• Балканы, Афон, Константинополь
  • «Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна»

    11 июля 1993 года отошел ко Господу известный подвижник и духовный писатель архимандрит Софроний (Сахаров). Почтим память старца, вспомнив его наставления.

        

    Архимандрит Софроний родился в Москве, в православной купеческой семье, и прожил долгую жизнь, вместившую в себя почти весь XX век с его трагическими событиями, научными открытиями и техническими достижениями. Старец дожил почти до 97 лет и был горящим светильником для всех, кто встретился ему на жизненном пути.

    Обер-офицер инженерных войск в Первую мировую войну и талантливый студент Академии художеств, он пережил два ареста ЧК и Лубянку, был успешным художником в Париже, а затем уехал на Афон. Подвизался в русском монастыре святого Пантелеимона, а потом и как отшельник на «страшной» Карулии – в суровом месте подвигов афонских аскетов. Жил в полной нищете, когда сокровищем становилась пустая консервная банка – из нее можно было пить воду.

    Архимандрит Софроний (Сахаров) Архимандрит Софроний (Сахаров)
    Отец Софроний стал учеником преподобного Силуана Афонского, находился при нем неотлучно с 1930 по 1938 год – до кончины преподобного – и написал книгу «Старец Силуан». Эта книга в кратчайший срок нашла отклик у широкого круга читателей – от новоначальных до ученых-богословов и монашествующих. Также известны его книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть».

    В 1959 году старец основал монастырь святого Иоанна Предтечи в юрисдикции Константинопольского Патриархата в графстве Эссекс в Великобритании. Будучи настоятелем этого монастыря, он приобрел известность как выдающийся духовник, стяжавший дар духовного рассуждения. Тысячи людей из разных стран приезжали к нему за духовным советом. Было много случаев исцелений по молитвам старца и при его жизни, и после его смерти.

    Почтим память старца, вспомнив его наставления.

    Обстоятельства жизни

        

    «В зависимости от того, как человек живет, складываются и внешние обстоятельства его жизни. Иногда по причине наших внутренних ошибок или, наоборот, исправлений изменяются к худшему или лучшему и внешние условия жизни…»

    «Прежде чем совершить что-либо, нужно ждать, пока Господь даст на это силы. Например, если у нас есть желание уйти на Святую Гору, но нет сил на этот шаг, то, даже и исполнив его, мы не получим никакой пользы».

    «Если Бог ожидает чего-либо от нас, то дает нам энергию, и благодать, и силу на совершение этого».

    О семейной жизни

        

    О выборе спутника жизни старец говорил: «Чтобы сделать выбор, необходима молитва. Чтобы сделать правильный выбор и для того, чтобы Бог дал подходящего человека, нужна сильная молитва».

    «Благословение и молитва матери играет большую роль в жизни ребенка, поскольку обычно мать молится с болью. А молитва, творимая с болью, имеет особую силу».

    «Великое значение имеет тот факт, если в ребенке течет кровь молящихся родителей и если мать молилась, когда ребенок был еще в утробе».

    «Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».

    Одна женщина спросила старца, каким молоком ей кормить свое дитя: своим или коровьим. Старец ответил: «Кто его родил: вы или корова?».

    О пище

    «Пища дает энергию телу. Мы нуждаемся в ней, чтобы трудиться и иметь силы для молитвы. У молящихся энергия пищи преобразуется в духовную энергию. У тех, кто молится немного, избыточная энергия пищи преобразуется в страсть и чревоугодие».

    Общение с другими людьми

        

    «Если кто искушается при общении с нами, предпочтительнее удаляться от таковых».

    «Дерзость часто бывает пожигающим огнем. Поэтому требуется простота, а не дерзость».

    «Если хочешь кого-нибудь погубить, скажи ему, что у него прекрасный голос или похвали его за какую-нибудь его добродетель».

    «Даже совершенные претерпевают вред, когда слышат похвалу».

    «Мы должны уважать свободу другого человека. То, что делается по принуждению, не пребудет ни во времени, ни в вечности».

