• Балканы, Афон, Константинополь
  • Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 6. Отношение к образованию

    Святые Косма и Паисий никогда не отрицали важности знаний.

    Эпоха Космы Этолийского содержит много общего с сегодняшней действительностью. “Уже тогда носители идей Просвещения ставили знак равенства между национальной идентичностью и античными идеалами, параллельно недооценивая и даже отрицая Православие и Византийское наследие”1. Презрение к имперскому византийскому периоду греческой и славянской истории у наиболее радикальных просветителей вылилось в отрицание православной традиции и апелляции к дохристианским идеалам2. В свою очередь для святых Космы и Паисия Византия была «христианским царством» посланным «Всеблагим Богом»3.

        

    Особенностью образовательной концепции сторонников Просвещения и пост-Просвещения стало утверждение практического характера образования: школы должны учить детей «только тому, что пригодится им в их будущей профессии» 4. Философия Просвещения отдавала приоритет мирскому преуспеянию. Мораль, зовущую «к постоянному удовольствию на земле», она ставила выше морали, направленной «к небесному блаженству»5.

    Косма Этолийский и Паисий Святогорец исходили из более сложной системы координат – приоритет отдавали небесному, но никогда не забывали и о земном. Согласно старцу Паисию, основные направления детского воспитания - «безусловное уважение к человеческой личности как образу и подобию Божиему, христоцентризм (когда Христос является важнейшей педагогической и преобразующей человека силой) и сотереологический приоритет”6.

    Святые Косма и Паисий никогда не отрицали важности знаний. Косма Этолийский включал элементы научного просвещения в свои проповеди, а старец Паисий, напоминавший что представители его поколения «в начальной школе знало всю карту мира как свои пять пальцев”, полагал, что невежество может привести современных школьников к катастрофе7.

        

    Практическая деятельность Косма Этолийского по основанию школ, подготовке преподавателей и распространению учебной литературы общеизвестна. Старец Паисий в своих наставлениях также призывал ответственных лиц системно и ответственно заняться детским просвещением. Кроме того преподобный распространял образовательную (прежде всего историческую) литературу8.

    Просвещение Космы Этолийского и Паисия Святогорца «радикальнейшим образом отличается от просвещения западномыслящих интеллигентов»9. По мысли подвижников образование не просто дает сумму знаний, но и воспитывает человеческие качества. Косма Этолийский был против безнравственного образования, лишенного духовных ориентиров, и подчеркивал, что «школа открывает церкви, школа открывает монастыри»10. Фактически приобретение знаний рассматривалось у него как начальная ступень богопознания и духовного самосовершенствования.

    Подобным был и подход старца Паисия, который неоднократно говорил о центральном положении, которое должны занимать в процессе воспитания Христос и Церковь и требовал от всех ответственных лиц (родителей, учителей, чиновников от образования) ответственной и самоотверженной работы в этом направлении.

        

    «Когда с помощью Божией построите школу – возьмите учителя благочестивого. Если у него не будет благочестия – разрушит школу»11 подчеркивал, обращаясь к слушателям, Косма Этолийский. Образование в отрыве от традиции, лишенное нравственных ориентиров, становится не только не полезным, но и гибельным для человека. Именно поэтому святой Косма и его соратники по филокалическому движению полагали, что огромную угрозу таит в себе западная образовательная парадигма. Неоднократно критике подвергал ее и старец Паисий Святогорец. По его словам современное образование делает людей «похожими на роботов. Они теряют способность к суждению»12.

    Уверенные в том, что научное знание не противоречит знанию богословскому, Косма и Паисий, в отличие от европейских просветителей, их не противопоставляли. В то время как носители идей Просвещения понимали богословие как форму науки, полагая, что она дает объяснение, в том числе, и явлениям духовного порядка, сторонники традиционных ценностей не принимали такой подход. Наука занимается одной сферой человеческой жизни, богословие – другой, непостижимой с помощью рационалистической методологии.

    Твердо опираясь на предшествующую святоотеческую традицию святые Паисий и Косма выделяли два типа знания и познания: внутреннее (духовное) и внешнее (научное), первое занимается изучением Бога (нетварного), а второе мира (тварного). Они четко указывали на их различия и подчеркивали недопустимость их смешения, именно поэтому традиционалисты не принимали как схоластику, излишне смешивающую науку и богословие (которые должны дополнять друг друга), так и деизм, отрицавший метафизику и все необъяснимое с точки зрения простой логики.

        

    Оба подвижника много говорили о «Божественном Просвещении»: «если человек становится правильным христианином… то потом Бог извещает его даже больше и шире, чем того, кто читает [газеты]. Такой человек узнаёт не только то, что пишут, но и то, что собираются написать. Вам это понятно? К человеку приходит Божественное просвещение, и все его действия просвещены»13.

