• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 8-я

    В восьмой части представлены исторические и современные фотографии фасадов и интерьеров двух архондариков (гостиниц ) и монастырского кладбища.

    172. Архондарик (слева от храма) 172. Архондарик (слева от храма)
        

    „…Привратник повел нас в гостиницу. Она стояла прямо на берегу моря. Это было массивное четырехэтажное здание с толстыми стенами, широкими, но низкими и темноватыми коридорами, с каменным полом, по которому шаги особенно гулко давались… ( 1926; И. А. Гарднер; c. 26 и 27).

    173. На пути в архондарик. Cовременное фото, автор которого неизвестен 173. На пути в архондарик. Cовременное фото, автор которого неизвестен
      

    174. Архондарик. 2001 г. Фото А.Г. Холодюк 174. Архондарик. 2001 г. Фото А.Г. Холодюк
        

    „…Вновь прибывшие паломники идут на регистрацию в архондарик (ресепшен по-мирскому), где предъявляют свой паспорт и диамонитирион и получают ключи от кельи. Она представляет собой комнату четыре на три метра, с окошком, двумя узкими деревянными кроватями с тонкими матрасиками, двумя тумбочками, вешалкой для одежды и все… Хотя нет – на стене висит большая икона. Таких келий четыре этажа, примерно по 50 на этаж. Душ и туалет в конце длиннющего плохо освещенного коридора. На двери каждой кельи прикреплен плакат, информирующий о правилах поведения…“ (Александр Толстик. Портал газеты «Туризм и отдых»).

    175. Рукомойник в архондарике. Фото: А. Толстик (Портал газеты «Туризм и отдых») 175. Рукомойник в архондарике. Фото: А. Толстик (Портал газеты «Туризм и отдых»)
        

    176. В монастырской гостинице на Афоне. Художник: Д. Белюкин. 1997 176. В монастырской гостинице на Афоне. Художник: Д. Белюкин. 1997
        

    На картине изображен, по всей вероятности, иеромонах Исидор, отвечавший за работу магазина церковной утвари и икон, который сначала и приблизительно до 2002 г.(?) находился в архондарике. Рядом с магазином была и келия отца Исидора. Ныне магазин находится на территории монастырского двора, неподалеку от Главной порты.

    177. В монастырском магазине церковной утвари и икон. (1942 г.). Из личного фотоальбома солдата военно-воздушных сил Франции (См.: 3) 177. В монастырском магазине церковной утвари и икон. (1942 г.). Из личного фотоальбома солдата военно-воздушных сил Франции (См.: 3)
        

    178. Церковь Преображения в архондарике. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв) 178. Церковь Преображения в архондарике. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв)
        

    179. Внутренний вид Преображенской церкви. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв) 179. Внутренний вид Преображенской церкви. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв)
        

    180. Дорога, ведущая из архондарика к Главной порте монастыря 180. Дорога, ведущая из архондарика к Главной порте монастыря
        

    181. Восстановленное здание «Царского архондарика». Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв) 181. Восстановленное здание «Царского архондарика». Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв)
        

    182. Царские покои («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов (1942) Из личного фотоальбома солдата военно-воздушных сил Франции (См.: 3) 182. Царские покои («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов (1942) Из личного фотоальбома солдата военно-воздушных сил Франции (См.: 3)
        

    183. Царские покои («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов 183. Царские покои («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов
      

    Царские покои «сгорели, по одной версии, при пожаре, а по другой версии, при ограблении и поджоге. Историческую правду установить пока не представляется возможным…» (Cм.:8).

