• Балканы, Афон, Константинополь
  • Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 3. Духовные наставники и просветители народа

    И Косма Этолийский и Паисий Святогорец стремились к жизни в безвестности вдали от мира, однако, пожертвовав собой ради ближних, вышли с проповедью к народу. В обоих случаях их выбор был обусловлен Божественным призванием.

    Часть 1
    Часть 2

    “При всей пламенной ревности, горевшей в его сердце” Косма Этолийский “как муж смиренномудрый и скромный, не отважился начать” апостольское служение “руководствуясь исключительно собственным желанием, не уразумев прежде Божия на то изволения. Желая узнать, угодно ли это намерение Богу, он открыл Божественное Писание и чудесным образом тотчас встретил апостольское изречение: “Никтоже своего си да ищет, но еже ближнего кийждо” (1 Кор. 10, 24), то есть пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу его брату”1.

    Старец Тихон Старец Тихон
        

    Паисий Святогорец начал принимать паломников после того как ему дважды чудесным образом явился его почивший духовный наставник старец Тихон (первый раз это произошло 10 сентября 1971 года)2.

    В традиции всех Поместных Церквей монашество - это институт, основанный на духовном водительстве. Паисий Святогорец и Косма Этолийский были старцами, то есть носителями духовной аскетической традиции Церкви, передаваемой из поколения в поколение. Оба подвижника были «врачами души», на практике прошедшими борьбу со страстями и искушениями.

        

    Слова апостола Павла «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых” (I Кор. 9:22), традиционно прилагаемые в житийной литературе к представителям старчества, в полной мере применимы к преподобным Паисию и Косме. В их жизнеописаниях мы можем найти множество примеров, когда они находили общий язык и помогали всем (вне зависимости от их образованности, материального положения и духовного состояния)3. Должное святому Косме отдавали многие влиятельные, знатные и образованные люди того времени, причем среди его почитателей было много турок и венецианцев4. В келью к святому Паисию приходили известные политики, деятели искусства и науки, православные и инославные.

        

    Еще одной характерной чертой афонской монашеской традиции является независимость от властей, и как следствие равноудаленность, а точнее равноприближенность ко всем христианам (вне зависимости от их общественного положения). К обоим подвижникам за наставлением обращались представители всех слоев общества.

    Монахи всегда выступали как безбоязненные обличители неправды. Император Михаил III во время прогулки был обличен за жестокость и бессердечие иноком, находившимся среди толпы. Преп. Василий Новый (+ 952 г.) обличил Романа Лакапина, соправителя Константина Порфирородного (920-944) в сребролюбии и распутстве. Этот царь дал обещание исправиться и в благодарность за наставление наградил Василия дарами. За несправедливый поступок обличил князя один из основоположников русского монашества преподобный Феодосий Печерский. Случаи, когда монахи проявляли заступничество за угнетенных перед лицом “сильных мира сего” — бесчисленны5.

    Прп. Феодосий Печерский Прп. Феодосий Печерский
        

    Похожие тенденции неоднократно и ярко проявилось в жизнеописаниях и учении рассматриваемых персоналий. Когда один из президентов Греции приехал на Святую Гору Афон, преподобный Паисий посоветовал святогорским монастырям не принимать его, потому что он подписал закон, легализующий аборты6. Косма Этолийский неоднократно обвинял знать в отсутствии попечения о простом народе, призывая ее к отказу от роскоши и социальной ответственности7.

    «Церковь – это не прогулочный корабль того или иного епископа, чтобы он плыл на нём, куда ему вздумается»8, - подчеркивал старец Паисий Святогорец. На какое-то время он прекратил поминать Вселенского патриарха Афинагора из-за его опасных действий по сближению с римо-католиками. О высокой ответственности клира неоднократно говорил и святой Косма9.

