• Балканы, Афон, Константинополь
  • Архиерейский Собор отлучил бывшего епископа Артемия от Церкви

    Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение об отлучении от Церкви бывшего монаха Артемия (Радосавльевича) и бывшего иеромонаха Николая (Николича).

    «Ввиду того, что Марко Радосавльевич, бывший монах Артемий и бывший епископ Рашко-Призренский, остался глух ко всем попыткам Сербской Православной Церкви вернуть его с пути раскола к единству с Матерью-Церковью, на основании статьи 69 (пункта 29) Устава Сербской Православной Церкви, а также в соответствии с 15-й статьей “Положения о церковных преступлениях”, его и Негослава Николича, бывшего иеромонаха Николая, “рукоположенного” Артемием в псевдохорепископа вымышленной Старорашской и Лозницкой епархии, бессрочно исключить из церковного единства, с надеждой и молитвой ко Господу о ниспослании им покаяния как единственного пути спасения и возвращения в Церковь Божию, всегда с радостью принимающую кающихся», – говорится в официальном сообщении Собора, опубликованном 29 мая 2015 года.

    Собор призвал монашествующих и мирян, принимавших участие в богослужениях и оказывавших поддержку раскольничьей деятельности, вернуться к каноническому порядку и евхаристическому единству с Православной Церковью и напоминает им, что таинства, совершаемые упомянутыми лицами, не являются таковыми.

    В ходе работы Архиерейского Собора 25 мая 2015 года бывшему епископу Артемию было направлено письмо с призывом встать на путь единства, диалога и мира. Однако последний сначала отказался принять этот акт, а после публикации его на официальном сайте СПЦ направил письмо на имя Святейшего Патриарха Иринея, в котором отрицал свое пребывание в расколе и перекладывал всю вину за сложившуюся ситуацию на патриарха и Собор.

    Напомним, что бывший епископ Артемий был окончательно отстранен от управления Рашко-Призренской епархией на заседании Архиерейского Собора 4 мая 2010 года и пребывал на покое в монастыре Шишатовац (Сремская епархия). Однако в своем письме от 13 сентября 2010 года он неожиданно отказался признавать решения Собора и Синода, после чего актом Священного Синода от 15 сентября 2010 года был запрещен в служении.

    Во время следующего рабочего заседания Архиерейского Собора СПЦ в Белграде в ноябре 2010 года, будучи под запретом, епископ Артемий вместе с группой своих последователей – самовольно покинувших места служения и находящихся также под запретом клириков – ворвался на территорию Рашко-Призренской епархии и произвел попытку захвата двух монастырей на севере Косова. При этом он совершил вместе с находящимися под запретом клириками богослужение.

        

    В результате 18 ноября 2010 года Архиерейский Собор СПЦ принял решение об извержении епископа Артемия из сана.

    «На основании доказанных и им самим подтвержденных тягчайших канонических преступлений: священнослужения, находясь под запретом; отказа в послушании Священному Архиерейскому Собору, организации раскола и насильственного захвата некоторых монастырей Сербской Православной Церкви в епархии Рашко-Призренской при участии вооруженных людей и с физическими угрозами в отношении монахов этих монастырей – почисленного на покой епископа Рашко-Призренского Артемия лишить епископского сана и вернуть в ряды монашествующих», – говорилось в официальном акте Собора.

    Однако монах Артемий не признал решения Собора и вместе со своими последователями начал организовывать на территории других епархий псевдоцерковную структуру под названием «Рашко-Призренская епархия в изгнании». За прошедшие пять лет Артемием и его последователями практически по всей территории Сербии организована сеть так называемых «катакомб». Не являясь епископом, монах Артемий совершал рукоположения и монашеские постриги. Новым его деянием стала недавняя «хиротония» в хорепископы извергнутого из сана иеромонаха Николая (Николича) с присвоением ему титула «Старорашский и Лозницкий».

    Монах Артемий (Марко Радосавльевич) и «хорепископ Старорашский и Лозницкий» Николай (Негослав Николич). 26 апреля 2015 г. Монах Артемий (Марко Радосавльевич) и «хорепископ Старорашский и Лозницкий» Николай (Негослав Николич). 26 апреля 2015 г.
        

    После последней попытки призвать монаха Артемия к диалогу и отказа с его стороны Архиерейский Собор на своем майском заседании проанализировал его письма и послания так называемых «церковно-народных соборов» и принял решение об отлучении его от Церкви.

    «Согласно и вековому каноническому преданию Церкви, Собор принял решение, которым монаха Артемия (Радосавльевича) лишает монашеского чина и исключает его, вместе с неканоническим и беззаконно “рукоположенным” “хорепископом Старорашским и Лозницким” Николаем (Негославом Николичем) из церковного общения. Да будет известно с сегодняшнего момента и в будущем вплоть до их искреннего покаяния, что всякое таинство, совершенное ими, начиная с Божественной Литургии, представляет собой безблагодатное действие: их крещение – не крещение, их рукоположение – не рукоположение, их причастие – не Причастие. Их благословение – не благословение, а проклятие для тех, кто его принимает. Это особенно должны иметь в виду все те, кто по своей простоте и наивности соблазнены их обманом и духовной ложью, особенно соблазненные ими легковерные монахи и монахини, но также и простые верующие», – говорится в официальном сообщении Архиерейского Собора СПЦ от 29 мая 2015 года. Решение об отлучении указанных лиц от Церкви подтверждено и в официальном сообщении об итогах Собора, опубликованном 30 мая на сайте Сербской Православной Церкви.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.