• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 5-я

    В пятой части представлены исторические фотографии колокольни и трапезной монастыря. Частично представлены и несколько современных фотоснимков с изображениями государственных и церковных деятелей, а также некоторых известных монахов Россикона.

    Колокольня c башенными часами и трапезная

    93. Колокольня Россикона. Cооруженная в 1893 г. колокольня с башенными часами расположена над трапезной. 93. Колокольня Россикона. Cооруженная в 1893 г. колокольня с башенными часами расположена над трапезной.
        

    …Против храма находилась трапезная; над ней возвышалась колокольня со множеством колоколов, из которых один, самый большой, занимал отдельный этаж ( 1926; И. А. Гарднер; 18, c.28).

    …Весь порядок жизни Россикона отмечается звоном колоколов. В трехъярусной звоннице 32 больших и малых колокола. В середине ХIХ в. средства на основные колокола пожертвовал известный московский благотворитель купец Ф. Набилков. В 1847 г. воронежские купцы братья Самохваловы прислали в дар Россикону колокол весом 50 пудов. Советник Московской коммерции пожертвовал обители большой колокол весом 127 пудов и несколько малых. Звоница была перестроена в 1893 г. В ней появился и отлитый в Москве мастером Акимом Воробьевым колокол весом 13 т, диаметром 2,71 м и высотой 3,7 м (5, с.83).

    94. Подъем 18-тонного колокола на звонницу. Из коллекции фотолаборатории монастыря. Фото впервые было представлено на выставке Костаса Асимиса „Наш Афон“ (2012). 94. Подъем 18-тонного колокола на звонницу. Из коллекции фотолаборатории монастыря. Фото впервые было представлено на выставке Костаса Асимиса „Наш Афон“ (2012).
        

    95. Звонарь Россикона. Фото: Петр Трапезников (1854?) 95. Звонарь Россикона. Фото: Петр Трапезников (1854?)
      

    …Давно я не слыхал настоящего русского звона. И когда ударил этот тяжелый колокол, всколыхнул знойный воздух, огласил своим зычным звоном горы и море – я почувствовал, что за это великая красота кроется к русском звоне. Медный гул потрясал воздух. Густой-густой, зычный, он, казалось, проникал в самую душу. Торжественный звон, звон, действительно подобающий Божиему храму, звон, священный единственно-мощный… Долго гудел колокол. И со всех сторон стали сходиться в храм монахи в черных складчатых, развевающихся при ходьбе мантиях, в своих войлочных камилавках, покрытых наметкой (1926,И. А. Гарднер; 18, c.31–32).

    96. Президент России Путин В.В. и первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий (Макиенко) на звоннице Россикона. Cентябрь 2005 г. 96. Президент России Путин В.В. и первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий (Макиенко) на звоннице Россикона. Cентябрь 2005 г.
        

    …Владимир Путин поднялся на звонницу, колокол которой – самый большой на Балканах. По предложению настоятеля, Владимир Путин трижды ударил в колокол, звук которого разнесся над монастырем. Путин стал первым главой российского государства, который посетил Афон – самое святое для православных место на Земле, связанное с Русью и Россией на протяжении тысячи лет, написал в 2005 г. сайт Pravoslavie.ru.

    97. Кресты кафоликона и колокольни на фоне заката. 97. Кресты кафоликона и колокольни на фоне заката.
      

    Фото неизвестного автора представлено на сайте Русский Афон (Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон).

    …Вечером, когда солнце ужe скрылось за волнистую гряду Лонгоса и море как-то особенно мирно плескалось о белую гальку берега, мы вышли на балкон. Было дивно: воздух – что парное молоко. Я не мог налюбоваться лиловыми тонами заката, постепенно переходившими в темно синие. Звезды одна за другой загоралась в бездонном небе. Громадный платан, росший прямо перед балконом, не дрожал ни одним листочком…

    …Что за дивная ночь! Тишина немая. (1926; И. А. Гарднер; 18,с. 33 и 34)

    98. Колокольня и кафоликон (храм св. Пантелеимона). Вид сo стороны „Царских покоев“. 98. Колокольня и кафоликон (храм св. Пантелеимона). Вид сo стороны „Царских покоев“.
      

    Автор и время фотографирования неизвестны. Фото c водяным знаком из cобрания мюнхенского филиала американского фотоагентства „Getty Images“, объявившего в марте 2014 г. о предоставлении большей части своих изображений в свободное пользование.