    “Чтобы постичь природу Пресвятой Троицы, надо сначала оставить зло и грехи, исповедоваться начистоту, причаститься Святых Христовых тайн с большим страхом и благоговением, и тогда Благодать Всесвятого Духа просветит наш разум и мы сможем её постичь”14, подчеркивал Косма Этолийский.

        

    В отличие от носителей просветительской идеологии, в центр мироздания православные традиционалисты ставили Бога, а не человека. Так, согласно Косме Этолийскому, человек не является всемогущим, не всесилен и человеческий разум. В своей жизни люди должны не только рассчитывать на собственные силы, но и полагаться на Бога, без помощи Которого сложно чего-либо добиться: «надейтесь на Бога…, и Он будет хранить вас…, если же вы возгордитесь и будете надеяться только на силу оружия, знайте: Господь не защитит вас»15.

    Косма Этолийский и Паисий Святогорец развивали православную антропологию: человек создан Богом по Его образу и подобию, поэтому жизнь на земле должна строиться в соответствии законами, данными Богом, а не изобретенными человеческим разумом. «Есть три закона: естественный – у иудеев, плотский – у турок-мусульман и духовный у христиан» 16, учил Косма Этолийский. Естественный закон основан на эгоизме и рационализме, плотский – на страстях и плотских наслаждениях, а христианский закон на любви и помощи ближнему. Говоря о «естественном законе», Косма явно подразумевал просветителей, развивавших идеи естественных права и закона17.

    Подобные идеи развивает и старец Паисий в своей небольшой заметке «Духовные законы». Он также противопоставляет естественным законам законы духовные, “потому что в них есть сердце, и здесь человек имеет дело со своим Творцом, Многоблагоутробным, Многомилостивым Богом”18.

    1 Металинос Георгий. Косма Этолийский – пророк новой Греции. // Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 9-10.

    2 Ν. Τωμαδάκη, «Κλασσικισμός, Διαφωτισμός και Αδαμάντιος Κοραής», Μνημοσύνη 6(1976-1977)94-116. Πρβλ. Π. Μαστροδημήτρη, Αναφορά στους Αρχαίους. Σταθμοί δημιουργικής αρχαιογνωσίας στη νεοελληνική ποίηση και φιλολογική σκέψη, Ίδρυμα Γουλανδρή - Χορν, Αθήνα 1994, σσ. 13-31.

    3 Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 176; Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 397.

    4 Κούμας Κ. Σύνταγμα Φιλοσοφίας. Τομ΄ Δ. Βιέννη, 1820.

    5 Paradis de Raymondis. Σύγγραμμα στοιχειώδες περί ηθικής και ευδαιμονίας. Μετ. Μιχ. Χρηστάρη. Βιέννη, 1816. Τ. 1ος. Σ. 147.

    6 Γεωργίος Κολιος. Γέρων Παϊσιος, η Παιδαγωγική Σκέψη του. Αθηνα, 2009.

    7 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 337.

    8 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 712.

    9 Металинос Георгий. Косма Этолийский – пророк новой Греции. // Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 14.

    10 Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 122.

    11 Μενούνος Ι. Ο Πάτερ Κοσμάς: Διηγηματική Βιογαφία. Αθήνα, 1969. Σ. 40.

    12 Старец Паисий Святогорец. «Люди становятся похожими на роботов». http://www.agionoros.ru/docs/255.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    13 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 406.

    14 Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 204.

    15 Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ.189.

    16 Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 216.

    17 Αργυροπούλου Ρ. Νεοελληνικός ηθικός και πολιτικός στοχασμός. Από τον Διαφωτισμό στον Ρομαντισμό. Θεσσαλονίκη, 2003. Σ. 84.

    18 Старец Паисий Святогорец «Творения». М., Издательский дом «Святая Гора», 2013. С. 57.

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994)
    Всенародное почитание Космы Этолийского и Паисия Святогорца началось сразу после их кончины.

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 2. Пророчества
    Во многих случаях толкования преподобного Паисия идут вразрез с предшествующей герменевтической традицией.

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 3. Духовные наставники и просветители народа
    И Косма Этолийский и Паисий Святогорец стремились к жизни в безвестности вдали от мира, однако, пожертвовав собой ради ближних, вышли с проповедью к народу. В обоих случаях их выбор был обусловлен Божественным призванием.

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 4. Отношение к Преданию и модернизму
    Проповедь святых Паисия и Космы не была бесцветным морализаторством, богословие позиционировалось ими как онтологическая основа православной нравственности. От веры через рассказ о таинствах и духовной жизни они переходили к насущным проблемам людей, подробнейшим образом касаясь острых и актуальных проблем своего времени.

    Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 5. Отношение к инославию и забота о ближних
    Святые Косма и Паисий были очень чувствительными в догматических вопросах и полагали Православие единственной спасительной религией.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.