    Старец Паисий с патриархом Варфоломеем Старец Паисий с патриархом Варфоломеем
        

    Несмотря на свою принципиальную позицию, Косма Этолиский и Паисий Святогорец не были фанатиками-зилотами, противопоставляющими себя священноначалию. Свою традиционность они неразрывно связывали с Церковью. Косма Этолийский покинул монастырь с разрешения игумена и действовал по благословлению Вселенских Патриархов Серафима II (1757–1761) и Софрония II (1774–1780). Паисий Святогорец также ничего не предпринимал без благословения афонского священноначалия. “Однажды он приехал в Суроти и увидел, что срок его предыдущего письменного разрешения на выезд с Афона уже истёк. Хотя ему надо было уезжать по срочному делу, он остался на месте и потерял два дня, ожидая, пока с Афона ему привезут новую отпускную грамоту” (хотя это было формальностью, которую не соблюдал почти никто из афонских насельников)10. Старец Паисий неоднократно встречался с Константинопольскими патриархами и с большим почтением отзывался о священноначалии.

    В случае с Космой Этолийским и Паисием Святогорцем мы имеем дело с «жизненным просветительством», воспитанием на собственном примере. Они никогда не теоретизировали и не советовали другим того, чего не исполнили сами. В первую очередь оба подвижника жертвовали собой ради других и призывали к самопожертвованию своих слушателей.

        

    Ради спасения ближних Косма Этолийский отказался от всех личных интересов и отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: «и теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы кроме той, которая на меня надета»11. Косма не останавливался в домах богачей и знати, был очень воздержан в еде, а произнеся проповедь в каком-нибудь селении, он, не отдыхая во время полуденного зноя, перебирался в следующее.

    Чтобы помочь людям, старец Паисий также не жалел времени и усилий. Он ежедневно терпеливо принимал огромное число паломников, несмотря на то, что они отнимали у него драгоценную тишину и нарушали установленный распорядок дня.

    Преподобные Арсений Каппадокийский, Арсений Симонопетрский и Паисий Святогорец Преподобные Арсений Каппадокийский, Арсений Симонопетрский и Паисий Святогорец
        

    Отец Георгий Капсанис в своих воспоминаниях приводит слова Паисия Святогорца: "Когда кого-то мучает какая-то проблема, его следует внимательно выслушать. Как бы долго он не говорил, нельзя показывать, что его слова утомили тебя – потому что тогда все будет без толку. Однажды я неподвижно слушал рассказ одного юноши в течение девяти часов. У меня от боли даже свело кишечник"12.

    Памятник Косме Этолийскому Памятник Косме Этолийскому
        

    Высказывание Паисии Святогорца «когда кто-то становится духовником – он должен быть полон решимости пойти в ад вместо тех, кого он исповедует. В противном случае он не готов быть духовным отцом»13 перекликается со словами Космы Этолийского, который на вопрос «а ты ведь монах, что ты делаешь в миру?» отвечал: «И я, братья, неправильно поступаю. Но так как народ наш стал безграмотным, я сказал: «Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и вашим молитвам и я спасусь»14.

    1 Зоитакис А.Г. Житие и пророчества Космы Этолийского. Москва, «Святая Гора», 2013. С. 26.

    2 Αρχιμανδρίτης Αρσένιος Κατερέλος,
Ηγούμενος Ι. Μονής Αγίου Νικολάου Δίβρης Φθιώτιδος
(Ομιλία εις τον Ιερόν Μητροπολιτικόν Ναόν Λαμίας – 16/3/2014)

    3 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    4 См., например свидетельства его биографа Никодима Святогорца: Συναξαριστής νεομαρτύρων. Των αγίων Μακάριου Κορίνθου, Νικόδιμου Αγιορείτου, Νικηφόρου Χίου και διδάσκαλου Αθανάσιου Πάριου. Θεσσαλονίκη, 1996. А также ученого и преподавателя Афанасия Псалидаса: Καντιώτου Α. Μητροπολίτου Φλωρίνης. Κοσμάς ο Αιτωλός (Συναξάριον – Δηδαχαί – Προφιτειαί – Ακολουθία). Αθήνα, 1988.

    5 См.: И.М. Концевич «Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси».

    6 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 714.

    7 Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 223.

    8 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 704.

    9 Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 188-190.

    10 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 701-702.

    11 Зоитакис А.Г. Житие и пророчества Космы Этолийского. Москва, «Святая Гора», 2013.С. 71.

    12 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    13 Архимандрит Георгий Капсанис: О старце Паисие Святогорце http://www.agionoros.ru/docs/1258.html (обращение – 24.1.2015 г.).

    14 Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 119

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.