• Балканы, Афон, Константинополь
  • Архимандрит Георгий Капсанис: Истинная свобода – это свобода любви, а не свобода эгоизма

    Отошел ко Господу один из самых известных православных богословов современности проигумен монастыря Григориат архимандрит Георгий Капсанис. AgionOros.ru публикует одно из последних интервью старца, данное им до обострения тяжелой болезни.

    Святая Гора Афон – один из главных форпостов православия. Что служит этому причиной?

    - Уже в течении полутора тысяч лет на Святой Горе хранится православная вера и православный образ жизни. Православие и как религия и как жизнь всегда богоцентрично. Его центр – Богочеловек, а не обособившийся человек, поставивший себя и свое «я» в центр мироздания. Обособившийся человек игнорирует смирение, покаяние и молитву. На Афоне, напротив, подвизаются в смирении, покаянии, молитве и участии в таинствах. Эти добродетели привлекают Благодать Божию. Именно поэтому Святая Гора излучает Божественную благодать через кающихся и смиряющихся иноков.

    - Почему молодые, успешные и образованные люди становятся монахами?

    - Человек прежде всего «существо богословское» или, как пишет святитель Григорий Богослов, «живое существо… через стремление к Богу достигающее обожения» (Григорий Богослов. Слово 38 На Богоявление или на Рождество Спасителя. PG 36, 324 Α). Человек никогда не найдет покоя и умиротворения, если не встретится и не соединится со своим архетипом – Христом. Жажда быть вместе с Богом, любовь к Нему приводит некоторых христиан в монашество.

    - Геронда1, насколько в повседневной жизни монастыря ощутимо присутствие Богородицы и святых?

    Жизнь не только монаха, но и каждого христианина, это всегда общение с Богом Живым, Пресвятой Богородицей и святыми. Это общение - часть каждодневной жизни афонского монаха. Монах часто (а в некоторых случаях непрестанно) говорит со Христом посредством умной сердечной молитвы «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя». В течение суточного круга богослужений читаются многие богородичные службы (каноны, Акафист). Службы святым читаются ежедневно без сокращений, читаются их труды и жития во время трапезы. В сочетании с фресками и иконами, которые украшают обители, все это в совокупности дает возможность переживать таинство Церкви как таинство богочеловеческого общения.

    - Влияет ли на жизнь святогорцев присутствие многочисленных паломников и проводимые масштабные реставрационные работы. Видите ли Вы опасность обмирщения?

    
Действительно, существует угроза исихастскому характеру жизни монахов. Но так как иноки не прекращают своего ежедневного участия в многочасовых богослужениях, не оставляют келейного правила, эта опасность минимизируется.

    - Если бы перед Вами оказалась группа молодых людей, на что бы Вы обратили бы их внимание, к чему бы призвали стремиться и чего опасаться?

    Я бы обратился к ним словами одного из древних Отцов Церкви: «Люби и делай что хочешь». Если ты по-настоящему любишь - не сделаешь ничего, что огорчит Бога и твоих ближних. Все заповеди Христовы заключены в заповеди любви. Истинная свобода – это свобода любви, а не свобода эгоизма. Я по-настоящему свободен, когда делаю то, что предписывает любовь, а не то, к чему меня влекут эгоизм и другие страсти.

    - Мы, как чада Церкви, когда должны говорить, а в каких случаях промолчать?

    Вы задали серьезный вопрос, который каждый из нас должен обратить к собственному духовнику. Согласно Святым Отцам рассуждение – вершина всех добродетелей. Оно словно компас указывает нам, когда и что надо сказать. Рассуждение – дар Святого Духа. Оно дается наиболее зрелым и совершенным христианам.

    - Послушание только для монахов или для всех христиан? Где и когда его необходимо проявить?

    Послушание – путь спасения и совершенствования для всех христиан. Великий афонский святой равноапостольный Косма Этолийский советует не только женам слушаться своих мужей, но и мужьям своих жен, когда их советы не противоречат Воле Божией. Послушанием мы побеждаем свой эгоизм и становимся способными к боголюбию и человеколюбию, становясь людьми Божиими.

    Источник: Журнал 
«Εκ Βαθέων»,
    Τριμηνιαία Έκδοση Ενοριακών Συνάξεων Νέων Ι.Ν. Αγ. Γεωργίου Γιαννιτσών
σελ. 23-25, Τεύχος 20ο, Ιούλιος-Σεπτέμβριος 2009

    Перевод AgionOros.ru

    1 Герондас – старец (греч.).

    Смотри также:

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам
    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».

    Отошел ко Господу проигумен монастыря Григориат архимандрит Георгий Капсанис
    Почил о Господе проигумен Афонского монастыря Григориат архимандрит Георгий Капсанис.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.