    184. Царский архондарик в начале прошлого века. Фото из архива Свято– Пантелеимонова монастыря 184. Царский архондарик в начале прошлого века. Фото из архива Свято– Пантелеимонова монастыря
      

    Прежде чем представить следующие два фото из тех же Царских покоев времен Второй мировой войны, обратимся к истории. После нападения на Грецию германские войска оккупировали Афон, где был назначен немецкий комендант Святой Горы (См.: 5 и 7). В первые месяцы оккупации cтраны Священный Кинот в 1941 г. направил германскому руководству и лично рейхсканцлеру Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения. В нем подчеркивалась уникальность монашеской жизни на древнем Афоне и мирная жизнь в молитвах и постах обитающих там отшельников (Там же). Вскоре после отправки письма в Берлин на Афон прибыла группа немецких офицеров. Ответ властей Германии отнoсительно сохранения Святой Горы был положительным. Афонским монастырям гарантировалось сохранение прежней автономии и правил управления жизнью обителей. Далее на Афонском полуострове были размещены караульные посты германской армии. Доступ мирянам на Афон перекрыл германский гарнизон. Во многих афонских монастырях, в том числе и в Зале торжественных приемов Пантелеимоновой обители, временно были вывешены фотографии или большие рисованные портреты Гитлера. В августе-сентябре 1941 г. под руководством профессора византийских исследований Мюнхенского Университета Франца Дёльгера была проведена немецкая научная экспедиция на Святую Гору, результаты которой были опубликованы в объемной книге, изданной в сентябре 1943 г. в Баварии (См.:9). Ни один из афонских монастырей во время оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления.

    185. Монах Василий Кривошеин и германские офицеры в Залe торжественных приемов «Царского архондарика» (1941г.).Фото из архива немецкой экспедиции 1941 г. 185. Монах Василий Кривошеин и германские офицеры в Залe торжественных приемов «Царского архондарика» (1941г.).Фото из архива немецкой экспедиции 1941 г.
        

    186. В Зале торжественных приемов „Царского архондарика“ (1941г). Во втором ряду в центре висит портрет фюрера 186. В Зале торжественных приемов „Царского архондарика“ (1941г). Во втором ряду в центре висит портрет фюрера
      

    186(1). Фрагмент предыдущего фото. – Примечание автора. Более подробную информацию об этом фото можно прочитать здесь: (23) 186(1). Фрагмент предыдущего фото. – Примечание автора. Более подробную информацию об этом фото можно прочитать здесь: (23)
        

    187. В Зале торжественных приемов «Царского архондарика» (1964 г.) 187. В Зале торжественных приемов «Царского архондарика» (1964 г.)
      

    Этот снимок впервые был опубликован в книге об Афоне („Mount Athos. Hardcover – Import, 1966“), авторами которой являются: J. Norwich, R. Sitwell и A. Costa.

    188. Пожар в Свято-Пантелеимоновом монастыре. 1968 г. Горят «Царские покои» (23) 188. Пожар в Свято-Пантелеимоновом монастыре. 1968 г. Горят «Царские покои» (23)
      

    В ноябре 1968 г. «Царские покои» сгорели, «по одной версии, при пожаре, а по другой версии, при ограблении и поджоге». В одной греческой газете появился фотоснимок этого пожара (23) c таким подзаголовком: «Новая напасть на Святой Горе. В огне погибла большая часть Свято-Пантелеимонова монастыря». Историческая правда об этом страшном пожаре пока неизвестна.

    189. Вид со стороны архондарика на монастырское кладбище („горка“,“костница“). Предположительно, фотоснимок сделан около 1910 г. Автор фото неизвестен (См.: 3) 189. Вид со стороны архондарика на монастырское кладбище („горка“,“костница“). Предположительно, фотоснимок сделан около 1910 г. Автор фото неизвестен (См.: 3)
      

    …Монастырское кладбище с храмом свв. апостолов Петра и Павла (на фото – cправа, среди кипарисовых деревьев) находится за пределами монастыря с его юго-восточной стороны. В храме кубической формы, над которым возвышается типичный для Святой Горы купол, крытый каменной черепицей, регулярно служатся панихиды и литии по усопшей братии (6, с. 102).

