• Балканы, Афон, Константинополь
  • Певчие кельи Св.Фомы горы Афон представили образцы византийского пения

    30 июня 2014 года в Белом зале Шереметевского Дворца певчие кельи Святого Фомы Святой горы Афон представили образцы аутентичных традиций старинного византийского церковного пения.

    Как правило, насельники Святой горы не покидают своих скитов, но участие в фестивале "Академия православной музыки" - стало исключением.

    29 июня, в день открытия фестиваля, на Санкт-Петербургском подворье Оптиной пустыни в 10:00 была отслужена Божественная Литургия при участии певчих кельи святого Фомы Святой Горы Афон (регент - иеромонах старец Фома) и мужского хора "Оптина пустынь". Хор "фомадов" - один из лучших хоров Святой Горы Афон - неоднократно выступал в России.

    Келья святого Фомы расположена в малом ските святой Анны, который принадлежит Великой Лавре Святой Горы Афон. Великая Лавра основана в 963 году. Эта древнейшая и самая большая по размеру обитель на юго-восточной стороне у подножия Афонской вершины занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Её основатель - св. Афанасий Афонский. Келья св. Фомы основана в 1880 году монахами-ювелирами, владеющими византийским искусством работы по серебру. Это мастерство по сей день является вторым занятием монахов после музыки.

    В 1935 году в келье принял монашество монах Андрей, имеющий прекрасный голос и глубокие знания византийского пения. Монах Андрей с молодости пел на праздниках с монахами-певчими, учителями и мастерами, носителями исконной певческой традиции, собирающимися со всей Святой Горы. С 1960 года игумены монастырей приглашают на праздники не только монаха Андрея, но и всё братство скита св. Фомы, которое в это время пополнилось молодыми монахами. В числе их был и сегодняшний настоятель, отец Фома. Отец Фома прибыл на Афон в возрасте 11 лет. Под руководством старших монахов он научился читать музыкальную нотацию и лишь затем освоил азбуку. В настоящее время в состав певчих кельи св. Фомы также входят иеромонах Филипп, пребывающий на Афоне с 17 лет, и архимандрит Павел, пребывающий на Афоне с 15 лет.

    Смотри также:

    Зачем на богослужении понадобилась музыка и как появились первые византийские напевы
    В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем текст второй лекции и её видеозапись.

    В Петербурге в рамках фестиваля "Академия православной музыки" выступит один из лучших афонских хоров
    29 июня 2014 года в Санкт-Петербурге уже в шестой раз откроется международный фестиваль "Академия православной музыки".

    В Петербурге на открытии музыкального фестиваля выступил афонский хор
    Международный фестиваль "Академия православной музыки" открылся 29 июня Божественной литургией в храме Успения Пресвятой Богородицы на Санкт-Петербургском подворье Введенского мужского монастыря Оптина пустынь.

    Музыкальный подарок от греческих старцев
    Прихожан храма Иоанна Предтечи, что в Старой Ладоге, и паломников, которых тоже собралось немало, 28 июня ожидало неординарное событие, можно сказать, восхитительное: в Божественной литургии приняли участие певчие братства Фомадов малого скита св. Анны Святой горы Афон во главе с игуменом Фомой.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.