• Балканы, Афон, Константинополь
  • Афонские новости

    Свято-Троицкому Островоезерскому женскому монастырю передана Иверская икона Божией Матери, написанная на Святой Горе Афон - Известный архитектор Петр Анисифоров будет строить храм на горе Афон - В Греции издана книга, посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне

    ***

    Свято-Троицкому Островоезерскому женскому монастырю передана Иверская икона Божией Матери, написанная на Святой Горе Афон

    7 июня в Свято-Троицком Островоезерском женском монастыре, расположенном в городе Ворсме Павловского района Нижегородской области (Выксунская епархия Нижегородской митрополии), состоялась торжественная церемония передачи обители Иверской иконы Божией Матери, написанной на Святой Горе Афон.

    Встречу иконы возглавили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и епископ Выксунский и Павловский Варнава. Крестным ходом по территории монастыря образ принесли в Троицкий храм и перед ним был совершен молебен.

    В том же храме митрополит Георгий возглавил Божественную литургию. Главе митрополии сослужили епископ Варнава и клирики митрополии. На богослужении молились настоятельницы и сестры женских монастырей Выксунской епархии, многочисленные прихожане и паломники из Выксы, Нижнего Новгорода, Москвы, Павлова.

    По словам старшей сестры Островоезерского монастыря монахини Серафимы (Беляевой), афонское происхождение прибывшей иконы не случайно: Афон - монашеский полуостров, а монастырь в Ворсме находится на острове посреди озера. Кроме того, Иверская икона Божией Матери именуется Вратарницей и является хранительницей Афона. Насельницы обители в Ворсме надеются, что Вратарница возьмет под Свой покров и их монастырь. Для образа планируется соорудить специальный киот[1].

    ***

    Известный архитектор Петр Анисифоров будет строить храм на горе Афон

    На днях барнаульский архитектор Петр Анисифоров вернулся из Греции, с Афона, где вместе с сыном Сергеем, который также будет работать над этим уникальным проектом, осмотрел место и произвел обмеры. Афон – это одновременно и полуостров, и гора, и Автономное монашеское государство Святой Горы, и Удел (Сад) Богородицы. Афонские монахи писали иконы для всего православного мира, и в старые времена общины из Барнаула и алтайских деревень заказывали им такие иконы – чудом уцелевшие образа афонского письма есть, например, в Никольском храме Барнаула, – это икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть».

    Еще одна ниточка между Барнаулом и Афоном – судьба Иннокентия Сибирякова, сибирского промышленника, наследника огромного состояния, которое он «поставил на службу людям». В том числе в конце XIX века он пожертвовал 10 тысяч рублей на строительство в Барнауле Народного дома (ныне филармония). В 1894 году Сибиряков ушел в монахи, в 1896 году уже иноком уехал на Афон, где окончательно поселился в 1898-м. На его средства здесь были построены собор Андрея Первозванного, огромный, вмещавший около пяти тысяч человек, и келия Святителя Иннокентия Иркутского. Схимонах Иннокентий умер в 1901 году, на 42-м году жизни. На Афоне и в России схимонах Иннокентий (Сибиряков) Афонский почитается как подвижник благочестия.

    К большому сожалению, в 2001 году пожар уничтожил собор Андрея Первозванного и серьезно повредил келию Иннокентия Иркутского. Созданное некоторое время назад Братство во имя схимонаха Иннокентия Сибирякова поставило целью восстановить и собор, и келию. Над проектом их восстановления и будут работать наши архитекторы под руководством Петра Анисифорова.

    – Сербы в 2014 году делали проект реконструкции собора и келии, но он не удовлетворил, не все понравилось. На Афоне есть игумен Алексей, наш земляк, один из членов братства. В феврале он был в Барнауле, зашел к нам. Увидел наш проект храма в Японии, а про храм в Антарктиде он уже знал. И предложил нам работать на Афоне… Говорю: «Надо ехать – место смотреть». И мы поехали, – рассказывает Петр Анисифоров.

    Место, где на Афоне жил схимонах Иннокентий, называется Каруля (каруля – канатная дорога, посредством которой на гору Афон доставляется часть грузов). Добраться до Карули само по себе паломничество.

    – Идешь в гору – сначала по ступенькам, а потом есть место, где держишься за цепи и идешь, буквально лезешь на гору… Все время в гору, с горы. Но потом привыкаешь… Монахи по этим дорожкам буквально бегают, – усмехается Петр Анисифоров. – Все строительные материалы туда надо будет привезти морем. Потом выгружаешь и дальше – на мулах.

    У Петра Анисифорова есть опыт восстановления храмов – в свое время он принимал участие в реконструкции Никольской церкви в Барнауле. Сейчас Анисифоровы ищут фотографии афонского собора Андрея Первозванного. Чертежей собора, а тем более келии Иннокентия Иркутского не сохранилось. Впрочем, как говорит архитектор, задачи восстановить один к одному нет.