    190. Храм свв. Петра и Павла на кладбище. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв) 190. Храм свв. Петра и Павла на кладбище. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий (Королёв)
        

    191. Зимой на кладбище 191. Зимой на кладбище
        

    192. На кладбище 192. На кладбище
      

    …Само кладбище Пантелеимонова монастыря, на первый взгляд, ухожено не самым лучшим образом: все, кроме могил и тропинок, заросло травой, но на холмиках не угасает огонь лампад. Имеются в стороне и несколько покривившихся от времени и ушедших в землю крестов. Здесь – безымянные могилы. Вокруг кладбища – идиллический пейзаж с устремленными в ночное звездное небо кипарисами, цветущим по весне миндалем, а также маслинами и виноградом. Летними ночами здесь стрекочут неугомонные сверчки, а по утрам из кладбищенского сада доносится пение птиц (11, c.40).

    193. Уголок кладбища 193. Уголок кладбища
      

    …По большому счету, монах не нуждается не только в гробе, но и в каком-либо памятнике. На его могиле стоит скромный деревянный крест с лампадой – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. На могилах нет привычных цветочных венков, на кладбище не едят и не пьют, здесь не льют вино на холмик, не оставляют на могиле рюмку водки и кусок хлеба, как это мы нередко видим в миру (11, c. 34).

    194. В храме свв. Петра и Павла 194. В храме свв. Петра и Павла
      

    …По прошествии нескольких лет (трех, а в иных монастырях – пяти лет и более) могилу раскапывают и вынимают череп и кости. Если тело усопшего истлело полностью, кости чисты и имеют желтоватый цвет, считается, что это признак особой духовности и праведности почившего. После вскрытия могилы тела усопших находят обычно истлевшими и кости обнаженными. Бывает и так, что труп полностью не разложился. Но не земля виновата в том, что тело не истлело, а грехи почившего. «Тело не принято землей», значит, рассуждают монахи, усопший вел не вполне праведную жизнь. Считается, что посмертная жизнь такого монаха трудна, поэтому могилу зарывают снова и назначают особо горячо молиться за усопшего брата. Монахами усугубляются молитвы за покойного, они читают разрешительную молитву, «тянут» за покойного четки, чтобы вымолить у Бога его нераскаянные или забытые грехи, и тогда тело скоро распадается. После эксгумации череп и кости обычно омываются в воде с вином и насухо вытираются хлопчатобумажной тканью. Затем они переносятся в усыпальницу – костницу (11,c.34-35).

    195. В храме свв. Петра и Павла (до реставрации) 195. В храме свв. Петра и Павла (до реставрации)
        

    196. В храме свв. Петра и Павла (до реставрации) 196. В храме свв. Петра и Павла (до реставрации)
        

    197. Костница в Афонском монастыре. Любительское фото 197. Костница в Афонском монастыре. Любительское фото
        

    198. Оформление в кладбищенском храме 198. Оформление в кладбищенском храме
      

    …Монастырские иконописцы – монахи Ефрем и Варсонофий, послушник Димитрий. В 2004 году они принимали участие в реставрации кладбищенской церкви. Отец Варсонофий поет в хоре, к тому же по ночам печет хлеб, а днем работает с кистями и красками. Во время коротких перерывов отец Ефрем отложит в сторону кисти и краски, отломит кусочек свежевыпеченного хлеба, который ему приносит отец Варсонофий, и сделает несколько глотков несладкого чая. На несколько минут закроет уставшие от напряжения глаза, снимет старомодную оправу очков и задумается. Потом достанет любимый томик творений преподобного Ефрема Сирина и на некоторое время углубится в чтение. Вдруг задержится на какой-то странице, отложит книгу, переведет взгляд в морскую даль, тронет за плечо или тихо позовет трудника и молча укажет ему то место в книге, которое рекомендует прочитать.

    «Дни текут и улетают, часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе, ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не останется неподвижной и жизнь рожденного от жены. Бог определил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый

    день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей, и каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою, часы подламывают здание ее, и ты спешишь к концу своему, потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники, скрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе с днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя. Жизнь, которой живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с ней уходит, и в быстром полете времени часы уходят, исчезают и обращаются в ничто! Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь: нет ей возможности остановиться и стать на одном месте!» (11, c.39-40).

