• Балканы, Афон, Константинополь
  • Константин Икономос – защитник Православия в Греции и России

    Имя Константина Икономоса недостаточно известно в России. Между тем, он был одним из наиболее выдающихся богословов и церковных деятелей XIX столетия. Во многом благодаря его деятельности Элладская Церковь выжила в условиях натиска схоластического богословия, протестантской миссии и антицерковных реформ греческого короля. Константина Икономоса многое связывает с Россией. Санкт-Петербургская Духовная Академия и Академия наук избрали его в свои члены. Икономос консультировал императора Александра I по греческим вопросам.

        

    Константин Икономос родился 27 августа 1780 года в селении Царицани области Фессалия. Его отец, Кириак, был священником и занимал должность эконома местной митрополии. Он стал первым учителем сына, преподав ему уроки по Закону Божию и греческой книжности.

    Уже с малых лет Константин обнаружил выдающиеся способности. В совершенстве овладев древнегреческим языком, он писал подражания Гомеру. В 13 лет юноша был назначен чтецом и в ознаменование этого события произнес с амвона слово собственного сочинения.

    Константин продолжил свое образование в переживавшей тогда период расцвета школе селения Амбелакиа, где в совершенстве овладел французским языком.

    Жизнеописатели Икономоса сообщают, что в последующие годы он овладел английским, немецким, русским и возможно некоторыми восточными языками.

    Еще в период обучения в школе Константин по собственной инициативе обошел с проповедью Евангелия некоторые города и селения Фессалии и Македонии.

    В 20 лет Константин женился. В браке у него родился сын Софокл (впоследствии известный богослов, философ и врач) и дочь Анфия.

    На 25-м году жизни Икономос был рукоположен в пресвитеры. По смерти отца он получил его должность — эконома Элассонской епископии, а также стал главным епархиальным проповедником.

    Большие усилия Константин сосредоточил на просветительской деятельности: основывал школы и библиотеки, преподавал и проповедовал.

    Евфимий Влахавас Евфимий Влахавас
    В 1806 г. в Фессалии вспыхнуло антиправительственное восстание во главе со священником Евфимием Влахавасом. До местных правителей дошли слухи, что Константин Икономос также принимал участие в подготовке вооруженного выступления. Тотчас он был схвачен и посажен в тюрьму в городе Иоаннина. В тюрьме Икономос пробыл недолго, так как за его освобождение был выплачен большой денежный выкуп.

    Константинопольский патриарх Григорий V, чтобы избавить Икономоса от дальнейших преследований, перевел его в Фессалоники, назначив наместником тогдашнего митрополита Фессалоникийского Герасима, жившего в Константинополе.

    В Салониках Икономос занимался изучением философии и естественнонаучных дисциплин а также выступал с проповедями в храмах и учебных заведениях.

    Наибольший интерес Константин проявил к литературе. Он пристально следил за современной французской поэзией. Переводил иностранных авторов и писал стихи сам.

    В 1809 г. Икономос был приглашен в Смирну в качестве преподавателя «Филологической Гимназии». Это учебное заведение (во многом трудами Константина) обрело впоследствии громкую известность.

    Икономос оставался в Смирне в течении 10 лет (1809-1819), преподавая филологические дисциплины и риторику. С 1813 года он стал директором «Филологической гимназии».

    В этот период мировоззрение Икономоса претерпевает серьезные изменения. Восхищение Европейским Просвещением уступает место консервативному традиционализму. Будучи самоучкой, Константин только теперь знакомится с творениями Святых Отцов и осознает какая духовная глубина сокрыта в этих произведениях. Следствием этого и становится коренной пересмотр взглядов.

    После закрытия «Филологической гимназии» (16 июня 1919 года) Икономос уезжает в Константинополь, где получает титул эконома Вселенского Патриархата и назначается главным проповедником.

    Начало национально-освободительного восстания Начало национально-освободительного восстания
        

    После того как в Греции разразилась антитурецкое восстание, Икономос бежал в Одессу, где уже существовала большая греческая диаспора. Вслед за его приездом в город было доставлено тело убитого в Турции священномученика патриарха Григория V. Икономос 19 июня 1821 года произнес над его гробом одну из своих лучших и вдохновенных проповедей, печатные копии которой вскоре получили широкое распространение.

    Патриарх Григорий V Патриарх Григорий V
        

    В 1822 г. Икономос отправился в Санкт-Петербург. В столице он был благосклонно принят императором Александром I. Санкт-Петербургская Духовная Академия и Академия наук по достоинству оценили заслуги Икономоса в области богословия и филологии и избрали его в свои члены. Икономос консультировал императора по греческим вопросам. Он познакомился с Иоанном Каподистрия и богатыми братьями Ризари и помог им в деле открытия в Греции духовной семинарии.

    В 1830 г. Икономос был избран почетным членом Московского университета.