    – Это будет авторское воссоздание. Фундаменты, стены остались – мы их обмерили, на этом будем основываться. Нам нужно сделать проект, и, может, в этом году начнется восстановление храма и келии, – говорит Петр Анисифоров.

    Отдельный разговор – впечатления от святого места. Анисифоровы жили по монастырскому распорядку.

    – В обычный день утренняя служба с 4 до 6 утра. А в воскресный – с 3 до 9 утра... – рассказывает Сергей Анисифоров. – Это, конечно, непросто выдержать. И живут на Афоне аскетично. Когда мы приехали в Салоники и поселились в обычной гостинице, крайне скромной, нам после монашеских келий уже показалось, что мы попали в пятизвездочный отель!

    Там высыпаешься за четыре часа, как я понимаю, это норма на Афоне. И вот еще что: мы с монахами вставали на молитву, и когда на молитве с трех ночи до девяти утра, то к девяти утра кажется, что умираешь. А как молитва закончилась – и ты полон сил! До поездки я читал, что Афон – такое место, где монахи молятся за весь мир. Но не верилось. А теперь, увидев все своими глазами, я понял, что в их быте, в их молитвах такая сила…[2]

    ***

    В Греции издана книга, посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне

    «Присутствие русских монахов на Афоне: XI – XX вв.» – под таким названием издана в Салониках (Греция) на русском языке книга известного греческого византиниста и специалиста по афонскому наследию, доктора исторических наук, профессора Антонио-Эмилиоса Н. Тахиаоса[3].

    В своей книге автор прослеживает тысячелетнюю историю развития русского монашества на Святой Горе Афон от времен святого равноапостольного князя Владимира Киевского до средины ХХ века, когда автору довелось много поработать в архивах Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и других святогорских обителей.

    По мнению проф. Тахиаоса, святогорский Акт 1016 г., хранящийся в архиве Великой Лавры, однозначно подтверждает факт существования древнерусского монастыря на Афоне вскоре после Крещения Киевской Руси. Как отмечает ученый, «никак нельзя усомниться в том, что здесь перед нами находится свидетельство о существовании русского монастыря на Святой Горе».

    Проф. Тахиаос полагает, что первым древнерусским монастырем на Афоне была Свято-Успенская Богородичная обитель Ксилургу (Древодел), название которой зафиксировано в святогорских актах Х века. Здесь же, по мнению ученого, проходил духовное обучение и становление «начальник всех русских монахов» прп. Антоний Киево-Печерский. Как пишет проф. Тахиаос, «когда на Афон прибыл святой Антоний, русское монашество уже обрело там некие традиции. Приехав на Афон, святой Антоний обнаружил там полностью сформировавшийся русский монастырь, в котором и остановился, посетив перед тем, вероятно, и другие обители, где имелись славянские монахи».

    В книге дан обзор истории русского монашества на Святой Горе. Особое внимание уделено расцвету «Русского Афона» в XIX в., а также трагическим страницам в истории русских святогорцев после богоборческой революции 1917 г. в России.

    Состоит книга из шести глав: 1. Первые контакты русских с Афоном; 2. Создание русского монастыря на Афоне; 3. Выдающиеся русские монахи на Афоне в XIV-XV вв.; 4. Личности XVIII – XIX веков; 5. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне и XX век; 6. Приложения.

    Книга снабжена большим количеством редких фотографий из личного архива А. Тахиаоса. Издание будет интересно всем, кто интересуется церковной историей и наследием Афона.

    Об авторе: Антоний-Эмиль Н. Тахиаос (Салоники, Греция) – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Афинской Академии, заслуженный профессор Салоникского Университета им. Аристотеля, зарубежный член Сербской и Болгарской академий наук, почетный президент Греческого общества славистов, почетный председатель Международного института афонского наследия на Украине, председатель научного общества Кирилла и Мефодия, член редколлегии научного альманаха «Афонское наследие».


    [1] http://www.nne.ru/news.php?id=350460

    [2] http://www.ap22.ru/paper/Afon-Barnaul.html

    [3] http://www.afonit.info/novosti/novosti-afona/v-gretsii-izdana-kniga-prof-takhiaosa-posvyashchennaya-1000-letiyu-russkogo-monashestva-na-afone

    Смотри также:

    Кишинев: в Чуфлинский монастырь с Афона прибыла икона Божией Матери «Геронтисса»
    Святыня будет доступна для поклонения в Чуфлинском монастыре в течение месяца

    Список Троеручицы принесен со Святой Горы Афон в Сербию
    Список чудотворного образа Пресвятой Богородицы принесен в обитель святого Луки Бошняне, расположенную в Центральной Сербии.

    Афонские новости
    На острове Лемнос торжественно встретили частицу Животворящего Древа Креста Господня - В греческий город Лариса принесена икона Пресвятой Богородицы Геронтисса - Один из самых известных афонских певчих принял участие в вечере византийской музыки

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.