• Балканы, Афон, Константинополь
  • Максим Злобин: «Духовное Предание Паисия Святогорца для современных христиан»

    Мы продолжаем публиковать доклады, прозвучавшие в рамках международной конференции «Наследие святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца», организованной Издательским Домом «Святая Гора».

        

    В качестве своеобразного эпиграфа своего доклада хочу поставить следующие слова Старца Паисия: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать». Именно так мыслил, так учил и самое главное так жил один из величайших подвижников Христовой Церкви Паисий Святогорец.

    Как известно Предание (по греч. парадосис) – это учение, которое передаётся по наследству в неповреждённом, неизменном виде. Применительно к духовной жизни можно говорить о том, что Предание – это духовное наследство, накопленное предыдущими поколениями христиан, и в первую очередь Святыми Отцами, которое преимущественно ими же и передаётся следующим поколениям христиан, их духовным наследникам. Соответственно, можно утверждать, что принципиальная оригинальность и новизна содержательной части Предания Старца Паисия исключена, ибо задача каждого поколения христиан в том, чтобы без искажений передать духовный опыт Апостолов и Святых Отцов потомкам. Об этом же пишет и сам Старец Паисий, обличая пытающихся создать «своё собственное православие и в духе этого «православия» истолковать святых отцов и Евангелие»1. Однако, Предание – это не просто механическая передача знаний предыдущих поколений Святых Отцов, но и дыхание Святого Духа в современных подвижниках, обогащающих Предание своим личным опытом, который при этом находится в согласии с основными принципами святоотеческой духовной традиции. Соответственно, в области методологических, языковых и психологических особенностей передачи Предания каждое поколение находит свою изюминку, с помощью которой можно убедительно донести истины Предания, заинтересовав и вдохновив соответстствующую аудиторию.

        

    Нет сомнения, что Старец Паисий в содержательной части своего богословия находился в рамках святоотеческого Предания, но при этом у него был и богатый личный духовный опыт, а также свои методы, свой язык, свои психологические и педагогические приёмы трансляции Предания. В своём докладе постараюсь кратко и структурировано выразить суть Предания Старца Паисия, а также указать на то, как его духовный опыт применим в наше время.

    Мы знаем, что в начале всякого дела стоит цель. Этот тезис безусловно применим и к такому многогранному делу, как «жизнь». И для того, чтобы прожить её по-христиански нужно понимать какова её конечная цель. Следует отметить, что Старец Паисий выражает свои мысли просто и ёмко, тем самым обнаруживая свою духовную гениальность. Так, он говорит, что «люди не постигли ещё глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого»2. Старец Паисий утверждает, что смысл нашей жизни «в том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая…Веруя в Бога, в будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной»3. Кстати, прошу вас обратить внимание на это высказывание, в нем хорошо заметны характерные особенности речи Старца - образность, живость и юмористическая искрометность.

    Итак, чтобы понять смысл жизни нужно осознать её временность. Немаловажное замечание для нас, современных людей, чей жизненный график расписан порой на недели и месяцы вперед. Мы должны жить для вечности и ценить данное нам для подготовки к встрече с Богом время, ибо по словам Старца, «мы пришли не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам»4. Вечная жизнь с Богом невозможна без обожения – без благодатного освящения души божественными энергиями, которое обязательно должно начаться ещё в условиях земной жизни человека.

        

    Каждый из нас должен расставлять приоритеты в жизни. Очевидно, что для того, чтобы смыслом жизни стало обожение, нужно, чтобы главным Приоритетом в нашей жизни стал Сам Бог. Кстати, на первый взгляд даже такая сугубо духовная вещь, как строительство церкви может отвлечь нас от главной цели нашей жизни – обожения нашей души. Так, Старец Паисий однажды сказал, что он и о построенных церквах жалел, так как заботы о строительстве отдалили его от Бога. То есть во время работ по постройке храмов Старец иногда из-за недостатка времени и рассеянности внимания занимался больше штукатуркой и кирпичами нежели молитвой и борьбой со страстями. Применительно к современности можно сказать, что сейчас, мы в церковной среде, также очень часто озабочены количеством и темами различных мероприятий по привлечению людей в Церковь с помощью своих собственных сил. При этом мы часто забываем, что Самый Главный Миссионер, привлекающий людей в храмы - это Сам Господь и если бы мы стяжали Его благодать - тот Дух мирен, о котором говорил Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, то не только каждый из нас, но и тысячи других людей спаслись бы вокруг5. Именно божественная благодать помагает нам понять глубочайший смысл жизни, заключающийся в обожении души, а также удержать это понимание в себе, вырвав наш ум из цепких лап дьвольского забвения и духовного усыпления. Как же обретается и удерживается эта благодать? Во-первых, с помощью молитвы, во-вторых с помощью аскезы и, в-третьих с помощью участия в Таинствах Церкви. Остановимся подробнее на учении Паисия Святогорца о молитве и об аскезе.

