• Балканы, Афон, Константинополь
  • Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 5. Отношение к инославию и забота о ближних

    Святые Косма и Паисий были очень чувствительными в догматических вопросах и полагали Православие единственной спасительной религией.

    Часть 1
    Часть 2
    Часть 3
    Часть 4

    «В вопросах веры и любви к Родине нет места компромиссам»1, - эти слова Паисия Святогорца в полной мере применимы к учению рассматриваемых в настоящем исследовании подвижников. На вопрос университетского профессора можно ли покупать продукты из магазина, хозяин которого принадлежит к секте свидетелей Иеговы, старец Паисий ответил: “Нет, категорически нет”2. Руководствуясь схожей аргументацией Косма Этолийский запрещал христианам торговать с иудеями и даже добился разорения некоторых ростовщиков и золотых дел мастеров: “Иудеи называют Христа моего внебрачным, а Богородицу блудницей и именуют Святое евангелие диавольской книгой. Как мне после этого иметь с ними дело? Если какой­нибудь человек оскорбит меня, убьёт мою мать, братьев, детей, а затем выколет мне глаз, то я, как христианин, обязан простить его. А Христа моего и Богородицу Владычицу нашу оскорбляющих я видеть не хочу. Удивляюсь, как вы можете торговать с иудеями?”3.

        

    Святые Косма и Паисий были очень чувствительными в догматических вопросах и полагали Православие единственной спасительной религией. «Святая Троица есть истинный Бог, и все так называемые «боги» вне Святой троицы суть демоны»4, - подчеркивал Косма Этолийский. Паисий Святогорец также “следовал по святоотеческому пути, полагая что не только добродетель но и правомыслие в вопросах веры необходимы для спасения человека»5.

    Оба подвижника успешно боролись с исламизацией православного населения на Балканах и активно действовали в областях, где угроза исламизма была особенно высока. «Видя опасность турецкой пропаганды во Фракии, Старец приехал в город Комотини, чтобы поддержать обращённых в христианство мусульман, пожить с ними какое-то время, чтобы им помочь”6. Косма Этолийский также сосредоточил свою деятельность в регионах где шла исламская экспансия и смог ее остановить. Как современники святого так и современные ученые сходятся во мнении, что если бы не этот подвижник «не оставалось бы в этих местах ни одного прав христианина»7, а «Греция сегодня была бы страной, где ислам был бы преобладающей религией”8.

    Оба подвижника всегда жестко говорили о Латинской церкви. Косма Этолийский называл папу антихристом, а католиков еретиками9. А старец Паисий прекратил поминать Вселенского патриарха Афинагора из-за его сближения с римо-католиками”10.

        

    В сочинениях современников и оппонентов Космы Этолийского – представителей Новогреческого просвещения часто встречались имена античных богов и мифологических героев, призываемых на помощь и защиту отечества11, на место устойчивого выражения «страх Божий» радикальные адепты новой идеологии ставили «страх богов» 12. С этими тенденциями пришлось бороться и Паисию Святогорцу, жизнь которого пришлась на эпоху дехристианизации Европы и начало расцвета неоязычества.

    Святые Паисий и Косма боролись как с открытыми проявлениями язычества, так и с обожествлением новых идолов: своего «я», «золотого тельца», красоты и успеха. Подвижники говорили о страшном духовном падении человечества, проявляющемся в постепенном придании разврату, гомосексуализму и другим порокам, которые «не совершает ни собака ни осел»13 статуса нормы.

    При всей своей строгости и бескомпромиссности Паисий Святогорец и Косма Этолийский были чужды морализма и пиетизма. Все что они делали было исполнено любви к Богу. Они ничего не требовали от Христа, ничего для себя не просили, а хотели только одного: не расстраивать Господа. И стремились к этому каждый день, прилагая все свои силы14.

        

    Подобный подход подвижники стремились привить и своим слушателям. Паисий Святогорец хотел научить их «смотреть на Христа не как на судью, как на полицейского, а относится к Нему как Отцу»15. Для Космы Этолийского Христос также был не только Богом, но и «Сладчайшим Вседержителем и Владыкой». Эти слова производили сильное впечатление на народ, который привык называть «вседержителем» тирана – султана, а «владыкой» – своего архиерея. Но для святого Христос выше любой земной власти16.

    Многое из того что предлагали Паисий Святогорец и Косма Этолийский опередило их время. Равноапостольный Косма первым применил несколько передовых педагогических методик, большое внимание уделил проблеме адаптации ребенка во взрослом обществе и заговорил о необходимости всеобщего и бесплатного образования.17 Много внимания схожим проблемам уделил и Паисий Святогорец. То что он говорил о психологии ребенка (например, о значении грудного вскармливания, недопустимости ругать и наказывать ребенка в темноте) было впоследствии подтверждено научными исследованиями18.

        

    Очевидцы проповеди Космы Этолийского указывают на разносторонность его проповеди и богатство знаний: «я слышал и другое поучение, где он показал, что не чужд естественных наук… показал знание разнообразных философских систем, говорил о природном составе небесной материи, количестве планет и звезд»19. Психиатр – психоаналитик после того, как встретился с отцом Паисием рассказывал, что «не только получил от старца утешение и поддержку, но и сделал вывод, что отец Паисий знаком с новейшими достижениями психиатрии»20. Согласно воспоминаниям духовного чада старца социальный кругозор Паисия Святогорца поражал: “хотя он и был монахом-пустынником, он прекрасно знал что твориться в мире и мог ответить на любой вопрос”21.