    199. Черепа в кладбищенском храме 199. Черепа в кладбищенском храме
      

    …Вынутые из могил кости усопших иноков «сортируются», затем помещаются в общие ящики или специальные полукруглые ниши: «ножные» – к «ножным», «ручные» – к «ручным» и т.д.

    По свойству и цвету костей, особенно черепа, монахами-святогорцами определяется праведность земной жизни покойного.

    – Кости святых и праведных мужей, – рассказывает иеромонах Иоаким (Сабельников), – как правило, чисты, они желтого цвета, иногда издают благоухание и даже источают капли мира. Это – «признак особой духовности покойного». Кости белого цвета свидетельствуют о помиловании и спасении души усопшего. Значит, его покаяние перед Богом принято, и он удостоен прощения грехов. Кости темно-зеленого цвета и смрадные по запаху свидетельствуют о печальной участи души усопшего и его смертных грехах (11, c.37-38).

    200. Полки с черепами в кладбищенском храме 200. Полки с черепами в кладбищенском храме
      

    …В истории монастыря известен такой факт: 7 ноября 1840 года после малой вечерни была открыта могила схимонаха Никодима. Когда вынули и обмыли его кости, они оказались желты и благоуханны. Кости положили в корзину и, по обычаю, внесли в церковь на всенощное бдение. Во время бдения благоухание от костей так усилилось, что заглушило собой церковный фимиам, и в самом алтаре ощущалось оно священнослужителями. Когда с зажженной свечой иеромонахи подошли к костям усопшего, то увидели, что из ушных отверстий черепа текли две струи благоуханного мира, от которого на всю церковь разносилось благоухание. Монахи сразу поняли, почему из сухой кости истекло миро: вспомнили, что почивший отец Никодим был чтец и певец и так любил Священное Писание, что день и ночь был готов слушать его без утомления ( 11, c. 37; cм. также: 22 ) .

    201. Фрагмент интерьера в кладбищенском храме 201. Фрагмент интерьера в кладбищенском храме
        

    202. Стенд со стихотворным текстом назидательного характера в кладбищенском храме 202. Стенд со стихотворным текстом назидательного характера в кладбищенском храме
      

    …Не только на афонском, но на всяком кладбище погружаешься в размышления и, стоя над чужими могильными холмиками, начинаешь мысленно расплетать непростое кружево собственной жизни. Особенно в костнице, возле длинных полок с беззубыми черепами с черными глазницами, невольно чувствуешь горечь плодов от своих грехов и вспоминаешь о том, как прошла, проходит и как должна бы проходить твоя земная жизнь. «Хочешь – не хочешь, – говорят монахи, – а кладбище для кого-то ближайшее, для кого-то отдаленное, но для всех – неминуемое будущее». Посещение кладбища Пантелеимонова монастыря заставляет паломников задуматься о неотвратимости смерти и о том, что жизнь на тебе не кончается. Об этом говорят и слова, начертанные на видном месте в усыпальнице:

    «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы» (11, с. 41.).

    203. Чтение Псалтири. Фото неизвестного автора 203. Чтение Псалтири. Фото неизвестного автора
      

    По воспоминаниям А. И. Гарднера, в кладбищенской церкви «постоянно читалась Псалтирь» (1926, И. А. Гарднер; с.45)

    …Двери братской усыпальницы всегда открыты, и здесь часто можно видеть молодых и старых монахов, приходящих сюда поодиночке, чтобы помолиться о своих усопших братьях.

    – Наши умершие братья, – говорит иеромонах Макарий, – хотя и навсегда отошли от нас, хотя и пребывают временно плотью в земле, а душой они, конечно, у Господа. Они не исчезли, а продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью перед очами Божиими. Помните, Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, и ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). Монахи не сомневаются, что и усопшие братья молятся о них, потомках. Говорят, что души усопших продолжают видеть тех братьев, с кем они расстались. Благочестие живых братьев доставляет усопшим монахам радость. Ведь на земле монахи готовятся к исходу из этого мира – в небесное отечество. Ибо на земле они лишь «пришельцы и странники»… ( 11, c. 37-38 ).