    99. Колокольня (в центре, на заднем плане) и кафоликон (храм св. Пантелеимона). Вид сo стороны „Царских покоев“. Современное фото, автoр которого неизвестен. 99. Колокольня (в центре, на заднем плане) и кафоликон (храм св. Пантелеимона). Вид сo стороны „Царских покоев“. Современное фото, автoр которого неизвестен.
        

    100. Колокольня (cлева) на фоне монастырского ансамбля. Вид сo стороны архондарика. Автор и время фотографирования неизвестны. 100. Колокольня (cлева) на фоне монастырского ансамбля. Вид сo стороны архондарика. Автор и время фотографирования неизвестны.
        

    101. Колокольня (cправа, на заднем плане) на фоне монастырских построек. 2-я половина XIX в. Автор и время фотографирования неизвестны. Из фотолаборатории Россикона (?) 101. Колокольня (cправа, на заднем плане) на фоне монастырских построек. 2-я половина XIX в. Автор и время фотографирования неизвестны. Из фотолаборатории Россикона (?)
        

    102. Колокольня (слева внизу – деревянное и металлическое било) и кафоликон (храм св. Пантелеимона). Вид сo стороны южного братского корпуса и параклисов прп. Саввы Освященного и Свт. Николая Угодника. Современное фото, автoр которого неизвестен. 102. Колокольня (слева внизу – деревянное и металлическое било) и кафоликон (храм св. Пантелеимона). Вид сo стороны южного братского корпуса и параклисов прп. Саввы Освященного и Свт. Николая Угодника. Современное фото, автoр которого неизвестен.
        

    …Мое внимание привлекло большое деревянное било, висевшее у трапезной, и рядом с ним – железное, круглое, похожее скорее на обруч железнодорожного колеса. В эти била совершается благовест к службе: сначала бьют в деревянное ручное било, потом в деревянное висячее, после него в железное, и, наконец, ударяет большой тысячепудовый колокол на колокольне (1926;И. А. Гарднер; 18, c.31).

    103. „В трапезную“ (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон. Август – сентябрь 1941 г. (9, c. 234 – 235). 103. „В трапезную“ (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон. Август – сентябрь 1941 г. (9, c. 234 – 235).
      

    …По окончании Литургии вся братия собирается и во главе с игуменом торжественно шествует в трапезную (5, с. 83).

    104. В монастырской трапезной (1923–26 гг.?; по другим данным, в частности, организаторов выставки „Наш Афон“, – ceредина ХХ в.). Фото неизвестного автора (Cм.:3). 104. В монастырской трапезной (1923–26 гг.?; по другим данным, в частности, организаторов выставки „Наш Афон“, – ceредина ХХ в.). Фото неизвестного автора (Cм.:3).
      

    …К 1870 годам, когда братство насчитывало уже около пятисот человек, святоначалие монастыря приступило к значительному расширению трапезной. Прежнее помещение трапезной, построенное еще при князе Каллимахе, стало тесным. Стены потолок и столбы покрыты росписями на евангельские сюжеты (6, с. 64–65). Cводчатый потолок поддерживают мощные квадратные столбы. Свет в помещение трапезной падает из верхнего ряда небольших колонн, отчего оно кажется несколько сумрачным. Интерьер трапезной носит величественный, почти храмовый характер. Трапеза воспринимается как продолжение богослужения (Там же, с. 82 –83).

    105. В трапезной (1923-1926?) Фото неизвестного автора (Cм.:3) 105. В трапезной (1923-1926?) Фото неизвестного автора (Cм.:3)
      

    …Игумен и почетные гости сидят за полукруглым игуменским столом, стоящем в противоположном от входа в трапезную конце. Трапеза сопровождается чтением жития святых или поучений святых отцов (6, с.83).

    106. В трапезной. Время и автор фотоснимка неизвестны. 106. В трапезной. Время и автор фотоснимка неизвестны.
      

    107. Трапезарь – монах Ермолай (Чежия). Ныне он – заведующий библиотекой и архивом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Фото: Костас Асимис 107. Трапезарь – монах Ермолай (Чежия). Ныне он – заведующий библиотекой и архивом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Фото: Костас Асимис
        

    108. Пасхальная трапеза. В руках послушника Андрея пасхальный кулич. Фото: Костас Асимис (?) 108. Пасхальная трапеза. В руках послушника Андрея пасхальный кулич. Фото: Костас Асимис (?)
        

    109. 5 июня 2013 г. Перед началом трапезы с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (в центре). Фото: Богдан Панаит. 109. 5 июня 2013 г. Перед началом трапезы с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (в центре). Фото: Богдан Панаит.
      

