г.). Автор фото неизвестен. 216. Пожар в скиту Ксилургу (1989 г.). Автор фото неизвестен.
        

    217. Успенский собор (на фото слева) после реставрации. 217. Успенский собор (на фото слева) после реставрации.
      

    Восстановление скита началось в 2005 г. Отреставрирован Успенский собор, отстроены братский корпус и другие постройки. У престола Успенского храма, по преданию, принял постриг первоначальник русского монашества, преподобный Антоний Киево-Печерский.

    218. „Ксилургу. Проводы преп Антония на Русь.“ Художник В. И. Нестеренко 218. „Ксилургу. Проводы преп Антония на Русь.“ Художник В. И. Нестеренко
        

    219. Икона Божией Матери «Сладкое лобзание». 219. Икона Божией Матери «Сладкое лобзание».
      

    Об этой иконе, находящейся в Успенском соборе, иеромонах Николай (Генералов) рассказывает (2008 г.) так:

    – Самая главная наша святыня – чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Сладкое лобзание», которая подарена нашей обители в 1802 году. По-гречески она называется «Гликофилусса». А название свое наша икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа. После службы мы каждую группу паломников подводим к нашей чудотворной иконе, от имени скита каждому вручаем открытку с изображением иконы, брошюру о Ксилургу, а также маслице от лампады. У нас посреди двора имеется огромных размеров пень от спиленного кипариса, а из-под его корня растет могучая виноградная лоза. Так вот, мне старые монахи-греки рассказывали, что в Ксилургу иногда по ночам прямо на вершине этого некогда высокого и единственного здесь кипариса была видна наша чудотворная икона, от которой исходило свечение.

    Праздник чудотворной иконы «Сладкое лобзание» установлен в неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы. В этот день мы всегда совершаем крестный ход с нашим чудотворным образом. Слава Богу, всегда в этот праздник у нас бывают и паломники. Наша икона действительно чудотворная. Только в этом году мы зафиксировали от образа два чудесных случая. В мае был у нас в гостях один паломник из Челябинска, назвавший себя «бизнесменом». Рассказал, что у одной сотрудницы в его фирме подозревают раковую опухоль, и она очень просила на Афоне помолиться о ее здоровье. Я говорю этому паломнику: «Передайте больной по телефону, что мы уже ставим у иконы свечи и молимся…» И что вы думаете? Не прошло и трех дней, как этот человек с радостью сообщил мне, что он звонил еще раз своей сотруднице, и она рассказала, как была у врачей и те уже не нашли у нее никакой опухоли. И подобные случаи нередки. Вот еще один. Из Салоников как-то летом позвонила мне одна гречанка, родом из России, и попросила молитв: ее подруга слегла с тем же страшным диагнозом – рак. У больной были даже помыслы покончить с собой. Молились мы перед иконой долго. Прошло некоторое время – опять звонок от тех же людей из Салоников. Звонок уже не тревожный, а радостный: «Отец Николай, здоровье подруги пошло на поправку. Как будто и не было злокачественной опухоли…» Можно много рассказывать о чудесах от нашей иконы. Вот после Пасхи нам в этом году позвонили из Оренбурга и сообщили, что по молитвам исчезла опухоль в почке у одной отроковицы. И спрашивают, как можно отблагодарить Божию Матерь?.. (11, c.114 -115).

    220. Крестный ход с иконой Божией Матери «Сладкое лобзание». (Cправа - иеромонах Мартиниан, первый слева- иеромонах Николай). 220. Крестный ход с иконой Божией Матери «Сладкое лобзание». (Cправа - иеромонах Мартиниан, первый слева- иеромонах Николай).
      

    О ските Ксилургу и его подвижниках подробно рассказывается в книге «Паракало», изданной в 2010 г. в Самаре (Cм.:24).

    221. На территории скита. Современное фото, автор которого неизвестен. 221. На территории скита. Современное фото, автор которого неизвестен.
      

    В 1820 г. в братском корпусе Ксилургу появился параклис во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 г. построили новый двухэтажный братский корпус с параклисом во имя Свв. Кирилла и Мефодия.

    222. На территории скита. Современное фото, автор которого неизвестен. 222. На территории скита. Современное фото, автор которого неизвестен.
        

    223. На территории скита. Современное фото, автор которого неизвестен. 223. На территории скита. Современное фото, автор которого неизвестен.
        

    224. Cкит Ксилургу. Графика. Автор неизвестен. 224. Cкит Ксилургу. Графика. Автор неизвестен.
      

    Скит Крумица

    Cкит Крумица (также «Хрумица», «Кромица», «Кромница», «Крумница») находится на западной границе полуострова, у Афонского перешейка. Скит известен своими виноградниками и огородами. Изначально здесь существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы.

    225. Скит Крумица. Старая греческая фотография. (См.: 3) 225. Скит Крумица. Старая греческая фотография. (См.: 3)
      

    226. Скит Крумица на старой фотографии. 226. Скит Крумица на старой фотографии.
      

    Окружающая местность скита очень живописна. С 1850 г. на участке Крумица разбиты виноградники, насажены масличные и фруктовы сады, поставлены пасеки. Крумица снабжала монастырь вином оливковым маслом, медом и воском (5, c.104-105).

