• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 4

    В четвертой части представлены фотографии некоторых икон со стилизованными изображениями Россикона, а также несколько фресок и графических работ с видами cвятогорской обители. Здесь же представлено редкое прижизненное фото прп. Силуана Афонского.

    Россикон в иконографии, фресках и графике

    Ныне известны несколько русских и греческих икон с ликом преподобного Силуана Афонского (†1938), изображенного на фоне Россикона. Ниже представлены некоторые из таких икон.

    72. Икона преподобного Силуана Афонского из Покровского храма Свято-Пантелеимонова монастыря. Cлева на иконе изображены монастырские постройки Россикона. 72. Икона преподобного Силуана Афонского из Покровского храма Свято-Пантелеимонова монастыря. Cлева на иконе изображены монастырские постройки Россикона.
      

    Заметим, что наиболее чтимыми иконами прп. Силуана являются два образа: первый из них был написан задолго до канонизации, в конце 1950-х - начале 1960-х гг., известным иконописцем Русского Зарубежья Л. А. Успенским. Второй был написан в 1980-х гг. cпециально к канонизации старца Силуана самим архимандритом Софронием (Сахаров; 1896—1993), учеником и библиографом прп. Силуана. Обе иконы находятся в основанном в 1959 г. архимандритом Софронием монастыре святого Иоанна Предтечи (Иоанно-Предтеченский монастырь), расположенном в Молдоне, в графстве Эссекс (Великобритания).

    73. Прижизненное фото прп. Силуана Афонского, хранящееся в Англии. (Cм.: http://www.orthodoxphotos.com) 73. Прижизненное фото прп. Силуана Афонского, хранящееся в Англии. (Cм.: http://www.orthodoxphotos.com)
      

    …Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской Горе в Русском монастыре святого великомученника Пантелеимона. Формуляр монастыря говорит о ем следующее: „Схимонах отец Силуан; мирское имя -- Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866; на Афон приехал в 1892; в мантию пострижен в 1896; в схиму -- в 191. Послушания проходил: на мельнице, на Каламарейском метохe (владение монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, на экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года (17, c.167).

    74. Монастырское здание Россикона, где, по преданию, в келии на втором этаже некоторое время проживал монах Силуан. 2003 г. Фото: Холодюк А. Г. 74. Монастырское здание Россикона, где, по преданию, в келии на втором этаже некоторое время проживал монах Силуан. 2003 г. Фото: Холодюк А. Г.
        

    75. Икона прп. Силуана Афонского. Cлева на иконе изображены монастырские постройки Россикона. 75. Икона прп. Силуана Афонского. Cлева на иконе изображены монастырские постройки Россикона.
        

    76. Cовременная греческая икона прп. Силуана Афонского. Cлева на иконе изображены монастырские постройки Россикона. 76. Cовременная греческая икона прп. Силуана Афонского. Cлева на иконе изображены монастырские постройки Россикона.
        

    77.Икона прп. Силуана Афонского (2001;40 × 30 cм). Автор: Шеко Екатерина Дмитриевна. В нижнем левом углу на иконе изображен Россикон. 77.Икона прп. Силуана Афонского (2001;40 × 30 cм). Автор: Шеко Екатерина Дмитриевна. В нижнем левом углу на иконе изображен Россикон.
        

    78. Фресковое изображение прп. Силуана Афонского в Россиконе. 1994. Автор: монах Ефрем (Макаров; †2014) 78. Фресковое изображение прп. Силуана Афонского в Россиконе. 1994. Автор: монах Ефрем (Макаров; †2014)
      

    …С отцом Ефремом мы покидаем кладбище и направляемся к Покровскому братскому корпусу. Вместе с ним замедляем ход, поднимаясь по ступеням ведущей в Покровской храм каменной лестницы. На одной из ее площадок, слева на стене, можно видеть большое изображение преподобного Силуана. Каждый проходящий мимо монах, даже если и очень спешит к началу службы, останавливается здесь на короткое время, крестится и прикладывается. Эти же действия повторяют и паломники.

    – Как называется эта фреска?

    – «Муж гигантской силы духа, имя его Силуан» – строка из книги отца Софрония. Изображение можно проиллюстрировать и такой строкой: «Старец Силуан десятилетиями рыдал ”до великих слез” о том, чтобы мир познал Бога». Некоторым икона напоминает о «редком даре молитвенного плача», каким владел старец, проводивший многие ночи в «Адамовом плаче».