    Продолжение следует

    Анатолий Холодюк

    Литература.

    1. Deutsches Archäologisches Institut Berlin. Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. – Wasmuth, 2000.

    2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonos. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. –Wasmuth, 2000.

    3. Аthос Agion Оrос. Pictures and stories about the Holy Mountain. – Электронный ресурс http://athosweblog.com

    4. Fennell N. The Russians on Athos. – Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt/M., New York, Wien: Verlag Peter Lang, 2001.

    5. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. – См.:
    Вестник ПСТГУ II: История. История Русской
    Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96–134.

    6. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. –Издание Русского на Афоне Свято– Пантелеимонова монастыря. – Москва, 2002.

    7. Шкаровский М. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. – 2015 ( Электронная версия).

    8. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. Электронный ресурс http://www.isihazm.ru

    9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr.E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A.Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. –München: Verlag F.Bruckmann,1943.

    10. Афон в альбоме вел. Кн. Константина Константиновича. – Электронный ресурс http://ippo.ru

    11. Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). – Мюнхен, 2011. –175 c.

    12. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников. – Ж.: Вестник архивиста. 2002, № 1. С. 64-82.

    13. Aфонский церковный календарь на 2007 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2006. – 302 с.,VIII c.

    14. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9- е. – Москва. 1902.

    15. Псалтирь с изъяснением святых отцов и учителей Церкви. 3 -е изд.– Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2001. – 800 с.

    16. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря.- М.: 2004. - 640 с.

    17. Aфонский церковный календарь на 2008 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007. – 262 c.

    18. Гарднер И. А. Афон. Впечатления и воспоминания.-- Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2011. -- 272 с.

    19. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. . – Электронный ресурс: www.icon-art.info

    20. Холодюк А. Стояла на том месте старая маслина. Из истории Афона. – Электронный ресурс: www.russian-inok.

    21. Афонский архив ХХ века. Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. 1917- 1941.—Брюссель, 2014. -- 352 с.

    22. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария / Авт.-сост. Иоаким (Сабельников), иеромонах. М., 2001. Кн. 1., c. 316.

    23. Холодюк А. Потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.-- Cм.:http://ruskline.ru/analitika/2015/08/13/potaennaya_stranica_v_istorii_russkogo_svyatopanteleimonova_monastyrya_na_afone/

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 1-я
    В статье представлены (c комментариями) малоизвестные и редкие изображения некоторых построек и интерьеров зданий Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, а также обители Ксилургу, Старого (Нагорного) Русика и скита Хрумица.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 2
    Во второй части представлены малоизвестные и редкие фотографии, а также отдельные произведения изобразительного искусства с панорамными видами Свято-Пантелеимонова монастыря с востока, запада и со стороны монастырской пристани.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 3
    В третьей части представлены исторические и малоизвестные фотографии, а также некоторые произведения современного изобразительного искусства с видами побережья, пристани и монастырской набережной. Публикуются и несколько современных фотографий названных объектов.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 4
    В четвертой части представлены фотографии некоторых икон со стилизованными изображениями Россикона, а также несколько фресок и графических работ с видами cвятогорской обители. Здесь же представлено редкое прижизненное фото прп. Силуана Афонского.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 5-я
    В пятой части представлены исторические фотографии колокольни и трапезной монастыря. Частично представлены и несколько современных фотоснимков с изображениями государственных и церковных деятелей, а также некоторых известных монахов Россикона.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Соборный храм, гости обители и братия Россикона. Часть 6-я
    В шестой части представлены исторические и современные фотографии главного храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Читатели познакомятся с фотоснимками, где изображены глава Российского государства, известные в России церковные деятели, а также братия современного Россикона.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 7-я
    В седьмой части представлены исторические и современные фотографии фасада и интерьера Покровского храма и некоторых параклисов, а также изображения и фотоснимки библиотеки, нового музея и монастырского двора.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.