    По информации сайта Патриархия Ру, в этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборном храме монастыря. По завершении Литургии архимандрит Иеремия преподнес Святейшему Патриарху на молитвенную память икону всех святых. Святейший Патриарх Кирилл подарил Пантелеимоновой обители на Афоне лампаду, многие десятилетия назад вывезенную из монастыря и обретенную в России. Лампада прежде висела у мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. Еще один памятный дар от Патриарха — Курская-Коренная икона Божией Матери. Игумену обители архимандриту Иеремии Святейший Патриарх Кирилл вручил наперсный крест, все братия монастыря получили иконы Спаса Нерукотворного. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви разделил с братией трапезу.

    110. Начало трапезы с с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За столом слева направо: схиархимандрит Илий (Ноздрин); игумен монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий; наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; представитель Константинопольского Патриархата на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото:Богдан Панаит. 110. Начало трапезы с с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За столом слева направо: схиархимандрит Илий (Ноздрин); игумен монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий; наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; представитель Константинопольского Патриархата на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото:Богдан Панаит.
      

    (Слева от трех окон в трапезной виден фрагмент большой горизонтальной фрески, созданной в 2003 – 2004 гг. монахом Варсонофием (Рыло). Композиция фрески является копией изображения с небольшого плаката „Мытарства и воздушные бесовские стражи“, приобретенного московским художником Влалимир Рыло в свечной лавке Спасо–Вознесенского женского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме. До появления на Афоне В. Рыло некоторое время подвизался на греческом участке на Елеонской горе. Имя самого автора „Мытарств и воздушных бесовских стражей“ неизвестно, но его изображение, по рассказам елеонской монахини Вероники (Рахеб), пользовалось до 2010 г. повышенным спросом у православных паломников. –. Примечание А. Х.)

    111. 21 ноября 2014 г. В трапезной отмечают 60- летний юбилей духовникa и первого эпитропа Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Макария (Макиенко). Любительское фото размещено на сайте solun.gr. 111. 21 ноября 2014 г. В трапезной отмечают 60- летний юбилей духовникa и первого эпитропа Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Макария (Макиенко). Любительское фото размещено на сайте solun.gr.
        

    В Свято-Пантелеимонов монастырь иеромонах Макарий, подвизавшийся до этого в Почаевской Лавре на Украине, поступил 3 июня 1987 г. По информации главы паломнического центра „Солунь“ Алексея Петричко, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) передал юбиляру наградной крест от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Егорьевский Марк (Головков) вручил орден Сергия Радонежского II степени. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и руководитель рабочей группы по подготовке в 2016 г. афонских торжеств Александр Беглов зачитал поздравление и вручил иеромонаху Макарию именные часы с дарственной надписью от Президента Владимира Путина.

    …Теперь самое время кратко рассказать о юбиляре и его восхождении на Святую Гору Афон…

    112. Иеромонах Макарий (Макиенко) до приезда на Афон. Любительское фото 80-х годов. 112. Иеромонах Макарий (Макиенко) до приезда на Афон. Любительское фото 80-х годов.
      

    Отец Макарий (в миру — Михаил Макиенко) является уроженцем поселка Березное в Черниговской области, сообщил сайт Русский Афон. Его родители и родная сестра Мария тоже приняли монашество. Отец — схимонах Павел (Макиенко) незадолго до своей кончины приехал к сыну на Афон. По некоторым данным, в молодые годы Михаил Макиенко учился на фельдшера. В начале апреля 1981 г. в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в мантию. В середине мая того же года рукоположен в иеродиакона, а через два года — в иеромонаха. По рассказам преподавателей Московской Духовной Академии, иеромонах Макарий некоторое время выполнял послушание в книжной лавке. По окончании в июне 1986 г. учебы в Академии иеромонах Макарий в течение года нес послушание в Почаевской Лавре у Стопы Пресвятой Богородицы.

    В книге Удовиченко В. и Савчук А. „Стяжавшая любовь“ (2005) , посвященной памяти блaжeннoй стaрицы мoнaхини Алипии (Авдeeвoй), иеромонах Макарий (Макиенко), вспоминает, как он попал на Афон. Cтaрицa мoнaхиня Алипия «всегда была очень почитаема и любима нашей семьей. Родители и сестры прибегали к ней за советом и помощью, просили ее святых молитв“.

    В связи с учебой под Москвой студент Михаил „посещал ее редко“.

    Далее иеромонах Макарий пишет: „…однако Старица под действием Духа Святого говорила некоторые пророческие слова обо мне моим родным. Так в беседе с сестрами, отвечая на их вопросы, она предсказала место моего служения после окончания учебы, указала и все обстоятельства, связанные с защитой дипломной работы и выбором ее темы“. И далее: „…Когда я был принят в число братии Свято-Успенской Почаевской Лавры, Матушка прямо сказала моей сестре монахине Марии: «Будет на Афоне!»