    226. Cкит Крумица. Фото из книжного альбома (См.: 3) 226. Cкит Крумица. Фото из книжного альбома (См.: 3)
      

    В 1882 г. в скиту воздвигнули большой храм в честь иконы Божией Матери Казанской, а спустя еще несколько лет -- богадельню, где пребывали на покое старые и больные монахи. Для тех членов братии, которые желали уединенного и безмолвного жития, устраивали отдельные келлии (5, c.105).

    227. Вид скита Крумица с южной стороны 227. Вид скита Крумица с южной стороны
      

    По стилю написания картину, находящуюся в коллекции Свято-Пантелеимонова монастыря, скит Крумица относят к первому десятилетию XX века (1,с. 328). Скит, по данным исследователя (Там же ), получил свое название от старого монастыря Архонтиссы Хромантисс, находившегося на этой территории. Южнее скита , примерно в одном километре , находится келья Св. Василия, в которой переночевал В. Г. Григорович-.Барский в субботу 2 октября 1725 г., в первый день своего посещения Афона (Там же).

    228. Скит Крумица. Современное фото, опубликованное на сайте: www.fund-panteleimon.ru 228. Скит Крумица. Современное фото, опубликованное на сайте: www.fund-panteleimon.ru
        

    229. Виноградник на территории скита Крумица. Современное фото. 229. Виноградник на территории скита Крумица. Современное фото.
        

    230. Скит Крумица. Современное фото. 230. Скит Крумица. Современное фото.
        

    Анатолий Холодюк

    Окончание следует

    Литература.

    1. Deutsches Archäologisches Institut Berlin. Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. – Wasmuth, 2000.

    2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonos. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. –Wasmuth, 2000.

    3. Аthос Agion Оrос. Pictures and stories about the Holy Mountain. – Электронный ресурс http://athosweblog.com

    4. Fennell N. The Russians on Athos. – Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt/M., New York, Wien: Verlag Peter Lang, 2001.

    5. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. – См.:
    Вестник ПСТГУ II: История. История Русской
    Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96–134.

    6. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. –Издание Русского на Афоне Свято– Пантелеимонова монастыря. – Москва, 2002.

    7. Шкаровский М. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. – 2015 ( Электронная версия).

    8. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. Электронный ресурс http://www.isihazm.ru

    9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr.E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A.Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. –München: Verlag F.Bruckmann,1943.

    10. Афон в альбоме вел. Кн. Константина Константиновича. – Электронный ресурс http://ippo.ru

    11. Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). – Мюнхен, 2011. –175 c.

    12. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников. – Ж.: Вестник архивиста. 2002, № 1. С. 64-82.

    13. Aфонский церковный календарь на 2007 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2006. – 302 с.,VIII c.

    14. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9- е. – Москва. 1902.

    15. Псалтирь с изъяснением святых отцов и учителей Церкви. 3 -е изд.– Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2001. – 800 с.

    16. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря.- М.: 2004. - 640 с.

    17. Aфонский церковный календарь на 2008 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007. – 262 c.

    18. Гарднер И. А. Афон. Впечатления и воспоминания.-- Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2011. -- 272 с.

    19. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. . – Электронный ресурс: www.icon-art.info

    20. Холодюк А. Стояла на том месте старая маслина. Из истории Афона. – Электронный ресурс: www.russian-inok.

    21. Афонский архив ХХ века. Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. 1917- 1941.—Брюссель, 2014. -- 352 с.

    22. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария / Авт.-сост. Иоаким (Сабельников), иеромонах. М., 2001. Кн. 1., c. 316.

    23. Холодюк А. Потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.-- Cм.:http://ruskline.ru/analitika/2015/08/13/potaennaya_stranica_v_istorii_russkogo_svyatopanteleimonova

    24. Паракало:Записки паломника, побывавшего на Святой Горе/ Под ред. А. В. Громова. – Самара: Русское эхо. – 2010. – 400 с.

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 1-я
    В статье представлены (c комментариями) малоизвестные и редкие изображения некоторых построек и интерьеров зданий Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, а также обители Ксилургу, Старого (Нагорного) Русика и скита Хрумица.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 2
    Во второй части представлены малоизвестные и редкие фотографии, а также отдельные произведения изобразительного искусства с панорамными видами Свято-Пантелеимонова монастыря с востока, запада и со стороны монастырской пристани.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 3
    В третьей части представлены исторические и малоизвестные фотографии, а также некоторые произведения современного изобразительного искусства с видами побережья, пристани и монастырской набережной. Публикуются и несколько современных фотографий названных объектов.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 4
    В четвертой части представлены фотографии некоторых икон со стилизованными изображениями Россикона, а также несколько фресок и графических работ с видами cвятогорской обители. Здесь же представлено редкое прижизненное фото прп. Силуана Афонского.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 5-я
    В пятой части представлены исторические фотографии колокольни и трапезной монастыря. Частично представлены и несколько современных фотоснимков с изображениями государственных и церковных деятелей, а также некоторых известных монахов Россикона.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Соборный храм, гости обители и братия Россикона. Часть 6-я
    В шестой части представлены исторические и современные фотографии главного храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Читатели познакомятся с фотоснимками, где изображены глава Российского государства, известные в России церковные деятели, а также братия современного Россикона.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 7-я
    В седьмой части представлены исторические и современные фотографии фасада и интерьера Покровского храма и некоторых параклисов, а также изображения и фотоснимки библиотеки, нового музея и монастырского двора.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 8-я
    В восьмой части представлены исторические и современные фотографии фасадов и интерьеров двух архондариков (гостиниц ) и монастырского кладбища.

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.