• Балканы, Афон, Константинополь
  • Издан редкий памятник рукописной книжности XVII в. с описанием Афона

    Вышедшая в свет книга является редким памятником отечественной рукописной книжности XVII в.

    «Краткое повествование, чем разнствует Святая Гора Афон от нашего Соловецкого монастыря, и чем разнствуют монастыри Святой Горы от обители Соловецкой» - под таким названием издан забытый труд русского паломника второй половины XVII в., иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина, описывающего святые места Руси и Святой Горы, – сообщает корреспондент портала Русский Афон.

    Вышедшая в свет книга является редким памятником отечественной рукописной книжности XVII в. Издание посвящено 1000-летию древнерусского монашества на Афоне.

    Иллюстративный ряд воспроизводит «афонские» статьи иеродиакона Дамаскина в составе сборника Ярославского Архиерейского Дома, его автографы в сохранившихся рукописях.

    «Дамаскин жил в конце XVII века и... был иеродиаконом Чудова монастыря в Москве...», – замечает по поводу сочинителя протоиерей Иоанн Яхонтов. «Личность Дамаскина... чрезвычайно замечательна как тип истинно русского человека, не испорченного схоластическою наукою, хотя, для своего времени и звания, очень образованного, честного, неподкупного, с прямым здравым смыслом, непритворно смиренного и благочестивого, не неустрашимого борца за свою веру и народность».

    Беря в руки это «краткое повествование» мы получаем развернутую картину русских хождений, возникшую в рамках того мироощущения, которое было характерно для Руси. Паломничество русского книжника XVII в. на Святой Афон, посещение им географически удаленных островов Соловецкого архипелага привело к появлению сказания, родственного греческому проскинитарию, но и отличного от него.

        

    Говоря о том, «чем разнствует Святая Гора от нашего Соловецкаго острова, и чем разнствуют монастыри Святогорстии от обители Соловецкия, и скиты Святогорстии от скитов Соловецких, и пустынники Святогорстии – от пустынников Соловецких», приводя все различия («разнства»), касающиеся различных сторон жизни монашества, церковных книг, растительного и животного мира, Дамаскин совершенно убежден, что «невозможно есть уподобити Соловецкаго острова Афонской Горе». Осуществляя свое сравнение, автор отдаёт предпочтение Афону, выделяя его особые черты как столицы монашества.

    В описании Дамаскина присутствует много практических наблюдений: как из виноградной лозы делают невод и веревки для сушки белья («при келиях от стены до стены простирают, и воскидают на них, аки на веревки мокрое платье и сушат»). Описывается, чем освещают помещения, чем мостят мосты, как выпекают хлеб и варят варенье, чем потчуют гостей. Живой интерес паломника вызывают отработанная на Афоне технология выращивания винограда, вырабатка шелковой ткани, производство оливкового масла и церковного вина.

    Pravoslavie.ru

    Смотри также:

    В Софии состоялась презентация научного сборника «Афон и славянский мир»
    16 мая в Софии (Болгария) состоялась презентация научного сборника «Афон и славянский мир», посвященного 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон.

    Зографский монастырь создал электронную библиотеку и открыл доступ к редким архивным рукописям
    Афонский монастырь Зограф передал Софийскому университету сканированные файлы своего рукописного собрания, сообщил порталу «Русский Афон» клирик Болгарского Патриархата священник Козьма Поповски (София, Болгария).

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.