    Косма Этолийский заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Показательно, что его учение сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании греческой экономики – проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, первым рассказал о необходимости их прививать, и это, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев. Практические советы давал мирянам и преподобный Паисия Святогорец: «Многим наркоманам Старец помог порвать с наркотиками. Вначале ему удавалось пробудить в них интерес к жизни, установить с ними контакт и завоевать их доверие. Несчастные слушали Старца со вниманием и принимали его советы. Многие из них, благодаря молитве и помощи Старца, освободились от своей страсти и стали горячими христианами и добрыми главами семейств… Старец своими руками завязывал этим юношам развязавшиеся шнурки на ботинках, отгонял от них мух, поправлял волосы, которые падали им на глаза. Он советовал им пойти на исповедь, начать жить духовной жизнью, устроиться на какую-нибудь простую работу, чтобы быть чем-то занятым. Он советовал им есть морковь и давал другие практические советы. Он посылал их к людям, в окружении которых было бы легче избавиться от страсти к наркотикам, помогал им стать членами общества и создать семьи”22.

        

    Подвижники проявляли заботу не только о людях, но и о природе. Космой Этолийским были посажены сотни деревьев во многих областях Греции (некоторые из которых сохранились до нашего времени). Многие исследователи полагают, что распространенный в Греции обычай сажать во дворах домов тутовые деревья также пошел от святого Космы. В свою очередь Паисий Святогорец «с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства»23.

    Продолжение следует…

    1 Старец Паисий Святогорец. «Страсти и добродетели» Слова. Т. V. М., Издательский дом «Святая Гора», 2008. С. 263.

    2 Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm (обращение – 24.1.2015 г.).

    3 Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 151.

    4 Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 120.

    5 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    6 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 713.

    7 Житие и пророчества Космы Этолийского. М., «Святая Гора», 2007. С. 27.

    8 http://www.agionoros.ru/docs/955.html Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце (обращение – 24.1.2015 г.).

    9 Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 121.

    10 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 703

    11 Ανώνυμος Έλλην. Ελληνική Νομαρχία. Σ. 71.

    12 Κιτρομηλίδης Π. «Νεοελληνικός Διαφωτισμός». Σ. 354.

    13 Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 174.

    14 Митрополит Лимасольский Афанасий: «Старец Паисий учил нас не смотреть на Христа как на полицейского, а относится к Нему как к Отцу» http://www.agionoros.ru/docs/1408.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    15 Митрополит Лимасольский Афанасий: «Старец Паисий учил нас не смотреть на Христа как на полицейского, а относится к Нему как к Отцу» http://www.agionoros.ru/docs/1408.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    16 Металинос Георгий. Косма Этолийский – пророк новой Греции. // Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 15.

    17 Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 82.

    18 Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm (обращение – 24.1.2015 г.).

    19 Αλισανδράτος Γ. Ο Κοσμάς Αιτωλός στην Κεφαλονιά και τη Ζάκυνθο (1777). Ανέκδοτη επιστολή ενός ακροατή του. «Κεφαλληνιακά Χρονικά». Τόμος 4. Αργοστόλι, 1982. Σ. 61.

    20 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    21 Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm (обращение – 24.1.2015 г.).

    22 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 318.

    23 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 531.

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис: Участие афонских исихастов в полемике традиционалистов и просветителей на Балканах в конце XVIII-начале XIX вв. Часть 1
    Эпоха европейского Просвещения стала временем серьезного противостояния рационализма и традиционализма. Значительная часть носителей «новой» философии требовала не обновления или обогащения религиозной традиции, а ее полного упразднения и замещения. Такой радикализм неизбежно вел к поляризации и жесткому идеологическому противостоянию, не раз имевшему место в православном мире.

    Беседа о старце Паисии Святогорце
    Беседа с заместителем главного редактора Издательского Дома «Святая гора» Афанасием Зоитакисом о недавно прославленном в лике святых греческом старце Паисии Святогорце.

    Афанасий Зоитакис: Участие афонских исихастов в полемике традиционалистов и просветителей на Балканах в конце XVIII-начале XIX вв. Часть 2.
    Отвержение и дискредитация общего византийского прошлого вело восточно-европейских просветителей к отрицанию единства православного мира, естественным следствием чего стало последующее отделение Балканских Православных Церквей от Вселенского патриархата.

    Афанасий Зоитакис: Участие афонских исихастов в полемике традиционалистов и просветителей на Балканах в конце XVIII-начале XIX вв. Окончание
    Традиционалисты решительно выступили не только против безграмотности, но и против предрассудков и антинаучных доктрин, получивших широкое распространение в народе и распространяемых различными шарлатанами, пользовавшимися неграмотностью простых людей.

    «Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса
    9 февраля в просветительском лектории портала «Православие и мир» прочитал свою лекцию «Равноапостольный Косма Этолийский (житие, пророчества, учение, иконография и народное почитание)» кандидат исторических наук Афанасий Георгиевич Зоитакис. Предлагаем нашим читателям текст этой лекции, а также её видеозапись.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.