    1831 год от холеры умерли мать, жена и брат о. Константина.

    В 1832 г., несмотря на возражения царя, желающего оставить Икономоса у себя на службе, он решил вернуться на родину. Покидая С.-Петербург Константин был осыпан царскими милостями: получил орден св. Анны и пожизненную пенсию в 7000 рублей.

    По пути на Родину Константин решил посетить Германию, где проживали его родственники. Берлинская Академия на торжественной церемонии провозгласила Икономоса своим членом-корреспондентом. Кроме того он встретился с королем Пруссии, который пожаловал ему рыцарский орден Красного орла.

    В октябре 1834 года Икономос возвратился в Грецию.

    Обладая непререкаемым авторитетом в церковной среде, Икономос возглавил борьбу против политики секуляризации и автокефализации Церкви (а также подчинения ее государству), проводимой королем Греции при поддержке новогреческих Просветителей, которые заняли ключевые посты в образовательной системе.

        

    Икономос был наиболее авторитетным оппонентом церковных реформ и вскоре стал символом сопротивления, вокруг которого группировались защитники церковного предания. Вместе со своими соратниками Икономос выступил против схоластики, Просвещения и протестантской миссии.

    Главным оппонентом Икономоса стал другой уроженец Фессалии - известный греческий богослов-рационалист Феоклит Фармакидис (1784-1860 г.), который был выразителем западной духовности и стал одним из инициаторов переустройства Эллалской Церкви на модернистских началах.

    Икономос был категорическим противником анти-византийской программы нового правительства, кульминацией которой стала попытка физического искоренения ромейского культурного и духовного наследия. Только для строительства нового громадного кафедрального собора в Афинах было разрушено 72 уникальных церкви византийского и поствизантийского периода. На собранные от продажи участков деньги велось строительство, а части разрушенных церквей использовались в качестве строительных материалов.

    Новый кафедральный собор в Афинах Новый кафедральный собор в Афинах
        

    Декларируемая Просветителями «борьба с пережитками византийской архитектуры и живописи и возращения к древнегреческому идеалу красоты» категорически отвергалась Икономосом. В отличии от модернистов он был сторонником сохранения монофонического византийского пения и выступал против стремления к западным образцам в иконописи.

    Икономос выступил против перевода Священного Писания на простонародный греческий язык.

    Особое неприятие Икономоса вызывало антиканоничное решение о подчинении Элладской Церкви властям, принятое королевским указом, который практически полностью повторял соответствующий документ об организации церкви в Баварии. Кроме того он последовательно выступал против другого канонического нарушения: сокращения числа епископов, которые при вступлении на кафедру были теперь обязаны приносить клятву на верность королю.

    Икономос был главным противником одностороннего неканоничного провозглашения автокефалии Элладской Церкви (1833 г.). Он настаивал на том, что даровать независимость исключительное и неотьемлемое право Матери-Церкви – Вселенского Патриархата. Икономос отправил в Константинополь специальное послание, где высказал свою позицию по поводу автокефализации. Этот документ лег в основу Синодального Томоса 1850 г., предоставившего Элладской Церкви независимость.

    Икономос выступил последовательным защитником главной опоры традиционного сознания – православного монашества. Он протестовал против закрытия монастырей и конфискации их земель.

    Одной из причин побудивших Икономоса отказаться от должности профессора стало несогласие с образовательной политикой греческих властей.

    Почтовая марка с изображением Константина Икономоса Почтовая марка с изображением Константина Икономоса
    Организация первого после освобождения от османского владычества, греческого Университета была связана с деятельностью баварцев, из свиты короля Отто (Вительсбах). Богословский факультет был поделен на кафедры и отделения, ориентируясь на соответствующую организацию подобных факультетов Германии со всей их схоластической ориентацией.

    Взгляд на богословие как на самостоятельную рациональную науку вполне соответствовал духу эпохи, но был категорически неприемлем для Икономоса. Он вел последовательную полемику с преподавателями богословского факультета (среди которых был и упомянутый выше Феоклит Фармакидис). Будучи выдающимся знатоком святоотеческого наследия, Икономос ревностно защищал его в своих работах и устных выступлениях, противопоставляя современному модернистскому богословствованию.             

    Полемическую деятельность Икономос успешно сочетал с просветительской и научной. Дом Константина был центром притяжения для наиболее образованных людей того времени, а он сам стал наставником большого числа духовных чад, многие из которых впоследствии заняли ключевые позиции в греческом обществе и Церкви.

    После непродолжительной болезни Константин Икономос скончался 8 марта 1857 года в возрасте 77 лет.

    Когда в Афинах узнали о его кончине, весь город облекся в траур. Похороны Икономоса состоялись с большой пышностью при огромном стечении народа. Он похоронен во дворе обители Небесных Сил Бесплотных в Афинах.

    Афанасий Зоитакис

            

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.