    Благодать Божия

    «Когда к нам приходит благодать Божия, мы уже здесь живем в измерении вечности».

    «Самое главное в духовной жизни – стремиться получить благодать Святого Духа. Она изменит нашу жизнь (прежде всего внутренне, а не внешне). Мы будем жить в том же доме, в той же обстановке и с теми же людьми, но жизнь наша будет уже другой. Но возможно это только при определенных условиях: если мы будем находить время молиться пламенно, со слезами на глазах. С утра просить благословения Божиего, чтобы молитвенный настрой определил весь наш день».

    «Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна».

    О молитве

        

    «Мы сможем полюбить других через молитву о них. Чтобы понять, чем живет другой человек, следует молиться за него от всего сердца. Тогда мы сможем увидеть и его нужды, ища способ, как облегчить их».

    «Помыслы, приходящие во время молитвы, выявляют самые сильные из одержащих нас страстей. Затем нам предлежит подвиг и решительная борьба за исцеление от сих страстей. Прежде всего для этого необходимо исповедаться духовному отцу и искать наставления. Так молитва обнаруживает страсти, а покаяние по благодати исцеляет их».

    Один брат пожаловался старцу, что плохо понимает книги святых отцов. Старец ответил: «Когда мы читаем сочинение какого-нибудь святого отца, мы должны молиться этому святому отцу, чтобы понять его слово так, как понимал его сам автор».

    Мир в сердце

        

    «Лучше предпочесть малый духовный труд, но с миром в сердце, чем стремиться ко многому и потерять сердечный мир».

    «Лучше быть духовно на уровень ниже, но с миром в душе, чем выше с треволнениями».

    «Простые люди приходят в умиление от малого, и это придает им силу. Но они также жалуются и ропщут от пустяков и легко изматываются ими».

    Многословие

        

    «Святые отцы не искали многих слов. Получив единое духовное слово, они уходили в пустыню и жили многие годы, питаясь этим единым словом и стараясь исполнять его. Мы же говорим и слышим многие слова, но ничего не делаем, чтобы их исполнить. Многословие ослабляет духовно».

    «Беседуя о вещах, не познанных лично и превосходящих наше разумение, мы воздвигаем перед собой непреодолимую преграду (стену), не позволяющую нам затем пережить это опытно».

    Духовное рождение и смерть

        

    «Духовное рождение человека сотрясает весь мир, подобно тому, как сотрясается всё вокруг, когда самолет преодолевает звуковой барьер».

    «Человек, идущий к Богу, после упокоения и выхода из своей физической телесной оболочки, подобно запуску космического корабля, взлетит в мощнейшем порыве к Богу. Если человек постоянно стремится к Богу, то и по смерти он, как ракета, понесется к Богу».

    «Увлеченная любовью к Богу, покинув тело, душа пойдет к Богу; или, обратное сему: оттолкнувшись от Бога, она двинется “во тьму внешнюю” – к нескончаемым терзаниям противоположного любви состояния».

    «Читал я об одном несчастном случае на авиационном заводе. Один инженер испытывал работу одного реактивного мотора. Двигаясь кругом пущенной машины, он, по неосторожности, попал в поток воздуха, который захватил его и, оторвав от земли, понес в направлении мощного двигателя. Ассистент инженера, увидев эту сцену, немедленно остановил мотор. Подбежав к упавшему на пол коллеге, он нашел его мертвым.

    Ищущий молитву тоже может быть захвачен ее стремлением и оказаться вырванным из этого мира. Возвратившись, он также бывает “мертв” для страстных интересов и материальных стяжаний: он не будет искать никакой карьеры; он не слишком печалится, будучи отвергаем, и не гордится хвалимый; он забывает о прошлом, не прилепляется к настоящему, не заботится о земном будущем. Новая жизнь, исполненная Света, открылась ему и в нем; детские развлечения, занимающие огромное число людей, перестают интересовать его».

    Источник: Православие.Ru

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.