    Прерывая недолгое молчание, отец Ефрем продолжил:

    – Мне остается только повторить уже известные вам мысли: Святая гора с древнейших времен известна как место непрестанной молитвы за мир. «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет», – эти слова старца Силуана вы тоже, наверно, знаете.

    И далее монах, поправляя цветочный стебелек в обыкновенном стакане на угловом столике под настенной иконой, вспоминает, как в 1992 году его, художника-реставратора из Санкт-Петербурга, увлекло и заманило на Афон повествование о старце Силуане, особенно записи, изобилующие жемчужинами его духовного опыта. В том же году он прибыл в монастырь, а через два года, получив у священноначалия благословение, в течение десяти дней написал эту икону. Кивком головы подтвердил, что является и исполнителем известной в монастыре алтарной иконы старца в параклисе преподобного Силуана… (Cм.:11, с.75 – 76).

    79. Монастырский ансамбль в 1851-1862 гг. 79. Монастырский ансамбль в 1851-1862 гг.
      

    Это фрагмент фрески в трапезной Россикона, построенной в 1892 г. На ней изображено «северное крыло здания 1851 г., но не представлено расширение ансамбля к востоку» ( 1, c. 312). На фреске художник изобразил северное крыло зданий (1851), храм свт. Митрофания Воронежского, несколько куполов кафоликона, старые колокольни и трапезная, а также южное крыло зданий и прибрежные огороды скита монастыря Ксенофонта. Различные постройки, изображенные в левой части фрески, наверняка существовали, однако позже на месте этих домиков были построeны большие здания на берегу моря. Фотографирование фрески произведено в январе 1971 года.

    80. Графическое изображение монастыря в 1851 -1861 гг. 80. Графическое изображение монастыря в 1851 -1861 гг.
      

    На цветной литографии видны кафоликон, старые трапезная и колокольня, храм Успения Пресвятой Богородицы (1820) и расширенное северное крыло здания (1851). Данное изображение в момент его фотографирования хранилось в монастырской библиотеке (1, c.314). Это цветноe изображение имеет черно-белую копию (40 х 52 см), которая «хранится в библиотеке Петербургской Академии» (Там же).

    81. Святая Гора Афон. Автор и время изготовления гравюры неизвестны. 81. Святая Гора Афон. Автор и время изготовления гравюры неизвестны.
      

    В левой части изображения угадываются стилизованные контуры большой обители -- Россикона. Фото гравюры воспроизведено с обложки книги Н. Фeннелa (cм.: 4).

    82. Вид Россикона с западной стороны. Дата изготовления гравюры неизвестна. Фамилию гравера едва можно различить в левом нижнем углу изображения, представленного на стр. V книги «Вышний Покров над Афоном» (Cм.: 14 ) 82. Вид Россикона с западной стороны. Дата изготовления гравюры неизвестна. Фамилию гравера едва можно различить в левом нижнем углу изображения, представленного на стр. V книги «Вышний Покров над Афоном» (Cм.: 14 )
        

    83. Вид Россикона с восточной стороны. Дата изготовления гравюры и ее автор неизвестны (14,c.107 ) 83. Вид Россикона с восточной стороны. Дата изготовления гравюры и ее автор неизвестны (14,c.107 )
        

    84. Вид Россикона с северо-западной стороны. Литография неизвестного автора из книги „Нынешний русский Св. Великомученика и целителя Пантелеймона монастырь на Святой горе Афонской“. - СПб., Типография Э. Арнгольда, 1866. 84. Вид Россикона с северо-западной стороны. Литография неизвестного автора из книги „Нынешний русский Св. Великомученика и целителя Пантелеймона монастырь на Святой горе Афонской“. - СПб., Типография Э. Арнгольда, 1866.
        

    85. Россикон со стороны моря. Хромолитография XIX в. 85. Россикон со стороны моря. Хромолитография XIX в.
      

    Заставица как художественное украшение бумаги для писем с Афона иеромонаха Макария (Макиенко), нынешнего духовника братии. Десять писем иеромонаха Макария, адресованные автору этих строк, хранятся в архиве Баварской Государственной библиотеки в Мюнхене.