    …Через год меня прописали [в Почаевской Лавре], наместник утром после богослужения поздравил меня с пропиской, а вечером снова поздравляет — пришел вызов на Афон.

    В среду Светлой Седмицы 1987 года, накануне отъезда на Святую гору Афон, я посетил святую Старицу. В канун Святой Пасхи я получил последнее, открывающее дорогу на Афон, благословение от Вселенского Патриарха и выехал в Москву. По дороге я решил на сутки остановиться в Киеве с тем, чтобы поклониться и взять благословение у печерских угодников и посетить матушку Алипию. С Божией помощью я приехал к ее келии. Старица сразу отворила, и как мне показалось, ожидала мой приход. Угостив меня, она молча слушала всю мою предподготовительную историю к отъезду на Афон. Провожая меня, она сказала: «Благословляю путь твой на Афон»…

    113. Поздравления духовнику и первому эпитропу Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Макария (Макиенко). 21 ноября 2014 г. Любительское фото размещено на сайте solun.gr. 113. Поздравления духовнику и первому эпитропу Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Макария (Макиенко). 21 ноября 2014 г. Любительское фото размещено на сайте solun.gr.
        

    114. Пасха Христова 2015. В трапезной все готово для поздравления братии. Фото: А. Тарасов, afonit.info 114. Пасха Христова 2015. В трапезной все готово для поздравления братии. Фото: А. Тарасов, afonit.info
        

    115. „Из трапезной“ (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон в августе–сентябре 1941 г. (9, c. 234 – 235). 115. „Из трапезной“ (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон в августе–сентябре 1941 г. (9, c. 234 – 235).
      

    …Из трапезной вся братия вновь направляется в собор на краткую литию (5, с. 83).

    116. „Из трапезной“ (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон в августе –сентябре 1941 г. (9, c.232 – 233). 116. „Из трапезной“ (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон в августе –сентябре 1941 г. (9, c.232 – 233).
        

    Продолжение следует

    Литература.

    1. Deutsches Archäologisches Institut Berlin. Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. – Wasmuth, 2000.

    2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonos. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. Wasmuth, 2000.

    3. Аthос Agion Оrос. Pictures and stories about the Holy Mountain. – Электронный ресурс http://athosweblog.com

    4. Fennell N. The Russians on Athos. Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt/M., New York, Wien:Verlag Peter Lang, 2001.

    5. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. – См.:
    Вестник ПСТГУ II: История. История Русской
    Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96–134.

    6. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. –Издание Русского на Афоне Свято Пантелеимонова монастыря. – Москва, 2002.

    7. Шкаровский История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. – 2015 ( Электронная версия).

    8. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. Электронный ресурс http://www.isihazm.ru

    9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr.E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A.Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. –München: Verlag F.Bruckmann,1943.

    10. Афон в альбоме вел. Кн. Константина Константиновича. – Электронный ресурс http://ippo.ru

    11. Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). – Мюнхен, 2011. –175 c.

    12. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников. – Ж.: Вестник архивиста. 2002, № 1. С. 64-82.

    13. Aфонский церковный календарь на 2007 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2006. – 302 с.,VIII c.

    14. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9- е. – Москва. 1902.

    15. Псалтирь с изъяснением святых отцов и учителей Церкви. 3 -е изд.– Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2001. – 800 с.

    16. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря.- М.: 2004. - 640 с.

    17. Aфонский церковный календарь на 2008 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007. – 262 c.

    18. Гарднер И. А. Афон. Впечатления и воспоминания.-- Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2011. -- 272 с.

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 1-я
    В статье представлены (c комментариями) малоизвестные и редкие изображения некоторых построек и интерьеров зданий Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, а также обители Ксилургу, Старого (Нагорного) Русика и скита Хрумица.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 2
    Во второй части представлены малоизвестные и редкие фотографии, а также отдельные произведения изобразительного искусства с панорамными видами Свято-Пантелеимонова монастыря с востока, запада и со стороны монастырской пристани.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 3
    В третьей части представлены исторические и малоизвестные фотографии, а также некоторые произведения современного изобразительного искусства с видами побережья, пристани и монастырской набережной. Публикуются и несколько современных фотографий названных объектов.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 4
    В четвертой части представлены фотографии некоторых икон со стилизованными изображениями Россикона, а также несколько фресок и графических работ с видами cвятогорской обители. Здесь же представлено редкое прижизненное фото прп. Силуана Афонского.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.