        

    Прежде чем сказать о молитве, позволю себе один очень важный тезис - центром духовной жизни по мнению Паисия Святогорца является борьба за смирение. Само же смирение Старец считает синонимом любви. В самом деле тот, кто имеет смирение имеет и любовь, а тот кто имеет любовь имеет и смирение. И наоборот, несмиренный, гордый человек не может любить, а нелюбящий не может быть смиренным.

    Учение Старца Паисия о молитве в сжатом виде выражено им самим так: «Брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований, но только покаяния.

    Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со Своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей»6.

    Говоря о молитве, Старец категорически запрещает зацикливаться на технике и количестве молитв, а также стремиться к божественным наслаждениям и свету. Старец указывает, что настоящая, правильно совершаемая молитва не утомляет, но наоборот, снимает утомление. Для того, чтобы научиться молитве он предлагает нам разные способы, в том числе и хитроумные. Вот что он пишет об одном из них: «Лукавого мы можем использовать как бесплатного рабочего… Когда, например, он принесет нам злые или хульные помыслы, начнем молитву и скажем лукавому: «Хорошо, что ты подтолкнул меня, потому что я забыл моего Христа». Если мы будем поступать таким образом и захотим удержать лукавого, он не останется, потому что не настолько глуп, чтобы работать даром и делать для нашей души добро»7.

    Старец настаивает на том, чтобы молитва стала органической частью нашей жизни, а не воспринималась нами, как обременительная, чуждая или даже как навязаннная зачем-то нам Богом обязанность. Для этого он предлагает нам в течении дня обращать внимание на наиболее борющие нас страсти и молиться Богу со смирением и с болью об избавлении от них. Нужно отметить, что искренности и сердечности в молитве и вообще в отношениях с Богом Старец Паисий предаёт огромное значение. Он говорит, что одно «Господи помилуй», сказанное с болью, равняется тысячи «Господи помилуй», сказанных механически, без участия сердца.

        

    Ещё одно важное замечание, о котором хочется сказать – оказывается молиться можно не за всех людей. Это возможно удивит кое-кого, но это так. Вот что об этом говорит сам Старец: «Не дерзай также творить молитву о людях, имеющих плотские грехи, не только потому, что это является дерзостью, пока ты сам не примирился с Богом, но и потому, что после этого враг будет днем осквернять тебя нечистыми помыслами, а ночью показывать тебе непристойное кино и осквернять тебя»8. Стоит добавить, что Старец обращается здесь к духовно не укреплённым христианам и имеет ввиду келейную молитву. Представляется, однако, что для нас современных христиан этот совет очень актуален и распространяется не только в отношении молитвы за людей, имеющих плотские грехи. Думаю, что у многих из нас есть свой опыт молитвы за людей, борющихся с определенными страстями, и ощущение того, как обеспокоенные нашей молитвой бесы начинают обращать внимание на нас вместо своих прежних подопечных.

    Продолжение следует

    Максим Злобин (Царицынский Православный Университет (г. Волгоград)).

    1 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. «Святая Гора». Москва. 2004. С. 372.

    2 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 355.

    3 Там же. С. 356.

    4 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 357.

    5 Беседа о смысле христианской жизни преп. Серафима Саровского с Мотовиловым. http://www.smisl-zhizni.ru/o-smisle-zhizni/85-prepodobni-serafim

    6 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    7 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    8 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    Смотри также:

    Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
    12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.

    Старец Паисий Святогорец. Духовные законы
    Сегодня мы публикуем отрывок из новой книги известного греческого старца Паисия Святогорца († 1994).

    Отец Паисий и…святой потир
    Недавно афонский иеромонах отец М. поведал мне один случай, который навел меня на серьезные размышления. А то, что я задумался, связано, возможно, с непростым временем, которое мы сейчас переживаем.

    Старец Паисий Святогорец: Подготовка к общению с Богом
    Святая Гора Афон (AgionOros.ru) публикует избранные наставления Паисия Святогорца из недавно изданного шестого тома «Слов» Старца «О молитве».

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.