    86. Современные изображения Божией Матери, вмч. Пантелеимона (справа) и прп. Силуана (слева), совмещенные со старым изображением Россикона неизвестного автора. Cимбиоз двух гравюр представлен в Псалтири, изданной на Святой Горе Афон в 2001 г. (15, с. 2). 86. Современные изображения Божией Матери, вмч. Пантелеимона (справа) и прп. Силуана (слева), совмещенные со старым изображением Россикона неизвестного автора. Cимбиоз двух гравюр представлен в Псалтири, изданной на Святой Горе Афон в 2001 г. (15, с. 2).
        

    87. Изображение храма св. Пантелеимона представлено на гравюре в Псалтири, изданной на Святой Горе Афон в 2001 г. (15, с. 396). 87. Изображение храма св. Пантелеимона представлено на гравюре в Псалтири, изданной на Святой Горе Афон в 2001 г. (15, с. 396).
        

    88. Спаситель, Россикон и прп. Силуан представлены на работе художника Комарова А. Г. 2001 г. (16, c. 2) 88. Спаситель, Россикон и прп. Силуан представлены на работе художника Комарова А. Г. 2001 г. (16, c. 2)
        

    89. Миниатюрное изображение Россикона (в овале) на заставицах двух страниц Афонского церковного календаря на 2008 г., посвященного 70 -летию со дня преставления прп. Силуана Афонского (17, c. 167 и 185). 89. Миниатюрное изображение Россикона (в овале) на заставицах двух страниц Афонского церковного календаря на 2008 г., посвященного 70 -летию со дня преставления прп. Силуана Афонского (17, c. 167 и 185).
        

    90. Святая Гора Афон. Гравюра начала XX века. В левой части видно стилизованное изображение Россикона. 90. Святая Гора Афон. Гравюра начала XX века. В левой части видно стилизованное изображение Россикона.
        

    91. Святая Гора Афон. Хромолитография XIX века. В левой части видно стилизованное изображение Россикона( белые здания с крышами красного цвета). 91. Святая Гора Афон. Хромолитография XIX века. В левой части видно стилизованное изображение Россикона( белые здания с крышами красного цвета).
        

    92. «Пантелеимон». Рисунок современного американского художника Дугласа Атвилла (Douglas Atwill). 92. «Пантелеимон». Рисунок современного американского художника Дугласа Атвилла (Douglas Atwill).
        

    Продолжение следует

    Литература.

    1. Deutsches Archäologisches Institut Berlin. Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. – Wasmuth, 2000.

    2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonos. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. Wasmuth, 2000.

    3. Аthос Agion Оrос. Pictures and stories about the Holy Mountain. – Электронный ресурс http://athosweblog.com

    4. Fennell N. The Russians on Athos. Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt/M., New York, Wien:Verlag Peter Lang, 2001.

    5. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. – См.:
    Вестник ПСТГУ II: История. История Русской
    Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96–134.

    6. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. –Издание Русского на Афоне Свято Пантелеимонова монастыря. – Москва, 2002.

    7. Шкаровский История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. – 2015 ( Электронная версия).

    8. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. Электронный ресурс http://www.isihazm.ru

    9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr.E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A.Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. –München: Verlag F.Bruckmann,1943.

    10. Афон в альбоме вел. Кн. Константина Константиновича. – Электронный ресурс http://ippo.ru

    11. Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). – Мюнхен, 2011. –175 c.

    12. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников. – Ж.: Вестник архивиста. 2002, № 1. С. 64-82.

    13. Aфонский церковный календарь на 2007 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2006. – 302 с.,VIII c.

    14. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9- е. – Москва. 1902.

    15. Псалтирь с изъяснением святых отцов и учителей Церкви. 3 -е изд.– Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2001. – 800 с.

    16. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря.- М.: 2004. - 640 с.

    17. Aфонский церковный календарь на 2008 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007. – 262 c.

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 1-я
    В статье представлены (c комментариями) малоизвестные и редкие изображения некоторых построек и интерьеров зданий Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, а также обители Ксилургу, Старого (Нагорного) Русика и скита Хрумица.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 2
    Во второй части представлены малоизвестные и редкие фотографии, а также отдельные произведения изобразительного искусства с панорамными видами Свято-Пантелеимонова монастыря с востока, запада и со стороны монастырской пристани.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 3
    В третьей части представлены исторические и малоизвестные фотографии, а также некоторые произведения современного изобразительного искусства с видами побережья, пристани и монастырской набережной. Публикуются и несколько современных фотографий названных объектов.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.